Файл: Закон 273фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • Первый этап: «Знакомство со студентом с ОВЗ, испытывающим эмоциональные нарушения и его семьей». Пространство спортивного зала – как коммуникативно- организованная среда, для первичного приема студента вместе с родителями, ставит целью выявление доступного в настоящее время студенту уровня взаимодействия со средой. Это уровень активности - пассивности, присутствие - отсутствие избирательности во взаимодействии со средой и людьми, выявляются: характер интересов и степень их стереотипности, приоритетные зоны активности, в которых студент и взрослый могут потенциально выстраивать взаимодействие. В процессе наблюдения за свободной активностью студента при поддержке взрослого уточняется, а иногда формулируется, переформулируется первоначальный образовательный запрос.

  • Второй этап: «Установочный». В формулировке того, что является первоочередным в создании социально-коммуникативных предпосылок, и поэтому объединяющим всех специалистов в работе с таким студентом, всегда помогают родители. Детско-родительские психологические сессии пытаются воссоздать опыт совместно-разделенных аффективных переживаний, и направляют дальнейшее созревание социальных отношений . Командный подход специалистов к работе с аутичными студентами, учитывая обозначенные цели и задачи, требует от родителей погружения в процесс выстраивания первых полноценных форм контакта, а не проведения стандартных «занятий» по формированию у студента конкретного навыка, что часто вызывает непонимание, растерянность родителей. Понимание родителем того, что улучшение контакта между ним и студентом – напрямую связано с формированием отношений с социальными взрослыми и со сверстниками в группе способно заложить основы доверия и продуктивного сотрудничества с ним.




  • Третий этап: «Коррекционно-интеграционный». Пространство кабинета, спортивного (музыкального) зала делится на зоны, в которых стимулируется собственная активность студента.

  • Решаются задачи: «заякорения» в соответствующей пространственной зоне первых эпизодов контакта, развития зрительного контакта, активной эмоциональной тонизации, формирования у студента способности к эмоциональному заражению, разделению со взрослым эмоциональных переживаний, антиципации эмоционального контакта со взрослым, присоединению в деятельности. Передвигаясь по одним и тем же зонам активности, с одной и той же последовательностью, студент осваивает устойчивый, положительный пространственно- временной стереотип взаимодействия со взрослым. Среда и созданные внутри нее эпизоды контакта со студентом являются внешним средством организации, которое создает предпосылки внутренней организации поведения самим студентом. Не забывая о том, что каждый студент при моделировании среды должен быть мотивирован, следует применять систему внешних «опор»: оборудования или приемов, которые помогают студенту освоить ситуацию взаимодействия, предписанную средой или удержаться без срыва в новой и сложной для него ситуации. Отличительными особенностями системы внешних опор являются: стабильность и предсказуемость в организованной среде (устойчивости повторений одних и тех же игровых атрибутов, обеспечивающей студенту необходимое ощущение безопасности); внесении социальных смыслов в «полевые» тенденции, характерные для поведения таких студентов; утешение, снятие напряжения, тонизацию, переключение.





  • 1   2   3   4   5

Четвертый этап: «Эффективность психолого-педагогических воздействий». Выявление степени сформированности социально- коммуникативных предпосылок развития происходит при включении студента во взаимодействие со сверстниками в парах и мини-группах, наблюдении студента на занятиях в группе, в определении совместно дальнейших задач индивидуального образовательного плана. Опыт специальной работы с аутичными студентами позволяет выявлять их возможности и потенциальные достижения, повышать готовность к социальным отношениям и самостоятельности в окружающем мире.


Сочетание различных методом с учетом особенностей обучающихся:

  • ¢ Педагог должен знать возможности каждого студента, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности студента при этом.

  • ¢ Используется объяснительно-иллюстративное обучение иногда и с элементами программированного и проблемного обучения:

  • - Программированное обучение по форме представляет собой вид самостоятельной работы над специально переработанным учебным материалом в виде программированного пособия.

  • - При проблемном виде обучения педагог ставит перед студентами учебную или практическую проблему, направляет их деятельность на решение проблемы, обобщает полученные ими результаты, организует закрепление и применение знаний.

  • - В ходе проблемного обучения педагог широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. Изложение учебного материала при проблемном обучении осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемно построенной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия и др. При этом педагог по ходу изложения учебного материала размышляет, доказывает, обобщает, систематизирует учебный материал, анализирует факты, тем самым воздействует на мышление студентов, делая его более активным и творческим.


Методы проблемного обучения:

  • проблемно-поисковая или эвристическая беседа. В ходе ее перед студентами ставится ряд логически взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться доказать их справедливость, тем самым проявляя самостоятельность в усвоении знаний. Для студента с интеллектуальной недостаточностью ряд таких вопросов должен быть небольшим.

  • наглядные пособия используются не для облегчения запоминания, а для постановки учебных задач и создания проблемных ситуаций для студентов с менее выраженной интеллектуальной недостаточностью, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняютпреимущественно самостоятельно.

  • проблемно-поисковые упражнения. Проблемно-поисковые упражнения в этом виде обучения применяются в том случае, когда студенты могут самостоятельно выполнить конкретные виды умственных и практических действий.


Проблемный метод обучения применяется как для усвоения нового учебного материала, так и служит важным средством развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности.
Специальная работа по реализации технологий, направленных на
формирование установок на терпимое отношение к студентам с ОВЗ


  • выступления на педсоветах и родительских собраниях, участие в классных часах;

  • индивидуальное консультирование, семинары, круглые столы для родителей и педагогов;

  • демонстрация специально подготовленных специалистами презентаций и видеороликов.

Обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально
развивающихся студентов и студентов с нарушениями ОДА,
гарантируют возможность:


  • достижения планируемых результатов освоения основной и адаптированной образовательной программы;

  • ¢ адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции;

  • ¢ включения студентов в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, спортивно-массовые мероприятия и проектно-исследовательскую деятельность;

  • ¢ использования современных коррекционно-развивающих программ и конструирования технологий психолого-педагогической коррекции. А для студентов с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата) важным условием является организация безбарьерной архитектурной среды, соблюдение ортопедического режима и построение педагогического процесса в соответствии с операциональнодеятельностными возможностями студента-инвалида вследствие ДЦП. Таким образом, формируется целостная система специальных образовательных условий, как общих, так и частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности студента с НОДА в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. Учет индивидуальных потребностей студентов и создание разнообразных условий в соответствие с ними, привлечение специалистов к участию в проектировании и организации образовательного процесса обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение студентов.

Рекомендации педагогам, работающим со студентами с НОДА


  • Студенты справляются хорошо с заданиями, которые не занимают большого количества времени и не требуют конкретных знаний, усвоенных в процессе обучения . Но даже при этих условиях отмечается снижение целенаправленности, которое усиливается к концу задания. напряженная работа на уроке у таких студентов неизменно сопровождается резким снижением результативности и приводит часто не просто к низкой успеваемости, но и ухудшает состояние здоровья. Таким студентам необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, как в группе, так и дома, нужно давать перерывы при выполнении продолжительных заданий. Таких студентов лучше более интенсивно нагружать в начале урока, в начале учебного дня и снимать нагрузку в конце занятий.

  • ¢ Вторую большую группу студентов, которые с трудом справляются с заданиями, требующими умственного напряжения и больших временных затрат, составляют те у кого трудности в обучении обусловлены слабой регуляцией произвольных форм деятельности. В этих случаях могут успешно выполняться кратковременные, особенно интересные, привлекательные задания. Однако необходимость продолжительной работы, особенно тогда, когда студент уже понял суть предлагаемой задачи, обычно сопровождается появлением большого количества разнообразных ошибок. Студенты с незрелой функцией произвольного внимания часто оказываются в числе неуспевающих .

  • ¢ Приемы для привлечения непроизвольного внимания. Развитие произвольного внимания происходит на базе непроизвольного. Немаловажную роль имеет речь педагога. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение. Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания студентов на протяжении урока с учетом его содержания. Необходимо привлекать внимание учащихся с первых минут учебной работы. Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у студентов ожидания интересного продолжения в конце урока. Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов.