Файл: Реферат по теме Результаты исследование методов и приемов воспитания подростков в семье и формирование их самооценки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблицах 10, 11, 12, 13 показаны распределения шкал по уровням.

Таблица 10. Распределение шкалы «Тревожность» по уровням.

Тревожность

Абс.числа

%

Низкий уровень

10

33

Средний уровень

18

60

Высокий уровень

2

7

Всего

30

100

Таблица 11. Распределение шкалы «Фрустрация» по уровням.

Фрустрация

Абс.числа

%

Низкий уровень

9

30

Средний уровень

8

27

Высокий уровень

13

43

Всего

30

100

Таблица 12. Распределение шкалы «Агрессивность» по уровням.

Агрессивность

Абс.числа

%

Низкий уровень

11

37

Средний уровень

15

50

Высокий уровень

4

13

Всего

30

100

Таблица 13. Распределение шкалы «Ригидность» по уровням.

Ригидность

Абс.числа

%

Низкий уровень

5

17

Средний уровень

22

73

Высокий уровень

3

10

Всего

30

100

Оценка и интерпретация баллов.

I. Тревожность:

  • 33 % - низкий уровень тревожности – тревожность отсутствует;

  • 60 % - средний уровень тревожности – тревожность средняя, допустимого уровня;

  • 7 % - высокий уровень тревожности – высокая тревожность.



II. Фрустрация:

  • 30 % - низкий уровень фрустрации – имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей;

  • 27 % - средний уровень фрустрации – средний уровень, фрустрация имеет место;

  • 43 % - высокий уровень фрустрации – имеют низкую самооценку, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.


III. Агрессивность:

  • 37 % - низкий уровень агрессивности – спокойные, выдержанные;

  • 50 % - средний уровень агрессивности;

  • 13 % - высокий уровень агрессивности - агрессивные, не выдержанные, есть трудности при общении в семье с родителями.


IV. Ригидность:

  • 17 % - низкий уровень ригидности – ригидности нет, легкая переключаемость;

  • 73 % - средний уровень ригидности;

  • 10 % - высокий уровень ригидности - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Данные методики «Диагностика самооценки психических состояний Г. Айзенка» отображены в виде диаграммы (Рис. 9).

Рис 9. Психические состояния подростков, в %

Как видно на рис. 9 наиболее выраженными являются шкалы:

I. Тревожность: 60 % - средний уровень тревожности – тревожность допустимого уровня;

II. Фрустрация: 43 % - высокий уровень фрустрации – имеют низкую самооценку, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 50 % - средний уровень агрессивности;

IV. Ригидность: 73 % - средний уровень ригидности;

По шкале фрустрация можно определить уровень самооценки подростков:

  • 30 % - высокая самооценка;

  • 27 % - средний уровень самооценки;

  • 43 % - низкая самооценка.

Показатели представлены в виде диаграммы (Рис. 10).



Рис 10. Уровни самооценки подростков, в %



Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы, что родители используют такие стили воспитания, как непоследовательность, автономность, в большинстве случаев у родителей отсутствует стремление к участию в жизни и делах ребенка, они недостаточно гибки, чрезмерно принципиальны и категоричны в реализации воспитательных принципов.

Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность.

Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его.

Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности.
       Под автономностью родителей понимается, прежде всего, отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.

Авторами методики показана положительная связь между автономностью родителей и высокой вероятностью возникновения у подростка социальной дезадаптации и психологической склонности к алкоголизации.
          Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества, так как лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в жизни и делах подростка.


Таким образом, мы видим зависимость воспитания родителей и его влияния на самооценку

подростка

Приложение 1

Опросник "Подростки о родителях"/Бланк ответов


Фамилия________________ Имя_____________ Отчество_________________



Мой отец (моя мать)

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0