Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88
ПРИЛОЖЕНИЯ
но вкладывать в образование – с этим давно никто не спорит. Однако противоречие остается…
В 1986 году предложение правительства Франции
поднять плату за обучение в вузах вызвало взрыв возму"
щения студентов, что привело к отставке министра про"
свещения. Но уже через несколько лет молодые люди
сами выразили намерение заплатить при поступлении
суммы, в 2–3 раза превышающие обычный “налог на аби"
туриентов”. При условии, что эти средства помогут уни"
верситетам повысить уровень преподавания и коренным
образом улучшить материальное оснащение учебного
процесса. И таких активистов"студентов набралось
60 процентов.
Есть еще один аспект цены образования, который определяется известным психологическим эффектом: то, что досталось дешево,
не ценится. Когдато я, обнаружив интересную книгу, покупал не
сколько экземпляров и раздавал знакомым. Вскоре я обнаружил, что эти книги не читают. Тогда я поменял тактику: стал продавать книги.
И что вы думаете – “коэффициент читаемости” сразу вырос.
В Австрии высшее образование бесплатное. Допуск –
без вступительных экзаменов, то есть любой абитуриент"
выпускник гимназии имеет право поступить в любой уни"
верситет…
В расчете на 1000 населения в Австрии – один из
самых высоких показателей числа студентов в мире.
Качество выпускников не вызывает сомнений.
Казалось бы – все прекрасно, но… В расчете на 1000
населения – в Австрии один из самых низких показателей
в Европе числа специалистов с законченным высшим об"
разованием! Продолжительность учебы намного превы"
шает оптимальные сроки (в полтора"два раза). Стоимость
выпускников для государства намного выше, чем в других
странах ЕС. Пока единственное решение властей – вве"
дение символической платы за семестр ($315)
32
.
Хорошее образование стоит дорого. Еще дороже обходится пло
хое образование – его последствия разрушительны. Мы вступили в эпоху, когда некомпетентность – инженера ли, генерала ли, полити
ка ли – становится все более общественно опасной.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Противоречие 6.
Образование должно быть добровольным, ибо в этом
случае оно максимально эффективно, и образование
должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала
социально опасной.
Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответ
ственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобож
дает от ответственности за отравление рек, незнание законов физи
ки не освобождает от ответственности за чернобыли, незнание зако
нов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы…
Непонимание экономики и политики, законов существования социума позволяет манипулировать людьми против их собственного интереса, против развития общества.
Незнание опасно, а значит, знание обязательно. Причем круг обя
зательных знаний растет по той же экспоненте. Конечно, в идеале
32
Из частного письма австрийско
го студента.

89
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи ученик должен добровольно, с удовольствием осваивать знания. Тог
да обучение будет высокоэффективным. Только часто ли встречается такой идеал?
Представьте себе, что мы с вами находимся в му"
зыкальной школе. Вот привели мальчишку"новичка. Но
никто не говорит ему: ты будешь учиться играть на этом
инструменте. Никто не заставляет его что"то брать или
делать.
– Можно пойти туда послушать?
– Можно.
– А можно понажимать клавиши?
– Можно.
– А потрогать струны?
– Можно.
Все можно... Ребенок осторожно оглядывается, по"
тихоньку привыкает. Не сразу, на третий или четвертый
раз он сам выбирает инструмент. Вот теперь, и только
теперь, его можно начинать чему"то учить.
Учеба идет хорошо, когда ребенок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. А если не выбрал –
ничего не выбрал? А если сегодня выбирает одно, завтра другое,
послезавтра третье – и конца не видно? Сунь огурец в рассол – и он обязательно станет соленым. Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, что ребенок в ней обязатель
но захочет учиться – противоречивая ситуация будет сохраняться.
Страны – Гонконг, Тайвань и другие, – которые совершили рывок из нищеты, сделав ставки на высокие стандарты образования, это противоречие не разрешили. Жесткий прессинг обязательного об
разования позволил войти в нишу высокоинтеллектуального произ
водства и поднять материальный уровень, но он же калечит психику и ослабляет нервную систему.
В странах “зрелой демократии” другой перекос. Учителя боятся хоть чутьчуть напрячь детей и вызвать этим гнев родителей. Один учитель на спор с учениками съедает дождевых червей, другая учи
тельница заключает пари на право бросить ей торт в лицо – отчаян
ные попытки хоть както вызвать активность учеников. В США боль
шое количество детей, в основном из бедных семей, вообще бросает школу, недоучившись – это уже стало национальной проблемой. Уро
вень образования тем временем падает. Как быть? Решение пока не найдено, хотя коекакие попытки предпринимаются.
В штате Западная Виргиния пару лет назад власти
штата приняли закон, согласно которому каждый, кто
бросает школу, автоматически лишается водительских
прав. Причем неважно, есть ли у того или иного школь"
ника средство передвижения. Бросил школу – не полу"
чишь разрешения водить машину или мотоцикл. И что
же? В нынешнем году число выпускников средних школ
в Западной Виргинии побило все рекорды. Не только
резко снизился отсев, но закон многих вернул обратно
в классы
33
.
Образование – область сложных противоречий, парадоксов, от
крытых задач. Над проблемами образования ломали голову умней
шие из умнейших.
Альберт Эйнштейн в переписке с Жаном Пиаже удив"
лялся смелости ученого, поставившего задачей изучить
33
“Правда”, 1989, 28 июня.


90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Два случая из практики
Тридцать “головастиков” – победителей школьных олимпиад –
приготовились “к бою”. Задачи получены, время пошло… Минут че
рез 20 подхожу к одному явно озабоченному пареньку – что случи
лось?
– Да вот, задача вроде решается, но никак не пойму, куда вста
вить эту цифру?
Читаю условие
36
:
В 1785 году французский воздухоплаватель Шарль
выбросил с поднимающегося вверх со скоростью 1 м/с
воздушного шара камень. Сколько времени будет лететь
камень до земли, если он выброшен с высоты 300 м?
Сопротивлением воздуха пренебречь.
Задача простая, “разогревочная”, но мальчика поставила в тупик цифра “1785”. Он привык, что в условии дано все, что нужно, и ничего лишнего…
Передо мною – тридцать учителей. Даю “хитрую” задачку.
На сколько изменится уровень воды в ванне, если
в нее попадет кирпич?
Первая реакция – замешательство: а какая ванна? Кирпич ка
кой? Говорю: возьмите примерные стандартные размеры. После это
го задача решается практически всеми быстро и уверенно: вода вы
тесняется в объеме кирпича – что тут решать?
Спрашиваю:
– А вы хорошо подумали?
Тут же с места следует светлая мысль:
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ
процесс формирования мышления ребенка. Решаемые
им физические проблемы он назвал детской игрушкой
по сравнению с тайнами сознания и подсознания ре"
бенка
34
.
Образование – это всегда вложение в будущее. И здесь кроется важное противоречие 7: жить хорошо хочется сейчас, сегодня.
А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.
Образование требует пристального внимания. Те страны, кото
рые занимаются системой образования по остаточному принципу,
всегда будут жить по этому же принципу. Парадоксы и противоречия образования нужно решать. И не просто решать, а красиво.
P.S. Зачем обо всем этом пишу?
В последнее время я прочел несколько популярных аме
риканских книг по образованию
35
. Огромные тиражи, хороший язык, масса достоинств. Авторы дают рецепты революционных изменений в Образовании. Но при этом не видят противоречий –
поэтому их рецепты кажутся простыми и доступными. Но это обманчивая простота – “гладко было на бумаге…”.
Говорят, правильная постановка вопроса – половина решения.
Если мы действительно хотим решать задачи образования, а не “де
лать вид”, то жесткая, сформулированная в противоречиях поста
новка вопросов необходима. Иначе – самообман.
34
По материалам сайта:
http://www.igumo.ru/psih.html
35
Самая яркая из них, на взгляд автора: Г. Драйден, Дж. Вос. Рево
люция в обучении. Научить мир учиться поновому: Пер. с англ. –
М.: ООО “ПАРВИНЭ”, 2003.
36
Условие цитирую по памяти.


91
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
– А если ванна до краев полная? Тогда уровень воды не изменит
ся, просто часть воды выплеснется!
– Замечательно. Это все?
– Нетнет! – в аудитории оживление, – воды может быть совсем мало – ведь в задаче не сказано, сколько ее… Если вода не покрыва
ет весь кирпич, то вода вытесняется только погруженной его частью.
Зная глубину воды, можно рассчитать объем…
– Итак, – подвожу итог, – в этой задаче вам нужно было самим домыслить условие, дополнить его недостающими элементами.
Фактически вы провели маленькое исследование, после которого условие разбилось на три:
1) когда уровень воды меньше высоты кирпича;
2) когда вода покрывает кирпич, но ванна не полная;
3) когда ванна полная.
Это – открытая задача. Вы с ней справились. Теперь поучимся исследовать условие открытой задачи глубже.
В условии сказано: “… в нее попадет кирпич”. Давайте подумаем –
как может измениться ответ задачи в зависимости от того, как именно попадет в ванну кирпич?
В аудитории оживление:
– Кирпич может влететь с большой скоростью – и тогда вода вы
плеснется от удара!
– Или вообще пробить дырку!
– Вода от удара нагреется, и какаято часть ее испарится!
– А сам кирпич какой? Какие бывают кирпичи? Бывают легче воды? – Надо посмотреть в энциклопедии…
– А если кирпич уже был горячий – ведь в условии об этом ничего не сказано! Тогда мы можем легко подсчитать, сколько воды испа
рится и как изменится уровень…
– Довольно, – говорю я. – Вы вошли во вкус. Теперь на основе нашего опыта мы можем составить несколько вполне традиционных закрытых задач “про ванну и кирпич” и привычно решить до получе
ния числового ответа…
Задачи вокруг нас
Мы решаем те задачи, решению которых нас научили. Школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое ус
ловие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения
(а значит, и мышления!) – снижение оценки.
ЗАДАЧА
закрытая открытая
Условие размытое четкое
Пути решения единственный правильный ответ единственный путь разные пути набор возможных (условных)
ответов
Ответ

92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (за
крытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют “ин
теллектуальным”, дивергентного – “креативным”. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кемто до него поставленные и имеющие известные способы решения, – те самые “закрытые” за
дачи. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия... Безусловно, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными спо
собностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление “затухает”. Подавляющее большинство старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго “по полочкам” информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугают. Это закономерно.
Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя вырастить “творче
ский мускул”, не вылетев на простор заданий “открытых” – допуска
ющих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущ
ность проблемы, разные варианты ответов...
Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в искусстве, в отношениях людей…
Хотите примеры?
Кот и скворцы
37
(бытовая сфера)
Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как
тут объявился кот – ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик,
смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И при"
думал способ, как надежно закрыть котам доступ к скворечнику.
Как же?
Мощь мечрыбы
38
(сфера науки)
Как рыбы и дельфины умудряются двигаться в плотной воде
со скоростями, характерными, скорее, для полета в воздухе?
Меч"рыба, например, согласно некоторым источникам, до"
стигает скорости 130 км/ч. Чтобы набрать такую скорость в воде,
рыбе необходимо развить мощность автомобильного мотора –
порядка 100 лошадиных сил. Энергию живые существа черпают
из окислительных процессов. Но рыбы – существа холодно"
кровные, их температура не намного выше температуры воды,
в которой кислород, кстати, растворен в очень небольшом ко"
личестве. Такие мощности для них недостижимы! Можно пред"
положить, что рыбы каким"то образом “умеют” значительно сни"
жать сопротивление воды. Как? Пока вопрос без ответа…
Папуасы племени болдай выбирают имя новорожденному
по старинному обряду, который очень жесток: родители при"
сматривают умного, работящего, всеми уважаемого человека
в соседней деревне, а потом убивают его, чтобы завладеть его
именем для своего младенца. Такой обычай не нравился сосе"
дям, но что поделаешь?! И все же староста деревни болдаев
Чибу смог победить этот страшный и дикий предрассудок ро"
дового строя. Как же удалось ему в одиночку сделать то, что не
смогли сделать многие поколения туземцев?!
Перспектива в балете
40
(сфера искусства)
Режиссер при постановке балета решил добиться зритель"
ного эффекта уменьшения фигур удаляющихся в лес охотников –
так, как это происходит в реальности. Но размеры сцены не"
велики, и рост артистов не уменьшается зрительно. Как быть?
37
Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом. Задача из кни
ги: Г. Иванов. Формулы творчества,
или Как научиться изобретать. – М.:
Просвещение, 1994. – С. 97.
38
Из рукописи И. Андржеевской,
А. Гина “Биология в открытых за
дачах”.
39
Задача предоставлена коллегой из Владивостока Анатолием Лима
ренко. А вот ее решение: староста деревни болдаев Чибу стал приво
зить из города видеофильмы, от
крытки, статуэтки, портреты артис
тов, спортсменов, кинозвезд. Ему удалось убедить соплеменников,
что их имена ничуть не хуже других.
Теперь, для того чтобы дать имя полюбившегося ковбоя или кино
звезды своему первенцу, доста
точно купить видеокассету или открытку и пронзить их копьем.
Люди вздохнули с облегчением,
страшный обычай был побежден изобретательным Чибу.
40
Автор задачи – Валентина Бе
резина, Челябинск. А вот и ответ:
“Я разбил всех артистов на шесть
Как завоевать имя?
39
(сфера человеческих отношений)


93
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
Закрытые задачи встречаются только в школе. В жизни им места почти не осталось. С закрытыми задачами успешно справляются станки с программным управлением, компью
теры и прочие полезные приспособления.
– Как наладить “нейтралитет” с хулиганами во дворе?
– Как познакомиться с мальчиком (девочкой)?
– Где продолжить учебу после школы?
– …
Подобные молодежные проблемы можно считать откры
тыми задачами. Те подростки, которые не справляются с ними,
портят характер и жизнь себе и окружающим.
Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует ре
шения открытых задач. В этот зазор между реальностью шко
лы и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников.
групп, соответственно их росту.
Охотники самого высокого роста проходили по ближайшей к зри
телю дорожке, на следующей их сменяли охотники второй груп
пы, еще меньшие проходили по третьей дорожке и т. д., пока шествие не завершалось уже на мосту охотниками самого ма
ленького роста, которых изоб
ражали дети. Иллюзия была столь велика, что публика во
ображала, будто все одни и те же шесть человек идут по раз
ным дорожкам леса. Такая же градация соблюдалась и в му
зыке, которая становилась все тише и замирала... Постепен
но ослаблялся и цвет костюмов артистов”. Ж. Ж. Новерр. Пись
ма о танце, 1965. – С. 106.
Талантытупицы
Завзятый троечник и нарушитель дисциплины Коля произвел на меня впечатление довольно смышленого парня. После очередного конфликта с учительницей ведем с ним доверительный разговор.
– А за что мне ее уважать? – говорит Коля. – Она 5 лет в своем институте зубрила этот учебник, и у нее есть книжка с ответами,
а у меня ответов нет. Дайте мне книжку с ответами – и я такой же умный буду…
Позже я выяснил, что подобный стереотип вполне характерен для таких детей. Сколько способных ребят не вписываются в школу и теряются в ней? Я говорю об умных, активных, деятельных ребятах,
которые порой выглядят на уроках как отсталые тупицы. Многократ
но цитируемые на страницах книг упоминания о мнимой “тупости”
школьника Эйнштейна, школьника Менделеева, школьника Брод
ского и других больших мыслителей – из той же оперы. Просто эти школьники с их свободным и открытым мышлением не вписывались в школуфабрику.
Уже в первом классе учитель публично обозвал бу"
дущего гения безмозглым тупицей, и возмущенная мать
забрала сына из школы. Таким образом, формально об"
разование Томаса Эдисона длилось всего несколько
месяцев, остальное он добрал дома под руководством
матери. К счастью, мальчик много читал и в отличие от
сверстников привык сам делать себе игрушки, вместо
того чтобы клянчить их у родителей. К десяти годам он
открыл список своих изобретений, смастерив миниатюр"
ную лесопилку и игрушечную железную дорогу
41
.
Саша – ученик моего нового 8 “А” класса
42
. Саша произ
водит впечатление “непроходимого” тупицы. На контрольной работе даю ему несколько вопросов и учебник – найди ответы и спиши. Не справился – не нашел нужную тему. Через некоторое время я с удивлением узнаю, что Саша считается “специалистом по мопедам”, может разобрать и отремонтировать мотор. Не по
хоже на тупицу, правда? Вникаю в суть, разбираюсь, дружу. Так и есть – запущенный случай, полное отсутствие мотивации.
В школе отбывает время, а настоящая жизнь – за ее преде
лами
43
. Почему?
Я думаю, что постоянное “укрощение” свободного мышления кре
ативного ребенка, попытка заставить мыслить шаблонами побужда
ют некоторых детей уйти в “глухую защиту”. Вы спросите: а как же быть? Ведь эти шаблоны, а иначе – правила мышления, решения
41
Из статьи В. Гакова “Эдисонов комплекс”.
42
Описываемое событие происхо
дит в 1981 году.
43
Потихоньку нам удалось испра
вить эту ситуацию. Саша окончил
8й класс на “четыре с минусом”.