Файл: Реферат по теме Результаты исследование методов и приемов воспитания подростков в семье и формирование их самооценки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья - Реферат по теме « Результаты исследование методов и приемов воспитания подростков в семье и формирование их самооценки»

Выполнила Матох Т.В.- школьный психолог МОУ СОШ № 4 г. Новодвинска.


1. Организация и проведение исследования


Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 4 г. Новодвинска, в котором приняли участие 30 подростков старшеклассников :18 девушек и 12 юношей, в возрасте от 15 до 17 лет.

Распределение респондентов по половому составу представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Распределение респондентов по половому составу.

Респонденты

Абс.числа

%

девушки

18

60

юноши

12

40

Всего

30

100

Половой состав респондентов отображён в виде диаграммы (Рис.1).

Рис 1. Половой состав респондентов, в %

Распределение респондентов по возрастному составу представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Распределение респондентов по возрастному составу.

Возраст

Абс.числа

%

15 лет

4

13

16 лет

11

37

17 лет

15

50

Всего

30

100

Возрастной состав респондентов отображён в виде диаграммы (Рис.2).



Рис 2. Возрастной состав респондентов, в %

Для исследования были применены следующие методики:


  1. Опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним” (ADORсокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте (Приложение 1).

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

  • принятие подростков родителями – эмоциональное отвержение их;

  • директивность со стороны родителей – психологическая автономия их;

  • последовательность – непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов.

Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам:

  • POZ – позитивный интерес,

  • DIR – директивность,

  • HOS – враждебность,

  • AUT – автономность,

  • NED – непоследовательность.

Под принятием (позитивным интересом) понимается – безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие подростка родители – это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей.
    Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях – враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности.
        Директивность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так и в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции. Несмотря на то, что директивные родители заставляют подростка подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в семьях с ведущим директивным стилем взаи-моотношений наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростка: отрица-ние родительских ценностей, негативизм, чрезмерное стремление к независимости и самостоя-тельности, сочетающиеся с минимальной собственной ответственностью за происходящее с ним.


       Под автономностью родителей понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.

Авторами методики показана положительная связь между автономностью родителей и высокой вероятностью возникновения у подростка социальной дезадаптации и психологической склонности к алкоголизации.
          Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его.

Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм.
         Опросник содержит 50 вопросов, по 10 – на каждый из оцениваемых параметров.

Процедура проведения исследования.

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру "1". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), обведите цифру "0"».

Затем по каждой из 5 шкал подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов
, которые при помощи специальных таблиц переводятся в стандартные значения от 1 до 5, где нормативным является среднее значение - 3 балла. Если по шкале набрано 1-2 балла, то можно говорить о том, что эта характеристика слабо выражена, если 4-5 баллов, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.

  1. Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка. Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность (Приложение 2). Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний:

  1. Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

  2. Фрустрация - [лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror — обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила Ф. зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. Реакцией на состояние Ф. могут быть следующие основные типы “замещающих” действий: “уход” от реальной ситуации в область фантазий, грёз, мечтаний, т. е. переход к действию в своеобразном “магическом” мире; возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо задерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева; общий “регресс” поведения, т. е. переход к более лёгким и примитивным способам действия, частая смена занятий и др.

  3. Агрессивность - [от лат. aggressio — нападать] — ста ильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда.

  4. Ригидность представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность – тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения.



Процедура проведения исследования.

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

«Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов».

Затем по каждому блоку подсчитываются баллы.

  • 0-7 баллов – психическое состояние слабо выражено;

  • 8-14 баллов – психическое состояние допустимого уровня;

  • 15-20 баллов - психическое состояние выражено вполне отчетливо.