Файл: Предпосылки возникновения социологии. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Классический этап в развитии социологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критерий | «гемайншафт» | «гезельшафт» |
мотивация | общинные принципы | Рациональность интересов |
социальный контроль | обычаи, традиции, общественное мнение | формальное право |
разделение труда | на основе родственных связей | на основе профессии |
ценности | религиозные | светские |
социальные институты | семья, соседи, община | политические партии, организации, деловые круги |
Тённис проводит мысль о том, что на смену «общинной» социальности приходит «общественная». Подобное противопоставление позволяет выстроить систему формальных категорий, при помощи которых можно обнаружить направленность исторических процессов и их изменений. Он разделяет социологию на «общую» и «специальную». В последней выделяет теоретическую, прикладную, эмпирическую части, предназначенные для познания социальной жизни. Тённис включил в группу научных понятиий дружбу, согласие, доверие. В таком аспекте социология превращается в часть философской этики, поскольку социальные явления возникают, по его мнению, в процессе взаимодействия, которое опирается на волевые отношения.
На рубеже XIX – XX в. развивается «понимающая социология» М. Вебера (1864-1920) – немецкого экономиста и историка. Он преподавал в нескольких университетах Германии. Был редактором немецкого социологического журнала, в котором печатались его основные произведения. Круг интересов Вебера включал в себя историю права, религии, хозяйства, капиталистическую урбанизацию, политику и т.д. Главные произведения: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии», «Политика как профессия», «Хозяйство и общество».
Работа «Протестантская этика и дух капитализма» принесла М. Веберу большую известность и сохраняет актуальность до сих пор. В ней он представил современный капитализм как тип рационального поведения, а не только как экономическую систему. Учёный попытался выявить связь между протестантизмом и формированием капитализма, когда вся жизнь человека и предпринимательство опираются на соблюдение этических принципов.
Основная категория Веберовской социологии – социальное действие. Под этим термином нельзя понимать любые поведенческие акты. Чтобы считаться социальным, действие должно соответствовать двум условиям: быть осмысленным и ориентированным на другого или других. Учёный описал 4 вида социальных действий, взяв за критерий степень рациональности: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное, целерациональное. Их подробное содержание будет рассмотрено в одной из лекций данного курса.
Субъект деятельности (áктор) осознаёт цель, применяет подходящие средства для её достижения, предвидит реакцию окружающих. Предметом социологического исследования является осмысленное действие, поэтому социология приобретает характер «понимающей». Понимание мотивации, смысла действий - неотъемлемый компонент научного исследования. По Веберу, понимание появляется при изучении целенаправленных действий. Определяя цель, мы пытаемся понять смысл действия.
Ещё одна категория, введённая немецким учёным, – «идеальный тип». Под ним подразумевается обобщение социальных явлений, некие мысленные конструкции, выступающие инструментом познания реальности. Примерами идеальных типов служат «ремесло», «капитализм», «экономический обмен», «церковь», «бюрократия». Задача социолога заключается в конструировании моделей, которые помогают выявлять социальные процессы. Подобные обобщения и есть идеальные, теоретически сконструированные типы.
Заслугой М. Вебера является глубокое исследование феномена бюрократии, которая представляет рациональный тип деятельности, эффективный способ управления, выступая при этом идеальным типом или моделью социального института. Она превращается в противовес хаотичному развитию событий.
Изучая институт власти, М. Вебер выделил три типа господства: легальное, традиционное, харизматическое.
Его влияние на западную социологию оказалось весьма значительным. Он явился автором теории социального действия, концепции бюрократии, основоположником понимающей социологии, которые не утратили методологической силы до настоящего времени.
В заключение следует отметить, что: 1) исторически формирование социологии было связано со становлением позитивизма, выявившего несостоятельность умозрительных теорий, не опиравшихся на эмпирический материал; 2) социология классического периода представляла собой новый тип знания об обществе, который воплотился в трудах великих мыслителей – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера; 3) влияние учёных-классиков на современную науку, не только на социологию, но и на философию, психологию, педагогику признается научным сообществом.
3. Современная западная социология: основные этапы развития, направления и школы
Современная западная социология характеризуется многообразием идей, концепций, теорий, методов исследования. Сложная система современной социологии является продуктом многомерного развития интеллектуального содержания классического периода социологии. Но, прежде всего, надо указать на существенно новые моменты, которые появились в социологии ХХ века. Во-первых, был преодолен методологический кризис, в котором оказалась социология в конце Х1Х в. Позитивизм нашел свое развитие в таких неопозитивистских направлениях, как бихевиоризм и функционализм. Во-вторых, возникли новые теории, часть которых была направлена на синтез разнообразных по методологии концепций. В-третьих, бурно развивалась эмпирическая социология. В-четвертых, центр развития социологической мысли постепенно переместился в США.
В 30-е г. XX в. американская социология становится лидером в силу нескольких благоприятных для нее условий: отсутствием в США препятствий для развития и преподавания социологической науки (в 1901 году курс социологии читался в 169 университетах и колледжах страны), щедрым финансированием науки государством и деловыми кругами, заметным пополнением корпуса ученых США специалистами, эмигрировавшими из Европы в годы фашизма.
В развитии западной социологии ХХ в. принято выделять следующие этапы:
1) 20-е – начало 40-х г. – стремительный рост эмпирических исследований;
2) вторая половина 40-х – 60-е г. – доминирование структурного функционализма и других общетеоретических концепций;
3) с 70-х г. до наших дней – время нового переосмысления методологии и назначения социологической науки, выход на траекторию осмысления глобальных социальных процессов.
На каждом из этапов развития социологии в Европе и США рассмотрим её направления и представителей научных школ.
Первый этап – 20-е – начало 40-х г.
Для последующего развития социологии и становления ее эмпирической ветви огромное значение имела работа Ф.Знанецкого и У.Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке». В своих исследованиях 1918-1920 г. они сопоставили социальное самочувствие поляков-крестьян, живущих на родине и в эмиграции. Основой этого исследования стали личные документы крестьян: письма, автобиографии, дневники, воспоминания, а еще многочисленные беседы и интервью. В работе излагалась и методика проведения исследования. После публикации труда Ф.Знанецкого и У.Томаса начался бурный рост эмпирических исследований. Социологи обратились к наиболее острым проблемам индустриального общества – преступности, нищеты, асоциального поведения и т.п. Наибольших успехов в этом отношении достигла чикагская школа социологии во главе с Р.Парком, который советовал коллегам «не бояться испачкать руки», изучая «изнанку» общества. Однако в это время исследовалось не только «социальное дно».
Внимание социологов привлекла проблема человека на производстве. Основная заслуга в изучении этой проблематики принадлежит американскому ученому Э.Мэйо. С 1927г. по 1939г. он провел целую серию экспериментов на предприятии в Хоторне – городе-спутнике Чикаго. По названию города эксперименты стали называть хоторнскими. Э.Мэйо интересовала проблема текучести кадров и низкой производительности труда. Как и его предшественники, он начал поиски главной причины неблагоприятной ситуации в условиях труда, но постепенно он обнаружил, что на производительность труда и текучесть кадров заметное влияние оказывают межличностные отношения рабочих. Ученый пришел к выводу, что решающим фактором производства являются отношения между людьми, т.е. человеческие отношения. Результаты его экспериментов впоследствии легли в основу доктрины человеческих отношений, проводящей идею личностного фактора производства как ключа к решению многих проблем.
Второй этап – вторая половина 40-х – 60-е г.
В период увлечения эмпирическими исследованиями социология накопила богатый фактический материал о различных сторонах общественной жизни. В результате этого возникла настоятельная потребность в теоретическом обобщении разрозненных эмпирических данных, приведение их в соответствие с общесоциологической теорией. Кроме того, во второй половине 40-х г. мир вступил в эпоху научно-технической революции, принесшей с собой изменение структуры общества, что также необходимо было теоретически осмыслить. Таким образом, на первый план снова вышла теоретическая социология. На втором этапе наибольшее распространение получил структурный функционализм, который в наиболее систематическом виде был разработан американскими социологами Т.Парсонсом и Р.Мертоном.
Структурно-функциональный анализ или структурный функционализм является одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли. Он занимал и в 50 – 80 годы ХХ века главенствующее положение, а в качестве общей социальной теории противостоял марксизму. Сам термин «структурный функционализм» появился только в ХХ веке, а как теоретическая парадигма этот подход сложился окончательно во второй половине века, но его корни идут от основателей социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Дело в том, что структурный функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии как самостоятельной науки. Структурный функционализм рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, как систему. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом в течение определенного времени. Функционалисты акцентируют внимание на частях общества (отдельных подсистемах), особенно на его важнейших институтах – семье, религии, экономике, государстве, образовании.
Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов и воздействующих на нее сил. Изменения в одном социальном институте имеет последствия для других институтов, а также для общества в целом. Например, понижение жизненного уровня населения отрицательно сказывается на рождаемости. Это ведет к сокращению в школах набора учащихся, а далее – к закрытию школ. Некоторые институты могут меняться быстрее, чем другие, вызывая дисбаланс в социальной системе. Развитие и функционирование общества можно объяснить только «изнутри». Для этого направления характерно стремление построить наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной реальности и при этом использовать старый метод классической социологии – историко-сравнительный метод.
Одним из основателей структурно-функционального направления был Толкотт Парсонс (1902-1979). Сын приходского священника, он получил образование в Гарварде и свою карьеру начал как экономист, затем некоторое время стажировался в Германии, где и познакомился с работами ведущих немецких социологов: Ф.Тённиса, Г.Зиммеля и М.Вебера, оказавшими на него заметное влияние. После возвращения в США Т.Парсонс стал преподавать на факультете социологии, только что созданном в Гарвардском университете П.Сорокиным. Как полушутливо отмечал сам Парсонс, к тому времени все частные области социологической теории были уже разобраны, и ему ничего не оставалось делать, как заняться разработкой общей концепции.
Первая крупная работа «Структура социального действия» (1937) содержит концептуальную схему теории Т.Парсонса, которую он продолжал разрабатывать впоследствии в таких произведениях, как «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и ряде других.
Отправным моментом для Парсонса является теория социального действия. В качестве исходной клеточки анализа социальной системы выступает «действие». Неотъемлемой чертой социального действия является отношение между деятелями и элементами среды: деятель ↔ ситуация. Под средой понимается как природная, так и социальная ситуации, которые человек (деятель) наполняет смыслом. Наиболее важным элементом среды являются другие люди, что выводит исследование на проблему социального взаимодействия, в рамках которого деятелям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. Основой существования и сохранения общества является согласие членов общества относительно общих ценностей. Парсонс, объясняя, как достигается целостность общества, его единство, что заставляет «деятелей» согласовывать, соотносить свои индивидуальные цели с другими, пришел к нормативно-ценностной модели общества: личность должна усвоить, сделать своими социальные ценности и нормы. Социальное поведение обусловлено существующими в обществе нормами и ценностями. Они составляют те стандарты, которые определяют желаемое направление действия каждого человека в виде целей и образцов его поведения. На основании сказанного, можно выделить необходимые элементы социальной системы: 1) среда; 2) человек и его социальное поведение; 3) ценности и нормы.