Файл: основные цели и этапы процедуры выявления рисков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждый российский бизнес сталкивается с одними и теми основными рисками. Рассмотрим основные из них:

  • риска развития: могут ли оригинальный продукт или услуга на самом деле быть созданы/изготовлены;

  • производственного риска: может ли продукт на самом деле быть произведен в соответствующем объеме;

  • маркетингового риска: если продукт будет изготовлен, может он быть продан эффективно;

  • риска, связанного с защитой интеллектуальной собственности: если продукт уникальный, обеспечен ли он уровнем защиты от кражи технологии его изготовления;

  • финансового риска: если продукт может быть продан эффективно, будет ли он в результате приносить прибыль организации, и может быть прибыль организованна в той форме, которая позволяет инвесторам получать дивиденды от нее;

  • риска роста: если компания будет продавать только данный продукт, сможет она достичь рентабельности на одном уровне;

  • кадровых рисков: какие кадровые ресурсы нужны для реализации данного продукта?

  • Возможно ли будет силами данного штата обеспечить создание и реализацию продукции? Каков будет фонд выплаты заработной платы;

  • странового риска: учитывается ли при создании продукции, открытии своего предприятия риски, связанные с ценообразованием, политикой государства, валютные риски и.т.д.?

Таким образом мы выявили основные цели и виды рисков, влияющих на финансово хозяйственную деятельность.

2 ЭТАПЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКОВ



Основные цели и этапы процедуры выявления рисков. Выявление (идентификация) риска представляет собой предварительный этап оценки риска, он включает процесс определения, составления перечня и описания таких элементов риска: как источники риска, событиях, причины и возможные последствия.

Конечной целью процедуры выявления рисков кредитной организации в рамках ВПОДК является определение: организации;

  • перечня рисков, присущих деятельности кредитной

  • перечня потенциальных рисков, которым может быть подвержена кредитная организация;

  • перечня значимых для кредитной организации рисков.

Таким образом, процедуру выявления итогового перечня значимых для

кредитной организации рисков можно представить в виде следующих этапов.

Этап 1. Разработка методологии: на первом этапе проводится анализ существующей в кредитной организации методологии выявления значимых рисков на предмет актуальности и соответствия требованиям и рекомендациям Банка России, в том числе в части соответствия характеру и масштабу осуществляемых кредитной организацией операций. При необходимости производится доработка.


Ответственность за разработку и актуализацию данной методологии несет служба управления рисками, при этом к процессу разработки могут привлекаться профессиональные подразделения не входящие в службу управления рисками, участвующие в процессе управления отдельными видами риска.

Этап 2. Непосредственное выявление рисков: как правило, данный этап предполагает формирование предварительного полного перечня возможных рисков кредитной организации (широкий перечень, лонг-лист) и затем его сокращение до перечня:

  1. присущих деятельности кредитной организации на момент оценки;

  2. потенциальных рисков, т.е. новых видов (дополнительных объемов)

  3. рисков, возникновение которых обусловлено реализацией мероприятий,

  4. предусмотренных стратегией развития кредитной организации.

Этап 3. Классификация выявленных рисков по уровню их значимости: выявленные на предыдущем этапе риски (как присущие деятельности кредитной организации, так и потенциальные) должны быть оценены на предмет их значимости для кредитной организации и разделены:

  • на значимые риски: наиболее значимые риски реализация любого из них может привести к потерям, существенно влияющим на оценку достаточности капитала, прочие значимые риски – существенные потери возникают в случае их реализации в сочетании с наиболее значимыми рисками.

  • незначимые риски.

Результаты данной классификации используются для определения подходов к оценке и управлению по каждому из рисков, в том числе в качестве ориентира при выборе:

  1. методологии оценки и ограничения рисков (количественные/качественные методы, уровень сложности);

  2. методологии определения потребности в капитале:

  3. в отношении наиболее значимых рисков (кроме риска ликвидности).

Потребность в капитале, как правило, определяется количественными методами (в обязательной прядке они применяются к кредитному, рыночному и операционному рискам).

В отношении прочих значимых рисков допускается определять общую сумму капитала на их покрытие, на покрытие незначимых рисков капитал не требуется.

Этап 4. Документирование процедуры выявления значимых рисков: методология выявления значимых рисков должна быть документально

оформлена. Должна ли она быть оформлена в виде самостоятельного документа или включена в иные документы (например, в стратегию (политику).



Управления рисками кредитной организации), кредитная организация определяет самостоятельно. Кроме методологии должны документироваться результаты выявления оценки значимости рисков в виде:

  1. перечня значимых рисков (как правило, он включается в стратегию (политику) управления рисками кредитной организации);

  2. отчета, в который рекомендуется включать: описание проведенной процедуры выявления рисков и их классификации (т.е. этапов 2 и 3) задействованные эксперты, распределение функционала, использованные источники и предварительный полный перечень возможных рисков как правило, включает общие определения рисков и отметку для каждого из них является он присущим или потенциальным в разрезе видов операций кредитной организации.

Приведенная последовательность этапов должна повторяться регулярно. Кроме того перечень выявленных рисков может дополнятся по результатам оценки рисков при принятии кредитной организации решения об осуществлении новых операций.

Существует множество способов классификации и, соответственно, идентификации рисков проекта. Часть из них является строго формальными и математическими (например Метод Монте-Карло), часть из них менее формальна и доступна для применения в широких аудиториях специалистов, вне зависимости от уровня предварительной специальной подготовки к деятельности по анализу рисков (Метод Brainstorming), некоторые из них применимы во всех направлениях при работе в отрасли ОТ.

Наиболее правильно, при работе с рисками, является использование ни одного (хоть и самого универсального метода), а применение нескольких, которые должны образовать комплекс методов, учитывающих всю специфику и особенности конкретных рисков, для решения поставленной задачи. Каждый из методов не является абсолютной "учебной" истиной, любой из них должен модифицироваться и адаптироваться под конкретные нужды путем усовершенствования и, в дальнейшем, эволюционирования и развития.

На выбор конкретного метода или комплекса методов по работе с рисками влияют различные факторы, такие как доступность квалифицированных ресурсов, характер и степень неопределенности данных и информации, сложность метода для его применения. Перед тем, как выбрать тот или иной метод, необходимо провести исследование, целью которого является обоснование выбора конкретных методов идентификации риска с указанием их приемлемости, пригодности и применимости в заданных условиях функционирования. Необходимо обеспечить соответствие используемых методов и выходных данных для объединения результатов различных анализов, при работе над крупными проектами.


Рассмотрим наиболее популярные и хорошо себя зарекомендовавшие на практике методы,

Brainstorming (метод мозгового штурма) – целью мозгового штурма является создание подробного списка всех возможных, пусть даже самых фантастических и маловероятных, на первый взгляд, рисков проекта или процесса.

Ключевым, в данном методе, является пристальное рассмотрение каждой идеи. При практическом использовании метод мозгового штурма встречается со многими "преградами".

Результатом правильно проведенного brainstorming – бесчисленное количество идей, которое просто иногда невозможно обработать.

Неоспоримым преимуществом метода является дешевизна, быстрота проведения, последующая кристаллизация команды и отладка способов её членов. Недостатками является потенциальное доминирование одной личности, фокусировка только на отдельных предметных областях, что может привести к тому, что цели встречи будут замылены, необходимость в присутствии опытного, сильного, объективного ко всем членам группы ведущего.

Использование этого метода требует демократическо-наставническо-поощерительной атмосферы, которая, к сожалению, не нашла широкого распространения. Метод, безусловно, очень популярный, но его эффективность и результативность оставляет еще большую почву для совершенствования организации и специалистов, которые его проводят.

Метод Delphi – второй по популярности метод, используемый при работе с рисками, метод Delphi. Первоначально метод использовался в целях прогнозирования влияния разрабатываемых технологий на направления ведения гипотетически возможной войны. Эта методика также относится к группе методов экспертного оценивания. Она более ресурсотребовательная, по сравнению с методом мозгового штурма, поскольку выполняется в несколько операций. Первым этапом проводится письменный опрос участников команды, затем полученные данные подвергаются более подробному анализу и обобщаются сторонними лицами, а уже потом вновь рассылаются экспертам в виде интегрированного списка рисков для дальнейших комментариев. Данный метод позволяет проанализировать риски несколько раз, систематизировать их, автоматически отодвигая незначительные на второй план. Консенсус и список рисков получается через несколько итераций этого процесса. В методе Deiphi исключается давление со стороны коллег и боязнь неловкого положения при высказывании идеи. Главными преимущества метода является исключение возможности доминирования одной личности, метод может проводиться дистанционно, к примеру, через электронную почту, нивелируется возможность "не зрелой" оценки. Недостатки метода: требует участия каждого члена группы, занимает много времени, высокая загрузка ложиться на плечи ведущего и административный персонал.


Идентификация основных причин – суть данного метода заключается в подробном рассмотрении всех возможных рисков, которые, по своей сути являются следствием определенной деятельности и построением причинно-следственных связей. С помощью зафиксированных закономерностей и становится возможным выявить основные и главные причины рисков, области и активности, в которых они возникают, учитывая всевозможные смежные процессы, которые оказывают свое влияние на возникновение рисков.

После того, как причины выявлены и зафиксированы необходимо принять решение о том, что и каким образом необходимо корректировать и исправлять.

Наилучшим образом, для проведения анализа ИОП подходит инструмент под названием «Диаграмма Исикавы». Эта техника нашла на сегодняшний день очень широкое применение и используется во многих областях. Мы не будем описывать алгоритм использования «Диаграммы Исикавы», при желании, изучить этот инструмент сможет каждый желающий, без труда найдя необходимую информацию в сети, но отметим, что этот инструмент можно использовать и на других стадия процесса управления и анализа рисков.

Несомненным преимуществом метода идентификации основных причин является возможность его проведения без дополнительного привлечения дорогого ресурса дополнительных экспертов, отдельно взятым специалистом, что делает этот метод менее "экспертным" (с точки зрения количества участников) по сравнению с рассмотренными ранее методами, но не менее эффективным, и более быстрым.

SWOT анализ – цель проведения этого вида анализа оценить возможности и окружение "рискового" проекта или процесса. На сегодняшний день эта методика получила очень широкое распространение в разнообразных областях бизнеса при проведении консалтинговых и управленческих исследований за счет своей привлекательной субъективности и легко интерпретируемости результатов, выполненных конкретными экспертами.

Идентификация сильных и слабых сторон позволяет выявить практическую картину и реалии окружения, максимально объективно оценить возможности и недостатки, с которыми можно столкнуться при проведении той или иной деятельности.

5 Метод Монте-Карло – является самым формализованным и сложным из рассматриваемых методик. Этот метод имеет наиболее основательный технологический аппарат. Этот метод выбран для того, чтобы продемонстрировать "полюсы" методик в области идентификации рисков.

ММК построен на использовании математических алгоритмов, что позволяет считать данную методику наиболее обоснованной и точной. Сложность и основательность данного метода оправдана только при использовании большого количества статистических данных.