ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94
ПРИЛОЖЕНИЯ
и даже оформления могут быть очень полезны? Конечно. Бесспор
но. Так же, как бесспорно нужна крыша дома. Но если она давит на голову и не дает встать в полный рост – ждите искривленный позво
ночник или сломанную крышу…
Учитель в контрольной работе задал вопрос: как из"
мерить высоту небоскреба, используя только барометр?
Вечером, проверяя работы, учитель нашел, что многие
учащиеся верно поняли, каким образом следует исполь"
зовать барометр в качестве определителя высоты: заме"
рить атмосферное давление на первом и на последнем
этажах. Однако один из учеников написал: поскольку он
знает, что высота ртути в стеклянной трубке барометра
составляет тридцать дюймов, то он измерит длины те"
ней от барометра и здания, а потом вычислит высоту послед"
него с помощью тригонометрии.
На следующий день учитель подозвал к себе этого
ученика и сказал: “Я был бы не прав, сказав, что ты не"
верно решил задачу, но все"таки это именно так. Я имел
в виду барометр"анероид, а ты использовал в решении
ртутный барометр. Теперь, зная, что я имел в виду, как ты
ответил бы на вопрос?”
Не задумываясь, мальчик ответил: “Я поднялся бы на
крышу здания, бросил барометр вниз и измерил бы вре"
мя его полета до земли. Тогда бы я получил ответ через
ускорение свободного падения”.
“И опять"таки ты прав и не прав, – сказал учитель. –
Попробуй еще раз, предположив, что у тебя нет часов”.
«Ну, тогда разыскал бы смотрителя этого здания
и сказал бы ему: “Если подскажете мне высоту здания,
я отдам вам этот барометр”»
44
.
Мальчик – типичный креатив. Представьте себе, что он попадает в школу, где его наказывают двойками за каждое оригинальное реше
ние. Или поощряют только за действия, сделанные строго по шабло
ну, – что, в принципе, почти одно и то же. Что будет с ним через несколько лет? Будет он любить школу или будет сопротивляться обучению, как может? Последний вопрос – риторический. Мы знаем,
что будет. Мы видим это в сегодняшней массовой школе. Птицу не учат летать в клетке…
44
Случай описан в книге:
Дж. И. Ниренберг. Искусство твор
ческого мышления. – Мн.: Попурри,
1996. – С. 218.
Факторы успеха
От чего зависит успешность
45
человека в жизни? С этого вопроса я начал семинар с преподавателями права в Москве.
Мы выписали на доске около 30 “самыхсамых” факторов ус
пешности. И стали обсуждать, вспоминать исторические и бытовые примеры, выстраивать иерархию факторов успеш
ности…
Деньги? Наличие начального капитала? – Да. Но сколько угодно примеров, когда огромные капиталы создавались из минимальных средств – при наличии красивой идеи и умения решать задачи.
Возняк продал свой наградной калькулятор XII"65
за 500 долл. Джобс, не желая выдавать, что у него на
банковском счете есть 5000 долл. за игру “Разбей стен"
ку” от фирмы “Атари”, продал грузовичок “Фольксваген”
и таким образом обеспечил себе половину прибыли
45
Понятие “успешность” мы опре
делили так: человек успешен, если он сам себя считает успешным и окружающие люди с этим согласны.
Другими словами, если он сам в жизни добился чегото значитель
ного для себя и для людей.
95
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
предприятия
46
. В результате появился начальный капи"
тал фирмы “Apple” – одного из ведущих монстров компью"
терного рынка.
Мультимиллионер судовладелец Онасис, финансовый король
Ротшильд, нефтяной магнат Рокфеллер, создатель первого массово
го автомобиля Форд – все они были придумщиками, изобретателями,
решателями открытых задач.
Кстати, история знает немало и иного порядка примеров, когда человек теряет все свои накопления в результате одного неудачного решения…
Школьное и вузовское образование? – Все мы знаем, что отлич
ники в школе далеко не всегда становятся отличниками в жизни. Даже в науке “школьная успешность”, объем полученных в школе знаний не являются определяющими факторами успеха.
А. Холл – из числа тех, кто не получил никакого спе"
циального образования и пришел в астрономию не из
другой области знания, а из сферы, вообще далекой от
науки. Он – плотник. Изучив под руководством жены"учи"
тельницы математику, он вскоре показал такие успехи, что
был приглашен в одну из американских обсерваторий.
Холл обессмертил свое имя, обнаружив в 1877 году спут"
ники Марса – Фобос и Деймос
47
.
Будучи довольно известным американским художни"
ком, но ничего не понимая в совершенно чуждой ему об"
ласти – теории электричества, Морзе увлекся идеей “пе"
редачи информации по проводам” в 42 года. Он стал изоб"
ретателем телеграфа, одним из основателей и первым
президентом национальной академии в Нью"Йорке
48
.
Тогда, может быть, здоровье? – Конечно. Но и здесь немало ис
ключений.
Об уровне среды, с которого ему нужно было под"
ниматься, можно судить по письму его отца. Адрес
был такой: “Китай, Пекинъ. Пекинский универстетет.
Прохвесору Испиранта Василию Ерошенку”. С этого
уровня слепой крестьянский мальчик Василий Еро"
шенко поднялся до высшего образования в целом
ряде знаний, и профессором эсперанто он действи"
тельно был не только в Пекинском, но и в Токийском
университете.
Результаты деятельности Ерошенко огромны. Три
сборника новелл и рассказов на японском языке. Сей"
час писатель Эро"сан (под этим именем Ерошенко зна"
ют в Японии) – классик японской литературы, его сказки
входят в обязательный курс младших классов японской
школы. В Китае известен писатель и драматург Айро"
сяньке. Записи сиамского и бирманского фольклора
сделаны им впервые в мире. Сохранились газеты с его
статьями на английском, немецком и эсперанто. Слепые
дети Туркмении до сих пор обучаются по его азбуке –
он разработал брайлевский шрифт для туркменского
языка (для чукотского – не закончил).
Он разработал уникальную методику обучения ино"
странным языкам, методику обучения слепых независи"
мости движений. Сам Ерошенко ходил без палки даже
46
Факт из книги: Дж. Минго. Секре
ты успеха великих компаний (52 ис
тории из бизнеса и торговли). –
СПб.: ПитерПресс. – 1995.
47
Факт из книги: Ю. Г. Гулевич. Ме
таллурги изобретают. – М.: Метал
лургия, 1990.
48
Факт из книги: В. Г. Березина,
И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов.
Детство творческой личности:
Встреча с чудом. Наставники.
Достойная цель. – СПб.: Издво
Буковского, 1995.
96
ПРИЛОЖЕНИЯ
в незнакомых городах. То, что он слеп, можно было раз"
личить только вблизи
49
.
Стивен Хокинг – известнейший в мире науки англий"
ский космолог, действующий профессор Кембриджского
университета. Ему 56 лет, и он давно уже болен редкой
болезнью Луи Герига, при которой человек теряет подвиж"
ность. У него действуют лишь два пальца на руке, которы"
ми он набирает слова на экране компьютера и общается
с аудиторией через электронный синтезатор голоса
50
.
Похоже, что есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Конечно, речь идет об открытых задачах – профессиональ
ных, бытовых, психологических...
Творческий человек видит открытые задачи там, где другой уви
дит только неудачу или “божью кару”. Смотрите на мир открытыми глазами, и тогда он предстанет перед вами как одна бесконечная открытая задача, в которой физик увидит свои подзадачи, биолог –
свои, педагог – свои. Нужно научиться видеть задачи так, как умел это делать слепой Ерошенко. Вот, кстати, пример удивительно кра
сиво решенной им педагогической задачи.
В поисках учеников для туркменской школы (это он
тоже делал сам) Ерошенко наткнулся на слепого сироту
по имени Дурды. Удивительно, как вообще выжил этот
малыш. Все, что он знал в свои шесть лет, – это голод
и непрерывные избиения за попрошайничество. Он был
свято убежден, что все люди – звери и что сам он в этом
мире никому не нужен. Ерошенко привез его в школу, на"
кормил, напоил. Педагогические нормы советуют в та"
ких случаях несколько лет постепенно завоевывать до"
верие. Но Ерошенко не мог ждать и дня. Он повел Дурды
в горы (кстати, Ерошенко был неплохим альпинистом"лю"
бителем). Вдвоем они зашли на одну из вершин, и Еро"
шенко попросил малыша крикнуть свое имя. “Я – Дурды!” –
крикнул тот. И эхо несколько раз повторило его имя. “Вот
видишь, – сказал Василий Яковлевич, – даже здесь, в
горах, тебя все знают и любят...”
Дурды Питкулаев много лет после смерти Ерошенко
был директором той самой школы в Туркмении
51
.
Грек по происхождению, международный бизнесмен Аристотель
Онасис и слепой парень из русской деревни Василий Ерошенко – что в них общего? Оба поразному, в разных условиях и в разное время,
но были успешны. Один из них мог остаться ночным диспетчером в американском порту, другой – бедным крестьянином в российской деревне. Но они умели видеть задачи, они не боялись задач, они ре
шали. Решали, как дышали. Вывод? Решайте глубже…
50
Факт из журнала «Знаниесила».
1978. № 7.
49
По статье Ингриды Мурашков
ской, Юлия Мурашковского “Я за
жег в своем сердце огонь…”. Найти статью вы сможете на сайте Лабо
ратории “Универсальный реша
тель”, адрес www.trizway.com.
51
Из статьи Ингриды Мурашков
ской, Юлия Мурашковского “Я за
жег в своем сердце огонь…”.
Вопросы выживания
Все простые задачи уже решены – если они вообще когдалибо существовали. Нам предстоит решать задачи сложные и очень слож
ные. Это радует – человечеству просто придется поумнеть, чтобы выжить.
Возникают совершенно новые задачи разного свойства. Так, уже в ближайшие годы среди нас появятся люди со встроенными внутрь тела микрокомпьютерами. А несколько позже “все там бу
дем”. Как это произойдет? Просто. Сначала появятся высокотехно
97
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи логичные медицинские датчики. Например, прибор заранее будет предупреждать больного человека, что у него может возникнуть при
ступ. Сам человек этого не чувствует и подвергается большой опас
ности, а прибор его предупредит, а заодно родственников и врача.
Люди повышенного медицинского риска – с больным сердцем, напри
мер, – окажутся под дополнительной защитой. Прибор может быть не только датчиком, но и в случае нужды окажет первую помощь – впрыс
нет лекарство, проведет электростимуляцию. Реально? Еще как! Вот и появился первый симбиоз человека с компьютером.
Дальше – больше. Если внутри все равно уже есть компьютер,
почему бы не добавить ему еще несколько безобидных функций –
пусть, например, будет еще и телефоном, а также содержит в себе секретный электронный код для открытия сейфа (гаража, кварти
ры…). Дальше – больше…
Тому, кто думает, что все эти “излишества” слишком дороги, хочу напомнить.
В начале пятидесятых годов полупроводниковый
транзистор стоил около полусотни долларов. Через
10 лет – около двух долларов. Сегодня транзистор
в составе микросхемы стоит одну стотысячную цента.
Остановить этот процесс – соединения человека с техникой –
уже нельзя. Или можно? А если можно – то нужно ли? Один мой зна
комый, человек верующий, вполне серьезно называет сотовый теле
фон “бесовской штучкой”. Однако пользуется – а куда денешься?
Вот вам открытая этическая задача: как относиться к этому процес
су? Кстати, а как к нему отнесутся представители церкви, антигло
балисты, коммунисты, другие всех мастей “…исты”? Какие потрясе
ния ожидают общество в связи с этим процессом? Что делать, чтобы потрясения не стали слишком болезненными или кровопролитны
ми? Так от этической задачи мы перешли к социальной. А кто готов решать эти задачи?
Исследование, проведенное Wellcome Trust, показа"
ло, что выпускники английских школ не готовы иметь дело
со сложными этическими вопросами, порождаемыми
современной наукой.
Почти ничего не делается, чтобы научить школьни"
ков спокойно думать о таких проблемах, как эмбриональ"
ное клонирование человека, тесты на животных и гене"
тически"модифицированные продукты. Ученики форми"
руют свое мнение, не основываясь на научных фактах.
Учителя обеспокоены низким интересом к важным
событиям и новостям в целом. Они также отмечают, что
учащиеся имеют очень устойчивые мнения по таким проб"
лемам, как права животных и клонирование, опираясь
на очень скудные факты
52
.
Относительно привычные для нас научные и технические задачи тоже, поверьте, не упрощаются. Экологические задачи на Земле бу
дут возникать постоянно – или до тех пор, пока человечество не поки
нет эту планету. И что еще характерно – чем большее могущество об
ретает человек, тем дороже стоят его ошибки.
Наша цивилизация еще очень молода. Она только учится ре
шать задачи. И здесь главную роль должно сыграть Образование.
И с каждым годом роль Образования в целом и каждого Учителя –
в широком смысле этого слова – будет только возрастать.
52
Источник информации: http://
www.compulenta.ru/news/2001/7/
16/15805/
98
ПРИЛОЖЕНИЯ
Известно: литературы по педагогике,
методических пособий для учителей изда"
ется много, не говоря уже о постоянно про"
водящихся курсах и семинарах.
Но как ориентироваться в этом море книг? Какие критерии помогут определить,
хороши ли книга или семинар? Стоит ли всерьез рекомендовать их коллегам?
Настоящая “Методика оценки педагоги"
ческих методик” написана не столько с по"
зиций науковедения, сколько с позиций за"
щиты прав ПОТРЕБИТЕЛЯ педагогических методик – то есть прежде всего учителя. Кри"
терии применимы не только к книгам, но и многочисленным курсам и семинарам.
АКТУАЛЬНОСТЬ
МЕТОДИКИ
(какие конкретно ваши проблемы решает)
1"й уровень: методика практически неактуальна, применение ее ничего в ва"
шей работе не изменит.
2"й уровень:методика затрагивает неосновные моменты работы; владение методикой улучшит некоторые второстепен"
ные параметры (например, повысит точ"
ность оценки знаний).
3"й уровень: методика затрагивает основные моменты работы, но с ее вне"
дрением можно и подождать. Например,
потому, что и старые методы неплохо справляются.
4"й уровень:это как раз то, что необ"
ходимо школе сегодня!
НОВИЗНА
(что реально нового дает профессионалу разработка)
1"й уровень: новизна на уровне тер"
минологии. Автор заменяет известные слова новыми, переодевая банальные истины в новые одежды. Жонглирует, пе"
реставляет местами давно известные вещи, создавая видимость новых подхо"
дов. Сюда же следует отнести новизну на эмоциональном уровне. Автор показыва"
ет новую точку зрения на уже известные факты, заставляет волноваться и пере"
осмысливать, воодушевляет и “заряжа"
ет энергией”. Что само по себе хорошо
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК
(четыре уровня)
Приложение 2
и полезно, но имеет мало общего с насто"
ящей методикой.
2"й уровень: новизна на информаци"
онном уровне. Даны новые факты, приме"
ры, задачи, упражнения и решения...
3"й уровень:новизна на системном уровне. Известные приемы в новой, бо"
лее рациональной или оптимальной ком"
поновке.
4"й уровень: принципиальная новизна.
Предлагаются новые способы работы,
дающие отличающиеся от прежних резуль"
таты. Здесь уместно заметить два су"
ще ственно различающихся подуровня.
Первый, методика"1, дает новый способ ре"
шения известных задач, не изменяя содер"
жания обучения и не ломая основной его формы. То есть методика"1 остается в ста"
рой парадигме образования. Методика"2
изменяет сами цели, а значит, и парадигму образования. Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ
(насколько технологична,
инструментальна для профессионала разработка)
1"й уровень:методика сводится к при"
зывам. Внимание! Возможно, эти призы"
вы красивы и даже благородны, но от их повторения толку не будет. Контрольные вопросы: какие проблемы решает данная разработка и каков процент успешных ре"
шений?
2"й уровень: методика эффективна лишь в “авторском исполнении”. В отсут"
ствие автора ее результаты, к сожалению,
не воспроизводятся надежно. Требуется много дополнительных подсказок, длитель"
ное обучение у автора, постоянные кон"
сультации, чтобы методика начала уверен"
но работать в “чужих руках”.
3"й уровень:методика передаваема частично, отдельными рекомендациями;
или работает нестабильно, только в благо"
приятных условиях; или передаваема, но только отдельным, особенно способным к ней людям.
4"й уровень: методика передаваема,
дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.