Файл: Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство просвещения Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии
1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства
2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников
1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства
Художественная педагогика – важнейший аспект образования, отвечающий за развитие творческих способностей и способствующий более глубокому пониманию окружающего нас мира. Одной из важнейших целей художественного образования является развитие эмоциональной отзывчивости учащихся, которая относится к их способности взаимодействовать с различными художественными стимулами и реагировать на них на эмоциональном уровне. Однако развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся – это многогранная задача, с которой должны справиться педагоги. В данном разделе будет обсуждаться проблема воспитания эмоциональной отзывчивости учащихся в педагогике искусства, рассматривается роль разработки учебных программ, методов обучения, социокультурных факторов и ограничений стандартизированных оценок.
Хорошо структурированная учебная программа имеет решающее значение для воспитания эмоциональной отзывчивости у учащихся. К сожалению, многие учебные программы, как правило, делают упор на технические навыки и исторические знания, а не на развитие эмоциональных связей с искусством. Чтобы решить эту проблему, педагоги должны разработать учебные программы, поощряющие исследования, экспериментирование и самовыражение. Включение занятий, позволяющих учащимся выражать свои эмоции с помощью различных художественных средств, может помочь им развить более глубокую связь с искусством и способствовать эмоциональной отзывчивости.
Традиционные методы обучения часто отдают предпочтение передаче знаний, а не обучению на опыте, что может ограничить эмоциональную вовлеченность учащихся в искусство. Чтобы развивать эмоциональную отзывчивость, педагогам необходимо применять инновационные стратегии обучения, которые поощряют эмоциональную связь с художественным процессом. Некоторые из этих стратегий включают9:
-
Поощрение личных размышлений: Преподаватели могут побудить учащихся поразмыслить над своими чувствами и эмоциями, вызванными конкретными произведениями искусства. Такое самоисследование может способствовать установлению эмоциональных связей и созданию значимого опыта обучения. -
Групповые обсуждения: Групповые обсуждения произведений искусства или художественных концепций могут способствовать эмоциональной отзывчивости, позволяя учащимся делиться своими чувствами и мыслями. Такие взаимодействия способствуют развитию эмпатии и понимания, а также способствуют социально-эмоциональному обучению. -
Обучение на опыте: Практические занятия, предполагающие непосредственное взаимодействие с художественными материалами и техниками, могут помочь учащимся развить эмоциональную связь с творческим процессом. Этого можно достичь с помощью совместных проектов, поездок на места и семинаров.
Социокультурный контекст играет значительную роль в формировании эмоциональной восприимчивости студентов к искусству. Такие факторы, как культурное происхождение, социально-экономический статус и семейное окружение, могут влиять на то, как учащиеся воспринимают искусство и вовлекаются в него. Чтобы устранить эти факторы, преподаватели должны применять подходы, учитывающие культурные особенности, которые признают и ценят разнообразный опыт и перспективы своих учеников.
Один из способов сделать это – включить в учебную программу культурно значимые виды искусства и художников, что может помочь учащимся развить эмоциональную связь с искусством, которое перекликается с их происхождением. Кроме того, создание безопасной и инклюзивной обстановки в классе может побудить учащихся делиться своими уникальными взглядами и участвовать в содержательном диалоге, что еще больше способствует эмоциональной отзывчивости.
Стандартизированные оценки часто не в состоянии отразить сложность эмоциональной отзывчивости в художественном образовании. Такие оценки обычно фокусируются на поддающихся количественной оценке показателях, таких как результаты тестов и технические способности, и пренебрегают более тонкими аспектами эмоциональной вовлеченности. Это может привести к чрезмерному акцентированию внимания на измеримых результатах и недооценке важности эмоциональной отзывчивости в процессе обучения.
Чтобы противостоять этой проблеме, педагогам следует рассмотреть альтернативные методы оценки, которые учитывают эмоциональные аспекты художественного образования. Эти методы могут включать самооценку, оценку со стороны коллег и оценку на основе портфолио. Смещая акцент со стандартизированного тестирования на более целостные подходы к оценке, преподаватели могут лучше оценивать эмоциональную отзывчивость учащихся и общий рост художественного образования.
Развитие эмоциональной отзывчивости в художественной педагогике –сложный вопрос, требующий пристального внимания к разработке учебных программ, методам преподавания, социокультурным факторам и практике оценки. Применяя комплексный подход, который ценит эмоциональную связь с искусством, преподаватели могут создавать обогащающий и преобразующий учебный опыт для своих учеников.
Включение мероприятий, способствующих эмоциональному самовыражению, внедрение инновационных стратегий преподавания, создание культурно инклюзивной среды в классе и отказ от стандартизированных оценок – все это может способствовать развитию эмоциональной отзывчивости учащихся в художественном образовании. Поскольку преподаватели продолжают изучать и внедрять эти стратегии, они могут ожидать более глубокого взаимодействия и связи между учащимися и миром искусства. В конечном счете, воспитание эмоциональной отзывчивости в художественной педагогике не только обогащает образовательный опыт, но и дает учащимся возможность развивать эмпатию, самосознание и более глубокую оценку разнообразной палитры человеческих эмоций и переживаний, которые охватывает искусство.
История художественной педагогики богата и разнообразна, отражая эволюционирующую роль искусства в обществе и его трансформацию как образовательной дисциплины. Понимание этой истории имеет решающее значение для того, чтобы оценить трудности и триумфы в развитии эмоциональной отзывчивости учащихся в художественном образовании. В этом эссе будет представлен исторический обзор художественной педагогики, исследующий истоки формального художественного образования, влияние различных образовательных философий и постоянный поиск путей совершенствования методов обучения и учебных программ, способствующих эмоциональной отзывчивости.
Концепция формального художественного образования восходит к гильдиям и мастерским периода Возрождения. Эти заведения служили учебными площадками для молодых художников, где они обучались техническим навыкам и развивали свое ремесло под руководством мастеров-художников. В то время как основным направлением этих систем раннего художественного образования было развитие технических навыков, эмоциональная восприимчивость к искусству культивировалась через погружение в творческий процесс и знакомство с работами великих художников.
Промышленная революция привела к значительным изменениям в мире художественного образования. По мере того, как росло значение искусства в обществе, росла и потребность в формализованном и структурированном художественном образовании. Начали появляться художественные школы, предлагающие более системный подход к преподаванию искусства, выходящий за рамки традиционной модели "мастер-ученик".
На протяжении всей истории различные образовательные философии влияли на то, как преподается искусство, и на развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся. Некоторые из этих философий включают:
-
Романтизм: это движение подчеркивало важность индивидуального самовыражения, интуиции и эмоций в искусстве. Романтизм оказал глубокое влияние на художественную педагогику, вдохновив преподавателей уделять приоритетное внимание эмоциональным переживаниям учащихся и их связям с искусством. -
Прогрессивизм: движение за прогрессивное образование, возглавляемое Джоном Дьюи и другими, сосредоточилось на эмпирическом обучении, образовании, ориентированном на учащихся, и интеграции искусства с другими дисциплинами. Такой подход к образованию побудил учителей искусства применять более целостные методы обучения, способствующие эмоциональной отзывчивости и междисциплинарным связям. -
Баухауз: Влиятельная немецкая художественная школа Баухауз, основанная Вальтером Гропиусом, подчеркивала важность функциональности и эстетики в искусстве и дизайне. Хотя подход Баухауза был сосредоточен в первую очередь на технических навыках и практическом применении, он также признавал важность эмоциональной вовлеченности в творческий процесс.
История художественной педагогики была отмечена настойчивым стремлением развить эмоциональную отзывчивость учащихся. Со временем к этой цели стали подходить с помощью различных методов и стратегий, некоторые из которых включают10:
-
Введение курсов по оценке произведений искусства: В 20 веке включение курсов по оценке произведений искусства в учебные программы стало более распространенным явлением. Эти курсы были направлены на углубление эмоциональных связей студентов с искусством, знакомя их с разнообразием художественных стилей, техник и исторических контекстов. -
Рост самовыражения в художественном образовании: под влиянием романтических и прогрессивных образовательных движений преподаватели искусства стали уделять приоритетное внимание самовыражению как средству воспитания эмоциональной отзывчивости. Этот сдвиг привел к внедрению более открытых, ориентированных на учащихся проектов и мероприятий в классах рисования. -
Интеграция принципов арт-терапии: По мере того, как область арт-терапии получила признание, преподаватели искусства начали внедрять терапевтические принципы в свою преподавательскую практику. Этот подход подчеркивал эмоциональную пользу от создания произведений искусства и был направлен на развитие эмоциональной отзывчивости посредством творческого самоисследования.
История художественной педагогики раскрывает богатую и разнообразную палитру подходов к воспитанию эмоциональной отзывчивости у учащихся. Начиная с ранних гильдий и мастерских и заканчивая классами современного искусства, художественное образование постоянно развивалось, чтобы соответствовать меняющимся потребностям общества и охватывать новые идеи и философию. Понимая эту историю, педагоги могут получить ценное представление о проблемах и возможностях, которые ждут их впереди в развитии эмоциональной отзывчивости учащихся в художественной педагогике.
Интеграция технологий в художественную педагогику открывает многочисленные возможности для повышения эмоциональной отзывчивости учащихся. Цифровые инструменты и платформы могут предоставить учащимся новые способы доступа к произведениям искусства, их создания и обмена ими, способствуя большей эмоциональной вовлеченности. Некоторые способы, которыми технологии могут быть использованы для поддержки эмоциональной отзывчивости в художественном образовании, включают: