Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Строго? — Строго! И правильно. Автор призывает культивиро?
вать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают как справедливое.
Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы. Резюме — не резюме,
но что?то похожее...
Пример.
“Помогите мне!” — так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учительницы в 3“А” классе.
Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обра?
титься с просьбой, высказать пожела?
ние, сообщить учителю о своих за?
труднениях — и сразу же получить совет, поддержку, помощь...
Это все равно что шепнуть учителю на ушко. Посудите сами:
— Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не успеваю...
Кира.
— Давайте сходим в зоопарк на экс?
курсию и посмотрим зверей и рыб.
Я хочу узнать побольше о них...
Сергей.
— Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я пишу...
Инна.
— У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте,
а на математике уже не нашла...
Кто найдет, пусть скажет...
— Давайте во время уроков делать паузы и заниматься физкультурой...
а то, когда сидишь долго, немного устаешь... Олег.
— А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что нельзя,
а я думаю, что если хочется,
то можно, хотя бы чуть?чуть... Я хочу,
чтобы на родительском собрании вы поговорили,
можно смотреть или нет... Света
1 1
Газета “1 сентября”.
1993. 20 февраля.
— Резюме вам сдано и прочитано. Что дальше?
— Поблагодарив всех без исключения ребят, я зачитывал вслух несколько интересных фраз. Пусть иногда противоречащих друг другу. Зачитывал без комментариев. Хотя удержаться от них трудно. Пару раз срывался и гово?
рил: “Я с этим не согласен, но все равно благодарю за честно высказанное мнение”.
— Резюме анонимное?
— Может быть, в определенных условиях анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались.
— А если боятся подписаться?
— Это уже серьезный звоночек: что?то не так. Возможно, вы здесь и ни при чем. Просто кто?то уже использовал искренность ребят неэтично.
Теперь они не скоро раскроются. Главное правило — быть благодарным за каждое мнение. Хотя ничто не мешает учителю СПОКОЙНО не согла?
ситься с любым высказанным учеником мнением. Только без нездоро?
вых эмоций, даже если задели “за живое”. И тогда, пусть не сразу, вам станут доверять. И дай бог силы оправдать это доверие...
ДИАЛОГ
ПРИЕМЫ
УСТНОГО ОПРОСА
БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель
вывешивает “Базовый лист контроля”. В нем пере
числены основные правила, понятия, формулировки и формулы,
которые ОБЯЗАН знать каждый.
Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы.
Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради.
В старших классах лист “двухэтажный”. Первая его половина —
обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая полови?
на содержит добавочные вопросы для претендентов на “отлично”
и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.
Тем больнее, что столь низкая оценка занятия была неожиданной.
Я даже немного обиделся на Свету.
Глупо и непрофессионально — но все мы люди... К слову сказать,
за то же занятие другой кружковец,
Саша Б., поставил 10 баллов.
И сделал приписку: “Снизил бы вам оценку, но пока не знаю, как сде?
лать лучше”.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ


21
— Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?
— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.
— А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.
— Хорошо, если есть такая возможность.
ДИАЛОГ
Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него “под микро?
скопом”. Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.
Кто на самом деле поднял руку? Во?первых, действительно знаю?
щие. Во?вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей ак?
тивности и якобы знания. В?третьих, рискующие — а вдруг не спросят,
а если спросят, как?нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается “стон вели?
кий” — как, мол, за один?то вопрос... Иногда учитель “для справедли?
вости” начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет вре?
мя... А остальные отдыхают, наблюдая за “ристалищем”. К сожалению,
автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедли?
вых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание сразу следует расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее...
А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли “А, все равно не спросят”, то ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники?
середняки, которые и составляют обычно большинство класса,
быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выда?
вать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.
К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос доста?
точно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется —
ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:
“СВЕТОФОР”
“Светофор” — это всего лишь длинная полоска карто?
на, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают “светофор” красной
или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готов
ности к ответу.
Способ применения “светофора” зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их ус?
ловно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, кото?
рые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, кото?
рые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает
“Я не знаю!” Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — “Знаю!”
— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?
— При использовании “светофора” ученик находится в иной психологиче?
ской позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована.
Сигналя “светофором”, ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как?то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школь?
ная наука, призналась: “Мне было так стыдно раз за разом поднимать крас?
ную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато “светофор” дал мне уверенность на экза?
мене и “зеленый свет” в институт”.
— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, призна?
ваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?
— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам,
что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отве?
чать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?
— А если ученик сомневается?
— Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть,
как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.
ДИАЛОГ
А. Гин
Приемы устного опроса


При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: “Хочу ответить!” Красный цвет — “Не хочу”. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от “светофо?
ра” опять?таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фикси?
ровать свою готовность ответить по каждому вопросу.
22
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ФОРМУЛА: один ученик отвечает у доски,
остальные слушают.
Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это, скорее,
антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают.
Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традици?
онного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места
1
О чем думали и что делали во время ответа товарищей

В процентах от общего числа наблюдаемых учащихся
(более 500)
1 2
3 4
5
Следили за ответом товарищей
Думали о том, что станут отвечать,
если учитель сейчас же спросит их
Думали о предмете
Думали о разном, но не о предмете
Занимались посторонними делами
14,8 19,4 9,3 53,8 1
На основании иссле?
дования Б. И. Дегтяре?
ва. Из кн.: Л. М. Фрид?
ман. Педагогический опыт глазами пси?
холога. — М.: Про?
свещение, 1987.
И все?таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестя?
щий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которо?
му можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий “разбор полета” с учениками.
ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ
Применим в случае, когда предполагается разверну?
тый, логически связный ответ.
ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом
месте и передается другому жестом учителя. И так несколько
раз до завершения ответа.
— Приведите пример такой работы учителя естественно?научного цикла.
— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария:
как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.
ДИАЛОГ
ТИХИЙ ОПРОС
ФОРМУЛА: беседа с одним или несколькими
учениками происходит полушепотом, в то время как
класс занят другим делом, например тренировочной контроль
ной (см. раздел “Приемы письменного контроля”, с. 26) или
групповой работой.
2,7
— Что если кто?нибудь забыл взять на урок “светофор”?
— В кабинете у нас небольшой запас сделанных теми же ребятами
“сигнализаторов”. В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их.
— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры “светофора”?
— Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользоваться.
В некоторых классах ребята просто наклеивали цветную бумагу на дере?
вянную линейку 25—30 см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с ручкой... Все зависит от возраста, вкусов.
ДИАЛОГ
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ


23
Пример.
МАТЕМАТИКА
Пока класс работает в группах, учи?
тель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует “Лист контроля фор?
мул”. Учитель называет номер одно?
го или нескольких блоков формул
Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех “форму?
лосодержащих” учебных предметах. Особенно в выпускных классах.
Формулы при этом не обязательно разбивать по блокам тематически.
на листе. После непродолжитель?
ной подготовки учеников пока?
зывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята пооче?
редно отвечают: для чего она предназначена? в каких условиях применяется?..
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ФОРМУЛ
МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС
ФОРМУЛА: ответ ученика записывается на магнито
фон, чтобы потом он сам мог себя послушать.
Это и есть цель магнитофонного опроса.
Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важны, так что автор признается в небольшом “подлоге”: магнито?
фонный опрос даже вовсе и не опрос...
Пример.
Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбур?
ны и логически плохо выстроены.
Попытки указать ему на это вызывают обиду — “Я все ответил”. Аргумента?
ция типа: “Тебе экзамен сдавать”—
воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт:
в состоянии эмоционального возбужде?
ния Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнитофо?
на. Получил неожиданное впечатле?
ние... И это стало отправной точкой в работе над логикой ответа.
А. Гин
Приемы устного опроса

24
ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС
ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ
из нескольких предложенных.
В устном опросе эту форму обычно не ис?
пользуют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором “переплавится”
непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят.
— Почему вы не говорите о работе с видеокамерой?
— Не говорю. Но зато вздыхаю. Потому что счастливое и технически обеспеченное Завтра для учителя ...надцатой школы далекой россий?
ской Ухогорлоносовки наступит, увы, не завтра. А пока нам нужно дать хорошее образование, пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это Завтра.
ДИАЛОГ
ВЗАИМООПРОС
ФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга
по базовым листам.
Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель.
По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: “У меня вызвали затруднение такие?то вопросы: ...”
— Как выставляются отметки за взаимоопрос?
— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродол?
жительным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.
ДИАЛОГ
ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания.
Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в “кошки?мыш?
ки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что?нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет.
Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологи?
чески проигрышна для учителя. Как быть?
Пример.
ГЕОГРАФИЯ
Учитель показывает картонку, выре?
занную по контурам какой?то стра?
ны. Эта страна: А — Италия; Б —
Афганистан; В — Чили; Г — Китай.
Пример.
ФИЗИКА
На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодей?
ствующая сила, если автомобиль движет?
ся вперед с постоян?
ной скоростью?
Ответы: А; Б; В; Г;
перечисленные отве?
ты неверны.
ФОРМУЛА: перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте,
лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения
причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его
сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит
ситуацию под полным контролем.
— А если учитель приходит на урок, а там весь класс “защитился”?
— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс “проверяет”
нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например:
ДИАЛОГ
— А если кто?то стащит “Лист защиты”?
— А если кто?то поломает парты, намажет воском доску, принесет в класс ворону? Конечно, от форс?мажорных обстоятельств никто
“Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда?
А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания”;
“Ладно, но завтра жесткая контрольная”. Один раз нарвутся — другой раз не захотят;
вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает:
завтра — зачетный день. И все должны быть готовы.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ


25
не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхност?
ным эмоциям. Чаще всего можно “обратить вред в пользу” — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения.
Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.
ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ
1
Небольшой, но полезный приемчик. Или даже просто рекомендация.
ФОРМУЛА: учитель приучает детей — особенно это касается
младших классов — к некоторой паузе между заданным твор
ческим вопросом и ответом ученика.
Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос — ответ) иногда допустим, но чаще он способствует “забиванию” самыми энергичны?
ми и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но облада?
ющим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассив?
ную позицию. Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 — ответ.
— А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить?
— Это в младших классах. Причем часто начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется, мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе очень важны, и, если его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Дрессировщики говорят — положительное подкрепление...
Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя — обычно этого достаточно. Кстати, “светофор” частич?
но помогает и эту проблему решить.
ДИАЛОГ
ЩАДЯЩИЙ ОПРОС
2
ФОРМУЛА: учитель проводит тренировочный опрос,
сам не выслушивая ответов учеников.
1
Из опыта
И. Л. Викентьева,
“ТРИЗ?ШАНС”.
2
Прием из кн.:
В. М. Шейман.
Технология работы учителя физики: Из опыта работы. — М.:
МП “Новая школа”,
1992. — С. 19.
Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам?
вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа.
При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или “–”. На следующий вопрос учителя отвеча?
ют ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют учени?
кам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов,
прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС
(почти шутка)
ФОРМУЛА: ученики сами оценивают степень своей
подготовки и сообщают об этом учителю.
Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняют?
ся. Опроса нет, — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5”? (Ученики поднимают руки.)
На “4”? На “3”? Спасибо...
Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше.
Поэтому такой сценарий применяют нечасто.
А. Гин
Приемы устного опроса