Файл: Реферат по теме Результаты исследование методов и приемов воспитания подростков в семье и формирование их самооценки.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Скажем, Лена отправляется в школу холодным утром, надев лишь легкий жакет. “Надень сейчас же пальто, - говорит ей мать. – Этот жакет слишком легкий”. В ответ следует: “Не хочу!”. “Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я скажу”. Надо ли добавлять, что Лена с еще большей решимостью говорит: “Не буду!”.
Предположим другой вариант. “Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? – говорит мать. – Пойми, я искренне волнуюсь за тебя. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать”. При таком подходе девушка скорее всего скажет: “Хорошо, давай я надену под жакет свитер”.
Естественно, конфликты возникнут еще не однажды, но решение их будет успешным, если оно будет базироваться на идее взаимного уважения. Поэтому мать, во имя собственного же блага, должна вести себя с дочерью как с равной, а не как с подчиненной.
Рассмотрим еще один пример. Сергей сражается с отцом из-за домашнего задания. Он не хочет делать его сейчас. Он хочет сначала прогуляться со своими друзьями. “Сделай уроки, а потом иди”, - говорит отец. И проявляя скорее дружелюбие, чем враждебность, он добавляет: “Давай посмотрим, можем ли мы договориться. Ведь мы оба хотим, чтобы ты окончил школу, а для этого надо неукоснительно выполнять домашнее задания, правда?”. С этим Сергей соглашается, но уроки делать сей же момент он все равно не хочет. “Давай, - предлагает он, - я встану рано утром, и все сделаю”. “Отлично, - соглашается отец, - но если ты не встанешь, то в следующем месяце тебе придется оставить клуб – ты на собственном же опыте убедишься, что тебе не под силу совмещать клуб и учебу”.
Отец пошел на уступку, и это куда лучше, чем затяжной конфликт, который превращает в кошмар, жизнь многих семей.
Родитель, избравший актуализированный стиль поведения, прежде всего, попытается направить деятельность подростка в конструктивное русло. Он понимает, что бесконечные протесты их ребенка необходимы для его роста. В конечном итоге на головы родителей обрушивается столь много протестов со стороны подростка потому, что он им доверяет больше всех людей на свете и внутренне уверен, что они будут любить его вопреки бунтам и агрессии. С посторонними людьми он ведет себя куда спокойнее и деликатнее.
Подросток пытается адаптироваться к жизни своим индивидуальным путем. И неблагоразумно втискивать его во взрослые рамки
, пока он еще не стал взрослым. Родителям следует позволить подростку расти и развиваться в его собственном индивидуальном темпе. Придерживайтесь концепции “роста изнутри”, нежели “форсирования роста снаружи” – и у вас не будет серьезных конфликтов с подростками.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение в подростковом возрасте:
-
Принимать активное участие в жизни семьи; -
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; -
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; -
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; -
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; -
Уважать право ребенка на собственное мнение; -
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Список использованных источников
1. Андреева, Т.В. Семейная психология/ Т.В. Андреева. – СПб. , 2004. – 244с.
-
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ М.И. Буянов. – М. : Просвещение, 2008. – 207с. -
Гладких, В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье/ В.И. Гладких. – Пенза, 2004. – 397с. -
Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. – М. : КСП, 2006. – 158с. -
Зацепин В. Мы и наша семья/ В. Зацепин, В. Цимбалюк. – М. : Изд. Молодая гвардия, 2009. – 415с. -
Кондрашенко, В.Т. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования// Общая психотерапия/ В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2008. – 453с. -
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти/ А.А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2012. – 656с. -
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие/ Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2011. – 480с. -
Хевен, Патрик.Современные подростки: Социально-психологический подход/ П. Хевен. М.Владос., 2011.– 146с. -
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2012. – 752с. -
Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у подростка // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 2007.-544. -
Воспитание самооценки и активность у подростков. - М., 2003.-543с. -
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у старших школьников. - Кишинев: Штиинце, 2003.-23с. -
Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2000.-125с.
<1 2 3 4 5