Файл: Предпосылки возникновения социологии. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Классический этап в развитии социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общество может развалиться, если части не будут функционировать слаженно. Подобная взаимосвязь выступает основой социальной интеграции. Таким образом, теория социальных институтов Спенсера была направлена на системное исследование общества.

«Социальный дарвинизм» английского ученого проявился в идее избавления от слабых индивидов с помощью естественного отбора. Однако, несмотря на противоречивый характер своей теории, исследователь внес в социологическую науку большой вклад. Им были разработаны принципы системного анализа общества, предпринята попытка соединения общественных и естественных наук («социальный организм»), дан толчок развитию новых социологических направлений.

В русле позиции Г. Спенсера работали многие западные социологи. Польско-австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1909) описывал социальные процессы в биопсихическом аспекте. По его мнению, составной частью социума является не личность, а группа, сообщество. Непрерывная борьба различных по интересам групп способствует историческому развитию. Анализируя типы социальных конфликтов, ученый пришел к выводу об их зависимости от экономических мотивов и потребностей людей. Воззрения Л. Гумпловича использовались для подтверждения незыблемости общественного неравенства, обусловленного биосоциальными различиями.

Ближе к концу XIX в. как реакция на неудовлетворенность биологизаторскими концепциями возникает психологическое направление в социологии. Общим для психологических теорий является то, что они стремятся общественные явления и их развитие объяснить психологическими факторами, действием сознания во взаимоотношениях индивидов. Социальные явления так или иначе выводятся из психических свойств, поэтому категории психологии используются в качестве понятийно-теоретического аппарата для объяснения общества.

Различают три разновидности психологического подхода:

Индивидуалистская – социальные процессы и явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов, поэтому именно в психике индивида следует искать причины того, что происходит в обществе;

Групповая – ориентирует на поиск причинно-следственных связей в объяснении общественных явлений и процессов в психологии групп (рода, племени, семьи, коллектива и т.д.);

Социетарная – объяснение социальной жизни и деятельности
должно осуществляться с позиций общественной психологии, а психику индивида следует рассматривать как продукт общества.

Наиболее крупные представители психологического эволюционизма – американские социологи Лестер Уорд (1841-1913) и Франклин Гиддингс (1855-1931), австриец Зигмунд Фрейд (1856-1939), чьи теории используются и в современной социологии личности.

Л. Уорд («Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации»), полемизируя со Спенсером, указывал, что социальная эволюция не может быть чисто природной, биологической, поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой, которые осуществляют осознанные, целенаправленные действия. Их и должна изучать социология. Соединительным звеном при изучении природного и социального становится человек – наполовину природное, наполовину общественное существо.

Ф. Гиддинг («Принципы социологии») полагал, что в социальной эволюции действуют две силы - бессознательная (природная, т.е. объективные факторы) и сознательная (факторы субъективно-психологического характера), т.е. некое сознание рода, которое и следует учиться понимать.

В рамках теории инстинктов возникает представление, согласно которому все социальные явления, как и явления психические, можно объяснить одним единственным инстинктом, точнее влечением - половым влечением (либидо). Эта концепция З. Фрейда оказала сильное влияние на американскую социологию, в рамках которой и возникла психоаналитическая ориентация).

З.Фрейд считал, что половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей. Бессознательные стремления личности (в первую очередь сексуальные) - ее потенциал и основной источник активности. Если половые желания человека не удовлетворены, то он расходует эту энергию в разных формах, т.е. энергия преобразуется во что-то позитивное (в науку, искусство) – этот процесс называется «сублимацией» – или, напротив, вызывает различные болезненные состояния (неврозы).

З.Фрейд предлагает разделять умственный опыт на сознательный (отдает себе отчет в своих действиях) и подсознательный (то, что мы не контролируем, когда поведение управляется некими внутренними силами, в которых мы не отдаем себе отчет: сновидения, обмолвки, оговорки, описки и

другие непроизвольные действия. В подсознании гнездятся и вытесненные из сознания (как постыдные, социально неодобряемые) некоторые мотивы и установки (секс, подглядывание и пр.). С этих позиций Фрейд рассматривает развитие личности в процессе социализации. Человек- это система нужд, а общество - это система запретов (табу). Человек ищет компромисс между глубинным влечением и общественно-приемлемой формой его реализации. Если не находит – наступает фрустрация, разрушение личности.

Сторонники психологического направления в социологии во многом способствовали более строгому, чем раньше, объяснению группового (коллективного) и индивидуального сознания, его природы, механизмов, структуры, функций. Были созданы предпосылки для исследования, и начато изучение общественного мнения, средств массовых коммуникаций.

Однако такой подход имел и недостатки, т.к. сводил всю совокупность социальных связей, отношений, процессов, взаимодействий к психическим. Это означало отказ от исследования общества в институциональном разрезе, от изучения социальной структуры, социальной динамики, социальных общностей. Нужны были принципиально новые взгляды на социологию как науку, ее предмет, возможности и перспективы.

2. Классический этап в развитии социологии.


Классическая социология и ее выдающиеся представители: во Франции – Э. Дюркгейм, в Германии – Ф.Тённис, Г.Зиммель, М.Вебер будут нами рассмотрены в следующем вопросе плана.

В конце XIX в. появилась концепция социологизма, которую разрабатывал французский теоретик Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Наиболее известны его работы: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Социология и педагогика».

Социологизм утверждал превосходство социума над индивидом и объяснял общественные явления причинами, не сводимыми к биологии или психологии. Дюркгейма интересовала проблема разделения труда, и он выявил её связь с солидарностью, т.е. сплоченностью социальных групп. В древности людей объединяла механическая солидарность (обычаи, традиции, вера), затем – органическая. Первая была основана на сходстве, вторая – на разделении труда.

Еще одна категория Э. Дюркгейма – социальный факт, характеристиками которого выступают независимость, объективное существование, принудительность. Поэтому задача социологии состоит не просто в анализе социальных фактов, но и в установлении с их помощью неких статистических закономерностей. Ученого, кроме этого, интересовали разные состояния, в которых может пребывать общество. Так, он выделял нормальное и ненормальное состояния. Первое отличается развитой экономикой, нормативным регулированием, а при втором повышается вероятность конфликтов и исчезают моральные принципы, что именуется аномией.

Помимо исследований теоретического плана, получила большую известность работа «Самоубийство», основанная на эмпирическом материале. Дюркгейм отрицает существовавшие до него концепции о мотивах совершения суицида и обращает внимание на внешние, социальные причины, выявив взаимосвязь частоты самоубийств и степени социальной интеграции. Проживание в сельской местности, наличие детей, семьи предохраняют от изоляции и чувства одиночества. По этой причине «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид». А условия несоциального характера – время года, время суток, географическое положение, климат, возраст, особенности психики оказывают на процент самоубийств косвенное влияние. Э. Дюркгейм, выделив и подробно описав 4 типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое, фаталистическое, – представил феномен самоубийства в аспекте социальных трансформаций и кризисов, т.е. помог утвердиться социологическому подходу.


В своей последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм попытался установить связь между религией и структурой общества, считая, что это поможет понять устройство сложных образований. Таким образом, социология Дюркгейма очертила основные перспективы научного знания, явившись теоретической предпосылкой структурного функционализма. Многие проблемы, поднятые ученым, обсуждаются в науке до сих пор: общественная солидарность, аномия, методы социологического исследования ,связь социологии и педагогики.

На дальнейшее развитие социологии повлияли и взгляды немецкого классика Г. Зиммеля (1858-1918). Собрание его произведений насчитывает 14 томов, представляющих самые разнообразные темы: власть, конфликт, группы, культура, мода, деньги и т.д.

Он стоял у истоков формальной социологии, полагая, что она должна выявлять формы взаимодействий между субъектами («формы обобществления»). Использование в общественных дисциплинах социологического метода именовалось Зиммелем общей социологией, систематизацией форм обобществления («социальная алгебра») – формальной социологией, которая выполняет методологическую функцию. Помимо этого, система социального знания включает в себя философскую социологию. В итоге образуется трёхступенчатая схема: социология – формальная социология – философская социология. Изучение моды иллюстрирует идею Зиммеля о социальном процессе как форме обобществления. Мода – формула, с помощью которой индивид демонстрирует статусную принадлежность и пытается выделить себя из группы. В то время как в обществах, где отсутствует расслоение, из массы никто не стремится выделиться. Иными словами, мода существует только в обществах с классовой структурой и приобретает классовый характер для обозначения социальной принадлежности.

В своем основном социологическом труде «Философия денег» Г. Зиммель анализирует интеллект и деньги. Именно они способствуют нарастанию отчуждения и одновременно увеличивают степень свободы.

Ещё одним представителем классического этапа в западной социологии был немецкий профессор Фердинанд Тённис (1855-1936). Он занимался организацией крупных эмпирических исследований, но в истории теоретической социологии остался известным как автор книги «Община и общество». Он исследовал индустриальные и современные типы обществ, обозначенных соответственно терминами «гемайншафт» и «гезельшафт». Со временем они превратились в основные категории социологии. По мнению Тённиса, эти противоположные типы исторических эпох различаются некоторыми признаками.