Файл: Реферат по теме Результаты исследование методов и приемов воспитания подростков в семье и формирование их самооценки.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ключ
-
позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; -
директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; -
враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; -
автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; -
непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
Приложение 2
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Инструкция к тесту
Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.
Тестовый материал
-
Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
Мой сон беспокоен.
-
Легко впадаю в уныние. -
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. -
Меня пугают трудности. -
Люблю копаться в своих недостатках. -
Меня легко убедить. -
Я мнительный. -
Я с трудом переношу время ожидания. -
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход. -
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. -
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. -
Несчастья и неудачи ничему меня не учат. -
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. -
Я нередко чувствую себя беззащитным. -
Иногда у меня бывает состояние отчаяния. -
Я чувствую растерянность перед трудностями. -
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели. -
Считаю недостатки своего характера неисправимыми. -
Оставляю за собой последнее слово. -
Нередко в разговоре перебиваю собеседника. -
Меня легко рассердить. -
Люблю делать замечания другим. -
Хочу быть авторитетом для других. -
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. -
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. -
Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. -
У меня резкая, грубоватая жестикуляция. -
Я мстителен. -
Мне трудно менять привычки. -
Нелегко переключать внимание. -
Очень настороженно отношусь ко всему новому. -
Меня трудно переубедить. -
Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться. -
Нелегко сближаюсь с людьми. -
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. -
Нередко я проявляю упрямство. -
Неохотно иду на риск. -
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов теста
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
-
I. Вопросы №1-10 – тревожность; -
II. Вопросы №11-20 – фрустрация; -
III. Вопросы №21-30 – агрессивность; -
IV. Вопросы №31-40 – ригидность.
Иинтерпретация результатов теста
I. Тревожность:
-
0-7 баллов – тревожность отсутствует; -
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; -
15-20 баллов – высокая тревожность.
II. Фрустрация:
-
0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; -
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место; -
15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
-
0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны; -
8-14 баллов – средний уровень агрессивности; -
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
-
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость; -
8-14 баллов – средний уровень; -
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если одятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Статья.3
« Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки подростка»
Выполнила Матох Т.В.- школьный психолог , Черепанова Н.А. – социальный педагог МОУ СОШ № 4 г. Новодвинска.
Семья – один из наиболее значимых факторов, влияющих на самооценку подростка. Материальное положение в семье редко оказывает влияние на подростковую самооценку, если родители сами имеют адекватную самооценку и грамотно стараются формировать ее у своих детей. Семейный фактор предполагает не только отношения родителей к подростку, также он включает в себя размер семьи, наличие братьев и сестер и старшинство среди детей. Для молодого человека источником низкой самооценки является также развод родителей или неблагоприятные отношения между ними. Подростковый период – это период особенной чувствительности психики, именно поэтому все вышеперечисленные факторы оказывают колоссальное влияние на уровень самооценки юноши или девушки.
Многие родители считают себя экспертами поступков своих детей, пытаются установить стандарты их поведения. Естественно, что в общении с ребенком, находящемся в подростковом возрасте
, не избежать конфликтов, однако, исход таких конфликтов может быть более успешным, если отношения родителей и подростков будут основаны на взаимном уважении и доверии. Следует вести себя с детьми, как с равными, уважительно и творчески относиться к их проблемам.
Нужно помнить, что помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Родители любят своих детей не потому, что они себя хорошо ведут, совершают добрые поступки или учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то очередную бессмысленную историю, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.
На основании вышеизложенного материала мы можем предпринять попытку разработать ряд рекомендаций для родителей детей подросткового возраста, направленных на то, чтобы дети почувствовали доверие и уважение к своим родителям, что будет способствовать развитию подростковой личности и повышению самооценки.
Рекомендации, описанные ниже, помогут сделать самооценку адекватной:
-
Постарайтесь вовлечь подростка в какую-либо деятельность. Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. -
Запаситесь терпением. Промахи и оплошности ваших детей-подростков воспринимайте как неизбежные, но временные трудности. -
Гордитесь своим ребенком и чаще давайте ему это понять. Замечайте его успехи, говорите, какой он сообразительный, талантливый, послушный. Это поможет сформировать и поддерживать у него позитивное отношение к себе в столь непростой жизненный этап. -
Поддерживайте сильные стороны его характера и внешности. И акцентируйте внимание на них.
Для повышения самооценки у подростков родителям можно использовать способы переключения негативных чувств, которые иногда захлестывают их детей, на социально приемлемые действия:
-
Дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова. -
Четко обозначить словами негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают. -
Смоделировать выход из ситуации.
Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким? Это во многом зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства, причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувства, спровоцировавшие его, могут быть заложено в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.
Помочь подростку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно двумя способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, а так же помогать ему, объяснять и называть свои негативные чувства.
Кроме того, подростки должны четко знать, что есть три момента, ограничивающие их деятельность:
1. этого требует безопасность и есть угроза здоровью;
2. это угрожает их или родительской собственности;
3. этого требует закон и порядок социальной приемлемости.
Многие родители в отношениях со своими детьми используют манипулятивные способы, как например:
-
Манящие яблоки.
“Отнеси мусор, и я подброшу тебе на карманные расходы”.
“У меня два билета на концерт. Будь молодцом, и мы посмотрим его”.
-
Угрозы.
“Я думаю, мне следует сходить в школу и узнать о твоих успехах”.
-
Сравнения.
“Он не получает столько карманных денег, сколько получаешь ты”, “Лена учится лучше тебя”, “Мне нравится Дима, он такой вежливый”.
-
Неискренние обещания.
“Я поговорю с одним человеком, относительно твоих летних занятий”, “Мне хотелось бы, чтобы у тебя был такой свитер”.
-
Шантаж.
“Я пожалуюсь отцу, и уж он-то с тобой разберется”, “Как мало времени ты уделяешь домашним заданиям. Я уверена, что если я скажу об этом твоему учителю, его это не порадует”.
-
Болезнь как средство контроля.
“Если ты не перестанешь этого делать, то у меня будет сердечный приступ”, “Ты просто должен успокоиться – видишь, у меня начинается мигрень”.
-
Любовь как средство.
“Ты бы не делал этого, если бы хоть капельку любил меня”.
В результате подростки пытаются выскользнуть из шаблонов, налагаемых на них взрослыми. Примеров может быть бесконечно много.