ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39 возможен только до момента передачи вещи одаряемому. После передачи дара даритель уже не сможет мотивировать свой отказ от исполнения договора по этим основаниям, поскольку законодателем строго определяет указанные основания для института отказа от исполнения договора дарителем.
Вторым основания для отказа от исполнения договора дарения является совершение покушения на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинение дарителю телесные повреждения (п. 2 ст. 577 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует обратить внимание, что данное положение в рамках п. 2 ст. 577
Гражданского кодекса Российской Федерации носит отсылочный характер к положению п. 1 ст. 5778 Гражданского кодекса Российской Федерации. По указанному основанию даритель имеет право, как отказаться от исполнения договора дарения, так и отменить дарение. При этом правильность юридической мотивировки принятого дарителем решения зависит от стадии исполнения договора дарения. Если договора дарения еще не исполнен, юридически правильным обоснованием является положение п. 2 ст. 577
Гражданского кодекса Российской Федерации. Если же договор дарения уже исполнен и имеют место обстоятельства, связанные с совершением одаряемым покушения на его жизнь дарителя, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленное причинение дарителю телесных повреждений, то даритель уже не может отказаться от исполнения дарения, а может отменить дарение, процесс которого имеет принципиально другой механизм, связанный, в том числе, с возвратом предмета дарения дарителю (п.
5 ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отмена дарения возможна уже после исполнения договора дарения.
Основания отмены дарения регламентируются в ст. 578 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Необходимо отметить, что институт отмены дарения является одной из специфических черт гражданско-правового регулирования
40 договора дарения среди других договорных обязательств в гражданском праве.
Особенностью отмены дарения является то, что дарение может быть отменено не только дарителем, но и заинтересованным лицом, в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном порядке дарение даритель может быть отменено в случае ненадлежащего обращения одаряемого с подаренной вещью, которое может привести к безвозвратной утрате дара. При этом, вещь, являющаяся предметом договора дарения, должна составлять для дарителя неимущественную ценность (п. 2 ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к данному основанию отмены дарения в юридической литературе отмечается, что на формирование института отмены дарения значительное влияние оказали нормы морали, поскольку нарушение нравственных чувств дарителя одаряемым является юридическим основанием для отмены дарения. При этом, порядок отмены дарения по основанию п. 2 ст.
578 Гражданского кодекса Российской Федерации несколько осложняется процедурной судебного порядка отмены дарения, дарителю нужно будет доказать, что обращение одаряемого с подаренной вещью затрагивает нравственные чувства дарителя, что предмет договора дарения действительно составляет нравственную ценность для дарителя. В доктрине И.А. Минахина также отмечает сложность процесса доказывания таких обстоятельств. Кроме того автор обращает внимание, что дарителю придется кроме прочего доказать, что одаряемый осведомлен о ценности неимущественного характера предмета договора дарения для самого дарителя» .
Также, весьма интересным представляется замечание автора К.Б.
Новикова, который пишет, что в настоящее время действия (обращение) одаряемого с даром, способные повлечь неимущественный вред для дарителя, не являются совокупностью правовых норм (правонарушением), а в большей части является субъективной категорией, связанной с субъективным
41 восприятием дарителя, основанном на нормах морали и нравственности, факта обращения одаряемого с предметом договора дарения» .
Исследовав основания отказа от исполнения договора дарения и отмены дарения, сложились впечатления, что интересы дарителя в рамках ст. 578
Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие основания для отмены дарения, не в полной мере защищают интересы дарителя как стороны договора дарения. В частности, хотелось бы отметить, что п. 1 ст. 578
Гражданского кодекса Российской Федерации фактически регламентируется ограниченный перечень противоправных действий одаряемого, которые могут стать поводом для отмены дарения со стороны дарителя. При этом, по нашему мнению, иные противоправные действия в отношении дарителя, например, хищение, умышленное повреждение или уничтожение имущества дарителя и др. имеют такое же значение для дарителя как те основания, которые предусмотрены действующим законодательством.
Представляется целесообразным расширить перечень оснований отмены дарения в рамках п. ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав в качестве основания для отмены дарения любые противоправные действия дарителя. По нашему мнению, в таком случае интересы дарителя будет в значительной степени защищены.
Положения п. 2 ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации представляются «мертвыми», поскольку, процесс доказывания дарителем факта обращения одаряемого с предметом договора дарения, который составляет неимущественную ценность для первого, как такого обращения, который, как мы полагаем, затрагивает моральные чувства дарителя, будет весьма затруднительным и связан в целом с проблемой доказывания морального вреда существующей на сегодняшний день в российском гражданском праве.
Как отмечает Е.П. Олифиренко, «договор дарения, как и любой другой гражданско-правовой договор, может быть расторгнут, что приводит к
42 прекращению всех обязательств. Так, например, одаряемый в любой момент может отказаться от дара, но отказ может произойти лишь до фактической передачи этого дара» [29, с. 241].
При этом, «даритель обладает некими привилегиями: он может при определенных обстоятельствах
(которые уточняются законом) воспользоваться правом на отказ от исполнения договора дарения и при этом не повлечь за собой негативные последствия (например, при обещании дарения или если вещь еще не передана) или может воспользоваться правом и отменить дарение (например, когда вещь уже передана и находится у одаряемого). Но, чтобы воспользоваться указанными правами и реализовать их в жизни необходимо наступление оснований, которые закрепляются в ст.
577 и ст. 578 ГК РФ» [29, с. 242].
Таким образом, становится очевидно, что даритель имеет право отказаться от исполнения договора дарения в случае существенного изменения:
– имущественного положения дарителя - совокупности видов имущества, которым даритель обладает на праве собственности;
– семейного положения дарителя - появления новых членов семьи либо возникновения каких-либо трудных жизненных ситуаций;
– состояния здоровья
– состояния физического,
– психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [30, с. 98].
Таким образом, даритель может отказаться от исполнения договора дарения, предусматривающего передачу вещи в будущем, если имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменились настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни (п. 1 ст. 577 ГК РФ) [14].
43
Суды обычно ссылаются либо на то, что договор дарения не содержал обещания передать одаряемому вещь в будущем, либо отказывают в связи с тем, что даритель не может доказать, опираясь на конкретные факты и обстоятельства, существенное снижение уровня своей жизни [30, с. 98].
Гражданка обратилась в суд с иском об отмене договора дарения, ссылаясь на то, что она являлась собственником земельного участка, с расположенными на нем строениями, который ей подарила ответчица, подписав у нотариуса договор дарения указанного имущества.
Также истица указала, что ответчица зарегистрировала свое право собственности.
При этом истица, ссылаясь на нормы пункта 1 статьи 577 ГК РФ, указывала, что исполнение указанного договора дарения приводит к существенному снижению ее уровня жизни. В связи с чем, она просила суд расторгнуть данный договор дарения земельного участка, с расположенным на нем жилым домом, строениями, сооружениями, признать недействительным право собственности ответчицы на вышеуказанное имущество.
Решением суда в удовлетворении иска отказано. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что при составлении договора дарения нарушений закона со стороны нотариуса не установлено, верно отметив, что истица настаивала на заключении данного договора.
Также суд правильно сослался на то, что нотариусом были разъяснены последствия заключения договора дарения, обоснованно указав, что каких- либо требований относительно указанного договора в течение года истица не заявляла.
Также, отказывая в удовлетворении указанного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что условия оспариваемого договора дарения не содержат обещания передать имущества в будущем. Напротив, из
44 договора следует, что истица передала, а ответчица приняла данное домовладение. Указанный договор исполнен. Следовательно, положения п. 1 ст. 557 ГК РФ не применимы к возникшим между сторонами правоотношениям [23].
Дарение – это безвозмездная сделка, но при возникновении встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор автоматически не может признаваться дарением и тем самым влечь за собой правовые последствия, которые отнесены к дарению [14].
«К сделке, которую стороны первоначально и действительно имели в виду, с учетом ее правового существа, будут впоследствии применяться правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ. Так, из судебной практики следует, что договор дарения признается недействительным, после чего к нему применяются указанные в законе последствия недействительности сделки»
[30, с. 99].
Подобные возникающие споры решаются судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Как было указано выше, договор дарения бывает притворным, прикрывая, например, договор купли-продажи.
Чаще всего, под куплей-продажей в таких случаях подразумевается купля-продажа не только недвижимого имущества, но и земель сельскохозяйственного назначения.
Ю.В. Половцева предлагает «на законодательном уровне установить права (но не обязанности) субъекта Российской Федерации (или в случаях установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования) на выкуп подобного земельного участка по рыночной цене» [0, с. 98].
45
Заключение
Проведенное в данной выпускной квалификационной работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
В российском праве, нормы о договоре дарения появились впервые применительно к дарению в пользу церкви и монастырей. В дальнейшем, договор дарения претерпел существенную эволюцию правового регулирования.
Договор дарения – это гражданско-правовой договор из категории фидуциарных безвозмездных сделок, по которому даритель и одаряемый, имеющие намерение по передаче и получению предмета дара, направленное на увеличение имущества одаряемого за счет уменьшения имущества дарителя.
Договор дарения – это гражданско-правовой договор, по которому даритель, имеющий намерение одарить одаряемого обязуется совершить или совершает юридически значимые и безвозмездные действия в пользу одаряемого по передаче вещи в собственность, права или освобождению от имущественной обязанности, а одаряемый имеет намерение принять или принимает такое исполнение без встречного представления.
К признакам договора дарения относятся: безвозмездность сделки, действия или намерение сторон (одарить и принять дар), прямая пропорциональная связь между изменением количества имущества дарителя и одаряемого.
В системе гражданско-правовых договоров договор дарения относится к отдельному типу договорных обязательств благодаря существованию некоторых характерных признаков, которые позволяют квалифицировать его в этом качестве. Основным квалифицирующим признаком договора дарения, отличающим его от основного числа гражданско-правовых договоров, является его безвозмездность.
46
Безвозмездность как признак договора дарения в порядке постановки проблемы можно рассматривать: как безвозмездность действий дарителя; как бесплатность передачи предмета дара; как отсутствие любого (кроме символического или словного) встречного представления при и по исполнении договорных обязательств; как проявление мотива участников гражданско-правовых отношений; как критерий направленности воли дарителя и одаряемого на совершение именно договора дарения; как главный критерий отграничения договора дарения от иных договоров (один из критериев юридической действительности сделки).
К существенным условиям договора дарения относится только предмет данного договора. Также, существуют и дополнительные условия, отсутствие которых не влечет признание договора недействительным, в отличие от существенных.
Предмет договора дарения
– элемент договора дарения, представляющий собой императивную связь трех существенных условий, поименованных в законе: а) безвозмездности действий дарителя, б) предметов дара (во взаимосвязи с разновидностями действий дарителя), в) направленности действий дарителя на изменение количества «имущества» у сторон договора при его исполнении.
В содержание предмета договора необходимо включить и содержание отдельных признаков договора дарения (безвозмездность сделки – безвозмездность действий дарителя; намерение одарить и связь между изменением количества имущества по исполнении – направленность действий дарителя). Признаки отражены в понятии предмета договора дарения.
К основным проблемам толкования предмета договора дарения можно отнести:
– проблему «границ» предмета договора дарения;
– проблему значимости отражения
(наличия) признака
«безвозмездность»;
47
– проблему возникновения обязательства;
– проблему квалификации и разграничения юридико-технических средств с помощью которых дарителем выполняются действия, являющиеся предметом договора дарения: уступка права требования, перевод долга, прощение долга;
– проблему связи предмета договора дарения с формой договора дарения;
– проблему отдельных разновидностей имущества (оружие, отдельные категории земель, объекты культуры и т.п.) и порядка перехода права собственности на него при совершении дарителем действий, составляющих предмет договора дарения.
Можно предложить дополнить ч. 1 ст. 432 ГК РФ нормой-дефиницией о предмете договора, ст. 572 ГК РФ - нормами- дефинициями о дарении, даре, предмете дарения. Также существует необходимость конкретизации положений соответствующих статей первой ГК РФ об уступке права требования, переводе долга, прощении долга, в части квалификации их как дарения, либо ст. 572 ГК РФ части в рамках аналогичного уточнения предмета договора дарения [13, 14].
Сущность отмены дарения проявляется в аннулировании самим дарителем или же судом договора, который влечет за собой последствия юридического характера. Во-первых, после отмены дарения возникает обязательство у одаряемого возвратить в натуре объект дарения или же возместить реальную его стоимость. Во-вторых, все требования дарителя могут быть направлены лишь в отношении одаряемого. То есть, если одаряемый передал вещь третьему лицу, то даритель не вправе предъявлять к этому третьему лицу каких-либо требований.
Последствием отмены дарения является возникновение у одаряемого кондикционного обязательства. В результате отмены, одаряемый становится неосновательно (так как основание аннулировано) обогатившимся (поскольку
48 предмет дара увеличил его имущественную массу и по-прежнему принадлежит ему).
В качестве основания признания договора дарения недействительным выступают общие основания недействительности сделок.
Вместе с тем, при анализе гражданского законодательства можно обозначить перечень оснований недействительности договора, свойственные только для договора дарения [13, 14].
Кроме того, договор дарения также будет являться недействительным, если он носил возмездный характер, поскольку по своей сути рассматриваемый договор является безвозмездным, а также в нем не был должным образом определен предмет дарения, т.е., когда предметом договора не является индивидуально определенная вещь.