ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Театральная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств социализации и реабилитации студентов с ОВЗ, потому что отражает мир социальных отношений и помогает им преодолеть неуверенность, скованность. Театрализованная деятельность создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными способами – движением, мимикой, жестом, интонацией. Участвуя в театрализованных постановках, студент обогащается эмоционально, переживает состояние своих персонажей, «впитывает» их мысли, способы поведения и разрешения возникающих проблем.
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ:
-
структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у студентов при ориентации и взаимодействии с окружением; -
¢ обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции - создавать такие условия, чтобы задачи социализации, коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны. -
¢ Основными задачами на этапе социализации и коррекционно- педагогической работы со студентами с нарушениями зрения являются: -
- Активизация зрительных функций, повышение остроты зрения: используются различные мозаики (напольные, настольные и т.д.) домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах (близоруким нагрузки не давать или соблюдать осторожность); -
- Тренировка сетчатки глаза: упражнения с цветными предметами – яркими, крупными; -
- Формирование цветоразличения основных цветов, оттенков; -
- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поле зрения (использование лазерной указки); -
- Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку, смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации; -
- Выработка бинокулярного зрения; -
- Развитие стереоскопического зрения.
Условия для обучения студентов с нарушениями зрения:
-
Для создания благоприятной среды социализации и развития зрительного восприятия следует проделать работу по оформлению стен различными зрительными тренажерами и подбору дидактических материалов для развития сенсорного восприятия. -
¢ При оформлении можно использовать прием оформления стен с размещением на них зрительных тренажеров: схем, приклеивание из цветных веревок различных сюжетных дорожек и лабиринтов. Этот прием тренирует мышцы глаза, помогает стимулировать зрительные функции, локализацию, фиксацию, аккомодацию, способствует формированию бинокулярного зрения. -
Интересным приемом является использование в качестве зрительных тренажеров гибких светящихся шнуров (при проведении физминуток или зрительных гимнастик). Органично вписываются в интерьер изображения предметов по тематике или сезонному принципу оформления, выполненные из двухстороннего цветного картона методом аппликации и подвешенные к потолку на ниточке. Можно использовать и изображения заслонённых и зашумленных изображений, которые, можно так же менять в зависимости от темы изучаемого материала, что создает подвижность окружающей среды. -
К сожалению, наша промышленность практически не предлагает учебных пособий для студентов, имеющих патологию зрения и приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально видящих студентов. Поэтому очень важно при покупке пособий обращать внимание на следующие параметры: -
Цветовое изображение; -
Четкие контуры изображений; -
Отсутствие лишних деталей; -
Используемые модели должны быть похожи на реальные объекты по внешнему виду и цветовой гамме. -
¢ важно помнить, что дидактические игры и задания подбираются индивидуально для каждого студента, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения, размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у людей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики. В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях включают задания по обводке через кальку контурных изображений изучаемых объектов, выкладывание из мозаики, логические кубы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, конструкторы, включают в работу задания на выделение формы, цвета и величины, пространственного положения предметов: «Найди такой же», «Подбери одинаковые», «Что ближе от тебя, что дальше?» и т.д. в процессе таких упражнений студенты учатся сличению, узнаванию и классификации предметов по основным признакам.
Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению неуспешности
студента с нарушениями зрения
-
Рабочее место студента с нарушением зрения располагается в центре, на первой-второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением. -
Педагогу, работающему с таким студентом, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. -
В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются студентом, имеющим зрительные нарушения. -
В связи с тем, что темп работы студентов со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). -
Рекомендуется смена видов деятельности, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз. -
Необходимо использовать в наглядном материале яркие цвета, адаптировать наглядный материал: обвести черным цветом контуры изображений. Педагогу следует ближе подходить к студенту, чтобы он не только слышал его голос, но и видел мимику и артикуляцию произносимых звуков.
Советы преподавателям, которые мог бы дать
слепой студент, если бы его спросили
-
1. Я нуждаюсь в большей помощи, чем другие. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие просто перенимают, глядя на других. Меня необходимо учить пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния. -
2. Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом. -
3. Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-то неожиданное, так как я, не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне. -
4. Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы радуетесь, так как я не вижу вашей улыбки. -
5. Объясните, пожалуйста, то, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь. -
6. Расскажите мне, что значат пугающие шумы, и, пожалуйста, держите меня за руку при этом, чтобы вселить в меня уверенность. -
7. Рассказывайте мне, что вы делаете, и что происходит вокруг меня. Радио ─ хорошая вещь, но с вами не сравнить. -
8. Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издает приятные звуки и т. д. -
9. Когда вы обращаетесь ко мне, зовите меня до тех пор, пока я не найду вас. -
10. Производите действия, держа меня за руки, так как я не могу обучаться им, глядя на вас. -
11. Покажите мне, что находится вокруг меня в комнате: столы, полки, потолок, дверь, мебель. При перестановке мебели заранее предупреждайте меня об этом. -
12. Я такой же, как и другие, и люблю общаться с другими. Не слишком беспокойтесь, если я получу пару синяков. -
13. Если мне необходимо носить очки, следите, чтобы я неукоснительно выполнял предписание врача. -
14. Когда очки сняты, убедитесь, что они не лежат стеклами вниз, так как легко могут поцарапаться и испортиться.
15. Грязные стекла вызывают напряжение зрения, так что следите, чтобы они были чистыми. Когда протираете стекла, используйте мягкий материал, который не царапает поверхность линз (пластиковые линзы безопаснее, но они легче царапаются).
В обучении студентов с нарушениями слуха и речи используются различные методы:
-
репродуктивные (наблюдение, рассматривание картинного материала, восприятие художественных произведений, отраженные и сопряженные высказывания, речевые игры, тренинги); применяются на этапе формирования и автоматизации умений и навыков; -
продуктивные методы (беседа с незнакомым и знакомым взрослым, беседа с незнакомым и знакомым сверстником, коллективная беседа на заданную тему, сюжетно-ролевые игры, моделирование предметных и социальных условий протекания речи, дидактические и речевые игры творческого характера); применяются на этапе введения сформированных умений и навыков в свободное общение. -
система педагогических воздействий строится таким образом, чтобы у студентов в процессе осуществления все усложняющейся деятельности возникала потребность в активных ориентировочных действиях и использовании инициативной речи. Создаваемые ситуации являются значимыми для каждого студента, эмоционально и личностно окрашенными и носят воспитательный характер.
Вопрос 2: Методы и приёмы стимулирования творческой активности и устранения отрицательного воздействия психологической инерции.
-
1.Мозговой штурм. Предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. -
исключение всякой критики; -
поощрение самых невероятных идей; -
большое количество ответов, предложений; -
чужие идеи можно улучшать. -
2.Синектика. Это метод аналогий: -
личностная аналогия (эмпатия). Предложить студенту представить самого себя в качестве какогонибудь предмета или явления в проблемной ситуации. -
прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть студенты находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем; -
фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д. -
. Морфологический анализ. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определѐнного объекта при создании нового образа этого объекта. -
4. Метод каталога. Суть метода в том, что на четкие выстроенные вопросы педагога, объединенные в один сюжет студент дает произвольные ответы, используя объекты, не связанные между собой. -
5.Метод фокальных объектов (МФО.) Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Памятка для педагогов о некоторых особенностях студентов с нарушенным слухом
-
Эти студенты разделяются на две группы: слабослышащие, которые с помощью слухового аппарата или без него могут слышать устную (звучащую) информацию, и глухие, которые не воспринимают разборчиво на слух обращенную речь даже при наличии звукоусиления. И те, и другие обязательно используют свои навыки чтения с губ или зрительное восприятие устной речи (умение понимать устную речь по видимым речевым движениям говорящего). Состояние навыков чтения с губ весьма различно и находится в прямой зависимости от уровня владения языком в его устной форме. Развитие речи в большинстве случаев, особенно у ребят из школ для глухих детей, неудовлетворительно. Но зато они обычно владеют мимико-жестикуляторной речью и могут пользоваться помощью сурдопереводчиков. -
¢ Наибольшие трудности испытывают студенты с относительно недавно наступившей глухотой (в 15–16 лет и позже). Они могут быть выпускниками и общеобразовательных, и специальных школ, но все они обычно не владеют ни мимико-жестикуляторной речью, ни навыками чтения с губ. Разборчивое восприятие речи на слух отсутствует. Зато они выгодно отличаются уровне речевого (языкового) развития, что позволяет им учиться, используя, в основном, письменные источники информации.
Общей проблемой для всех студентов с нарушенным слухом является отсутствие навыков записи материала, быстрый темп речи преподавателей, практическая невозможность одновременно воспринимать и фиксировать предлагаемый материал. Старайтесь делать небольшие паузы (3–4 мин.) после объяснения какого-либо вопроса, чтобы студент мог записать воспринятое. Не бойтесь два и три раза повторить основные положения предлагаемого материала. Используйте как можно шире иллюстративный материал.
Особенности обучения студентов с аутизмом:
Такие студенты не готовы или не умеют взаимодействовать в новой социальной среде. Студенты с эмоциональными нарушениями «не включены» в заданные системы отношений социальной среды, а защищаются от нее при помощи своеобразного «психологического пресса, который они накачали», находясь в «клетке аутизма». Из-за низкой выносливости по отношению к окружающему миру такие студенты просто не могут обойтись без формирования специальных психологических «опор». Без них аутичные студенты обречены все больше отрешаться от происходящего, впадать в пассивность или «закрываясь» в аутистических стереотипных занятиях, проявлять крайне низкую собственную активность, быстро пресыщаясь попытками близких выстроить взаимодействие с ними, организовать его, начинают «уходить» в агрессию и самоагрессию. Защитное поведение достаточно часто проявляется у таких студентов при попадании в группу в крайних формах дезадаптации, как реакции на сильный стресс. Сверстники редко могут найти точки соприкосновения с таким студентом, потому что он, находясь в состоянии стресса, агрессивен или отрешен, испытывая крайнюю тревогу и страх. Постановка и достижения цели специального моделирования среды как системы отношений для аутичного студента в рамках организации инклюзивной практики, на этапе «включения» в инклюзивную группу, как показывает опыт, представляет собой необходимую «подушку безопасности», которая делает продуктивным весь адаптационный период. В то же время, решение задачи формирования социально-коммуникативных предпосылок взаимодействия аутичного студента со средой и людьми способно значительно выстроить ту систему «опор», которая позволит сбалансировать состояние аутичного студента, входящего в новую социальную ситуацию развития и повысить его адаптационные возможности.