Файл: Программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе Педагогпсихолог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Коррекционно-развивающая программа

по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе

Педагог-психолог

Ольшанская Ю.А.

С.Новоалександровка, 2022г.

Пояснительная
Для работы была разработана программа в виде тренинговых занятий, так как у них есть ряд преимуществ в психокоррекционном и психотерапевтическом плане. Взаимодействие в группе в значительной мере воспроизводит реальные отношения ребенка с окружающими. Поэтому, с одной стороны, в группе отчетливо проявляются все характерные трудности ребенка в общении с окружающими людьми, с другой - групповая работа представляет хорошие возможности отработать некоторые проблемы, связанные с несформированностью навыков публичного выступления, несформированностью конструктивного взаимодействия.

Опишем более подробно достоинства этой системы работы.

Cоциально-психологический тренинг – это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы учеников.

Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и ряд сопутствующих. Цели:

  • повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

  • формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

  • повышение уровня психологической культуры.

Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах.

Задачи:

  • Овладение определенными социально-психологическими знаниями.

  • Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

  • Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

  • Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.


Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа (взгляд со стороны). Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.

Восприятие себя через восприятие другими, т.е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Данный метод позволяет участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал (самооценка).

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т.е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в свое «Я», получение опыта понимания собственного внутреннего мира.

Восприятие себя через оценку внешнего облика. В данном случае участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и на этой основе развивать себя и свои возможности.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими.
Принципы работы тренинговой группы:

  1. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг к другу.

  2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих.

  3. Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познать себя, особенности своей личности.

  4. Принцип оптимизации развития. От ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящее с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения ведущий должен стимулировать саморазвитие участников.

  5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер.

  6. Принцип добровольного участия.

  7. Принцип постоянного состава группы.

  8. Принцип погружения.

  9. Принцип изолированности.

  10. Принцип свободного пространства.


Особенности тренинга как групповой работы.

  1. Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.

  2. Отражение общества в миниатюре.

  3. Получение обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

  4. Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.

  5. Идентификация себя с другими.

  6. Помощь в прояснении проблем каждого школьника.

  7. Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.

В групповой работе у ребенка в относительно безопасных условиях появляется возможность попробовать другие, более эффективные формы поведения. Закрепить их, получить от сверстников не только негативные, но и позитивные отклики - таким образом, повысить уверенность в себе. Участие в групповой работе позволяет приобрести дополнительный опыт, который невозможно получить при индивидуальной форме работы.

Итак, тренинг в качестве работы был выбран нами, поскольку перед нами стояли следующие задачи:

1) развитие способности к самоизменению;

2) работа с когнитивными и личностными особенностями (выработка приемов саморегуляции, навыков, помогающих «сглаживать» особенности и использовать их, работа по индивидуальному стилю деятельности);

3) выработка навыков публичного выступления;

4) выработка навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками;

5) развитие спонтанности, самораскрытие;

6) развитие самопринятия.

Как видно из рассуждений о специфике социально-психологического тренинга как формы работы психолога, наши задачи соответствуют данной форме работы наилучшим образом.

Тем не менее, социально-психологический тренинг не может решить всех задач нашей работы. Именно поэтому коррекционно-развивающая программа была дополнена индивидуальными консультациями.

Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе.
Цель: Научить приемам саморегуляции и способствовать формированию позитивного взгляда на жизненные ситуации.

Задачи:

1) осознание своих особенностей и принятие их;

2) снижение уровня тревожности;

3) развитие позитивной самооценки в ситуациях публичного выступления;

4) осознание собственных чувств и эмоций, развитие эмпатии;

5) обучение приемам саморегуляции;


6) обучение навыкам коммуникативного взаимодействия;

7) обучение навыкам публичного выступления.
При составлении программы были использованы следующие методы групповой работы: игровые методы, групповая дискуссия, групповая рефлексия (развитие социальной перцепции, т.е. умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, группу), релаксационные техники, арт-терапия.

Программа предусматривает проведение 16 занятий, 1 раз в неделю, в кабинете психолога.

В структуру занятий были включены основные этапы групповой работы:

1) Разминка (включающая упражнения на активизацию, создание непринужденной обстановки, групповую сплоченность);

2) Основная часть (упражнения и задания, направленные на решение главной цели занятия).

3) Рефлексия занятия (обмен мнениями, впечатлениями). Это помогает каждому участнику понять себя, а ведущему проследить динамику группы.


Тематический план

коррекционно-развивающей программы по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе детьми.





Наименование темы

Кол-во занятий

I

Ориентировочные занятия.

3

1.

Знакомство.

1

2.

Правила группы.

1

3.

Мы команда.

1

II

Развивающие занятия.

9

1.

Наши эмоции и чувства

1

2.

Переживание эмоций и чувств

1

3.

Выражение эмоций и чувств

1

4.

Саморегуляция

1

5.

Публичное выступление

1

6.

Эмпатия

1

7.

Развитие эмпатии, комплименты

1

8.

Поддержка

1

9.

Психодрама

1

III

Закрепляющие занятия.

4

1.

«Ищу Дуга»

1

2.

Я – это Я (Герб и девиз).

1

3.

Портрет нашей группы.

1

4.

Заключающее занятие

1




Итого:

16



Описание занятий (конспекты) коррекционно-развивающей программы по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе детьми.
ЗАНЯТИЕ № 1.

«Знакомство»


  1. Вводная беседа, рассказ.

  1. чем нам здесь предстоит заниматься?

- играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.д.

- беседами на интересные для нас темы, имеющими отношение к психологии

- изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждение полученных результатов.

2) какую пользу это нам принесет?

- мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания

- мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы люди лучше понимали нас

- мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать

- наконец, мы просто хорошо и весело проведем время


  1. Игра «Дракон ловит свой хвост»

Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны – это «голова», конец – «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот соответственно пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.

Психологический смысл – активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.

После игры – короткий обмен чувствами.


  1. «Имя – движение»

Участники встают в круг, каждый по очереди делает шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением.


  1. В центр круга ставится коробка с карандашами, маркерами, красками, плотной бумагой такого размера, чтобы подходила к стандартному бейджику. Ребятам предлагается сделать себе бейджики, которые обязательно должны включать разборчиво написанное имя участника (то, каким он хочет, чтобы его называли на тренинге), а в остальном – все, что пожелает сам участник. Предлагается стать самому-себе дизайнером: можно отразить в бейджике свои особенности, просто красиво его оформить в зависимости от того стиля, который предпочитает участник: от классического до граффити.