Файл: Реферат по теме Результаты исследование методов и приемов воспитания подростков в семье и формирование их самооценки.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В таблицах 10, 11, 12, 13 показаны распределения шкал по уровням.
Таблица 10. Распределение шкалы «Тревожность» по уровням.
Тревожность | Абс.числа | % |
Низкий уровень | 10 | 33 |
Средний уровень | 18 | 60 |
Высокий уровень | 2 | 7 |
Всего | 30 | 100 |
Таблица 11. Распределение шкалы «Фрустрация» по уровням.
Фрустрация | Абс.числа | % |
Низкий уровень | 9 | 30 |
Средний уровень | 8 | 27 |
Высокий уровень | 13 | 43 |
Всего | 30 | 100 |
Таблица 12. Распределение шкалы «Агрессивность» по уровням.
Агрессивность | Абс.числа | % |
Низкий уровень | 11 | 37 |
Средний уровень | 15 | 50 |
Высокий уровень | 4 | 13 |
Всего | 30 | 100 |
Таблица 13. Распределение шкалы «Ригидность» по уровням.
Ригидность | Абс.числа | % |
Низкий уровень | 5 | 17 |
Средний уровень | 22 | 73 |
Высокий уровень | 3 | 10 |
Всего | 30 | 100 |
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность:
-
33 % - низкий уровень тревожности – тревожность отсутствует; -
60 % - средний уровень тревожности – тревожность средняя, допустимого уровня; -
7 % - высокий уровень тревожности – высокая тревожность.
II. Фрустрация:
-
30 % - низкий уровень фрустрации – имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей; -
27 % - средний уровень фрустрации – средний уровень, фрустрация имеет место; -
43 % - высокий уровень фрустрации – имеют низкую самооценку, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
-
37 % - низкий уровень агрессивности – спокойные, выдержанные; -
50 % - средний уровень агрессивности; -
13 % - высокий уровень агрессивности - агрессивные, не выдержанные, есть трудности при общении в семье с родителями.
IV. Ригидность:
-
17 % - низкий уровень ригидности – ригидности нет, легкая переключаемость; -
73 % - средний уровень ригидности; -
10 % - высокий уровень ригидности - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Данные методики «Диагностика самооценки психических состояний Г. Айзенка» отображены в виде диаграммы (Рис. 9).
Рис 9. Психические состояния подростков, в %
Как видно на рис. 9 наиболее выраженными являются шкалы:
I. Тревожность: 60 % - средний уровень тревожности – тревожность допустимого уровня;
II. Фрустрация: 43 % - высокий уровень фрустрации – имеют низкую самооценку, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 50 % - средний уровень агрессивности;
IV. Ригидность: 73 % - средний уровень ригидности;
По шкале фрустрация можно определить уровень самооценки подростков:
-
30 % - высокая самооценка; -
27 % - средний уровень самооценки; -
43 % - низкая самооценка.
Показатели представлены в виде диаграммы (Рис. 10).
Рис 10. Уровни самооценки подростков, в %
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы, что родители используют такие стили воспитания, как непоследовательность, автономность, в большинстве случаев у родителей отсутствует стремление к участию в жизни и делах ребенка, они недостаточно гибки, чрезмерно принципиальны и категоричны в реализации воспитательных принципов.
Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность.
Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его.
Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности.
Под автономностью родителей понимается, прежде всего, отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.
Авторами методики показана положительная связь между автономностью родителей и высокой вероятностью возникновения у подростка социальной дезадаптации и психологической склонности к алкоголизации.
Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества, так как лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в жизни и делах подростка.
Таким образом, мы видим зависимость воспитания родителей и его влияния на самооценку
подростка
Приложение 1
Опросник "Подростки о родителях"/Бланк ответов
Фамилия________________ Имя_____________ Отчество_________________
№ | Мой отец (моя мать) | Да | Частично | Нет |
1 | Очень часто улыбается мне | 2 | 1 | 0 |
2 | Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет | 2 | 1 | 0 |
3 | Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня | 2 | 1 | 0 |
4 | Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться | 2 | 1 | 0 |
5 | Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает | 2 | 1 | 0 |
6 | Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться | 2 | 1 | 0 |
7 | Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять | 2 | 1 | 0 |
8 | Постоянно жалуется кому-то на меня | 2 | 1 | 0 |
9 | Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо | 2 | 1 | 0 |
10 | За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает | 2 | 1 | 0 |
11 | Очень любит делать что-нибудь вместе | 2 | 1 | 0 |
12 | Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу | 2 | 1 | 0 |
13 | Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал | 2 | 1 | 0 |
14 | Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу | 2 | 1 | 0 |
15 | Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения | 2 | 1 | 0 |
16 | Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно | 2 | 1 | 0 |
17 | Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан | 2 | 1 | 0 |
18 | Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу | 2 | 1 | 0 |
19 | Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер | 2 | 1 | 0 |
20 | Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет | 2 | 1 | 0 |
21 | Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения | 2 | 1 | 0 |
22 | Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано | 2 | 1 | 0 |
23 | Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен | 2 | 1 | 0 |
24 | Практически позволяет мне делать все, что мне нравится | 2 | 1 | 0 |
25 | Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно | 2 | 1 | 0 |
26 | Часто хвалит меня за что-либо | 2 | 1 | 0 |
27 | Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь | 2 | 1 | 0 |
28 | Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился | 2 | 1 | 0 |
29 | Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе | 2 | 1 | 0 |
30 | Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет | 2 | 1 | 0 |
31 | Старается открыто показать, что любит меня | 2 | 1 | 0 |
32 | Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе | 2 | 1 | 0 |
33 | Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом | 2 | 1 | 0 |
34 | Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» | 2 | 1 | 0 |
35 | Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее | 2 | 1 | 0 |
36 | Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу | 2 | 1 | 0 |
37 | Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею | 2 | 1 | 0 |
38 | Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу | 2 | 1 | 0 |
39 | Всегда легко меня прощает | 2 | 1 | 0 |
40 | Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало | 2 | 1 | 0 |
41 | Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо | 2 | 1 | 0 |
42 | Постоянно указывает мне, как себя вести | 2 | 1 | 0 |
43 | Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит | 2 | 1 | 0 |
44 | Проведение каникул я планирую по собственному желанию | 2 | 1 | 0 |
45 | Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным | 2 | 1 | 0 |
46 | Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил | 2 | 1 | 0 |
47 | Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел | 2 | 1 | 0 |
48 | Пренебрегает мною, как мне кажется | 2 | 1 | 0 |
49 | Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость | 2 | 1 | 0 |
50 | Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях | 2 | 1 | 0 |