Файл: Предпосылки возникновения социологии. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Классический этап в развитии социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Т. Парсонс, как и его предшественник Э.Дюркгейм, значительное внимание уделял проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», и только приверженность общим ценностям и нормам обеспечивает основу порядка в обществе.

По мнению Парсонса:

  • «Нормативная ориентация имеет такое же фундаментальное значение для схемы действия, как пространство для классической физики».

  • Все люди стремятся «согласовать свои действия с образцами, желательными для других членов данной общности».

  • «Социология имеет дело с наблюдением и анализом человеческого социального поведения как взаимодействия множества человеческих существ, форм, которые принимают их взаимоотношения в различных условиях, и детерминант этих форм и отношений».

  • «Основная проблема социологии как теоретической дисциплины – интеграция социальных систем, включая в первую очередь препятствия к ее достижению и случаи безуспешной интеграции. Следовательно, социология должна заниматься широким кругом черт, факторов и последствий «интегративных состояний» социальных систем самых разных уровней, начиная с семьи и других малых групп, через многие промежуточные уровни типа локальных общностей и формальных организаций, и кончая обществами как таковыми и даже системами обществ».

  • «Общество должно рассматривать каждого из своих членов как неотъемлемую часть социальной системы и культуры. Главная функция процесса воспитания – всячески проповедовать и разъяснять адаптивную роль общества, необходимость адаптации индивидов к социальной среде, их изменения с точки зрения нормального функционирования».

Согласно взглядам Парсонса, каждая социальная система может выжить, функционировать и развиваться только тогда, когда она выполняет основные функции:

Основные функции

Характеристика

Социальные институты, реализующие функции

Адаптация

Эффективное взаимодействие с внешней средой: производство необходимых ресурсов, защита от физической или социальной опасности, получение информации о внешней среде

Экономика

Целедостижение

Решение внешней задачи предполагает внутреннюю координацию системы, ориентирующую коллективные действия людей

Политические учреждения

Интеграция

Поддержка доверительных отношений между участниками взаимодействия и преодоление конфликтов. В малых группах интеграция связана с межличностными отношениями; в «больших» сообществах осуществляется интеграция межгрупповых отношений

Социальный контроль, культура

Поддержание латентного образца

Критерии «членства» в групповом взаимодействии, типичные формы поведения и ролевые репертуары, позволяющие вырабатывать общие нормы

Религия, семья, школа




Идея заключается в том, что каждая социальная система решает эти четыре функциональные задачи. Первые две функции обслуживают отношение системы с ее внешней средой (в том числе физическими потребностями участников взаимодействия), вторые две характеризуют внутреннюю организацию взаимодействия социализированных индивидов.

Основная задача социологии – изучать социальные системы, структуры и их функции. Нарушение функций в отдельной социальной структуре (группе, социальном институте, организации) ведет к перестройке всей системы, к замещению утраченных ею свойств. Система, неспособная перестраиваться, разрушается. Социология должна предупреждать о последствиях нарушения функций, которые нельзя заметить сразу, поэтому перестройка социальных структур должна вестись систематически, что и обеспечит эволюционное развитие общества.

Роберт Мертон, бывший учеником Парсонса, явился одним из наиболее ярких представителей структурно-функционального направления в современной социологии. В условиях критики, обрушившейся на функционализм в 60-70-е годы XX в., Мертон отстаивал парадигму функционального анализа. Он показал, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. И в этом смысле функционализм является основным, если не единственным способом мышления, пригодным для науки социологии как самостоятельной дисциплины. При этом Мертон сам критиковал некоторые аспекты структурного функционализма. Он утверждал, что заложенные в нем колоссальные возможности не работают из-за чересчур большого отвлечения от социальных реальностей и эмпирических феноменов. Своей задачей Р.Мертон видел создание «теории среднего уровня», которая явилась бы своеобразным «соединительным мостом» между эмпирическими обобщениями и абстрактными теоретическими схемами. Обязанность социолога состоит в эмпирическом изучении социальных систем и подсистем (институтов, сфер), которые были выделены на абстрактно-теоретическом уровне.

Критикуя излишнюю идеализацию общества Парсонсом с его акцентом на интеграцию социальной системы, Мертон указывает, что это положение противоречит реальным фактам: на самом деле людям не всегда удается придти к единым ценностям, социальные институты не всегда могут согласовать мотивы индивида с целями и ценностями общества. Чтобы исправить это серьезное упущение раннего структурного функционализма, Мертон разработал понятие дисфункции (отрицательные последствия): «явления могут быть функциональными для одних индивидов и групп и дисфункциональными для других». И дело социолога – не предполагать заранее ту или иную роль этого явления, а изучать его. «Вопрос о единстве общества в целом не может решаться априорно. Это вопрос фактов, а не мнений». Не все общества имеют высокую степень интеграции, даже если каждый его элемент функционален для общества в целом.



Р.Мертон, кроме того, критически переосмыслил проблему приспособления человека к культурной среде. Он пришел к выводу, что разные люди по-разному приспосабливаются к культурным нормам, ценностям и целям. Точно так же они различаются по избираемым ими средствам. Мертон выделил пять основных типов приспособления:

1) конформность – человек принимает общепризнанные цели, нормы и средства;

2) инновация – человек принимает общепризнанные цели, нормы, но отвергает общепризнанные средства;

3) ритуализм – человек отвергает общепризнанные цели, нормы, но принимает общепризнанные средства;

4) ретритизм – человек отвергает как общепризнанные цели, нормы, так и общепризнанные средства;

5) бунт, мятеж – человек, отвергая общепризнанные цели и средства, заменяет их новыми.

Таким образом, критикуя предшествующий функциональный анализ, Р.Мертон вносит в него поправки, оставляя, в сущности, его модель без изменений. Поэтому основные положения критики функционального направления верны и в отношении Мертона – консерватизм и утопизм взгляда на социальную жизнь; статичность теоретической модели, не объясняющей социальные изменения; сверхсоциализированная концепция личности; понимание свободы человека как свободы выбора между социально-структурированными возможностями и т.д.

Теория социального конфликта.

Современная теория социального конфликта возникла как реакция части западных социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа. Односторонняя ориентация функционального подхода на стабильность, устойчивость, гармонию, интеграцию, порядок в обществе отвечала, в определенной мере, периодам относительно спокойного, стабильного (в политическом отношении) и успешного (в экономическом) развития общества. В кризисные, нестабильные периоды общественного развития становились очевидными ограниченность функционального подхода и противоречие теории с социальной реальностью. Многие социологи Запада в середине ХХ века стали поднимать вопрос о том, что, наряду с порядком в обществе, существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, индивидов. В это время усилилась критика структурного функционализма. Теория конфликта имеет и другие источники: марксистскую теорию, работы Г.Зиммеля в области социального конфликта.


Сторонники теории конфликта, как и функционалисты, основное внимание уделяют обществу в целом, исследуя его институты и другие структурные образования. В самом общем виде отличия этих двух подходов можно выразить в виде таблицы:

Параметры

Интегративная модель

Конфликтная модель

Характер общества

Относительная устойчивость

Постоянное изменение

Характер взаимосвязи элементов

Интегрированность

Конфликт

Функциональное назначение элементов структуры

Служат функционированию общества

Служат изменению общества

Взаимосвязь членов общества

Согласие

Принуждение

Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л.Козера (США) и конфликтная модель общества Р.Дарендорфа (Германия).

Термин «теория конфликта» как систематическая альтернатива «теории порядка» Т.Парсонса появился впервые в 1956 г. в работе Льюиса Козера «Функции социального конфликта». Козер ставил перед собой задачу «дополнить», «усовершенствовать» теорию структурно – функционального анализа. Он проводит идею, что решение проблемы «общественного порядка» и обеспечения «устойчивости» существующей социальной системы не исключает, а, напротив, вполне допускает признание социальных столкновений, социальных конфликтов, борьбы интересов.

Согласно концепции Л.Козера, обществу присуще фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и вытекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, которая периодически приводит к конфликтам. Поэтому основную причину социального конфликта Козер видит в противоречии между тем, что отдельные люди или группы считают причитающимся им по справедливости, и тем, чем они фактически располагают, владеют в результате сложившейся системы распределения. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности, власть, ресурсы и статусы; целью такой борьбы является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника (в роли которого выступают личности и общности разного уровня). Л. Козер подчеркивает, что конфликт, как и все социальные явления, не может иметь односторонних последствий – только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно порождает и те, и другие, тогда как социологи слишком часто подчеркивали негативные стороны конфликта и забывали о позитивных. Исходя из этого, ученый ставит своей задачей продемонстрировать, что конфликт как социальный процесс, как одна из форм социального взаимодействия может быть инструментом формирования и поддержания социальной структуры. В его теории конфликт выполняет целый ряд позитивных функций:


1. Разрядка напряженности между конфликтующими. Конфликт дает выход взаимной враждебности друг к другу, что позволяет впоследствии возобновить взаимоотношения, спасает их от окончательного разрушения.

2. Коммуникативно-информационная функция. В конфликте люди имеют возможность зондировать, проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности.

3. Интегративная функция: противоборство как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы и способствует ее сохранению.

4. Стимулирование социальных изменений, инноваций. Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологической сферах. Группы или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции.

Л.Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с «равновесно-интегральной» теорией функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.