Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 продуктов предприятия в виде различных показателей уровня обслуживания клиентов: скорости исполнения заказов и их доставки клиентам; высокого качества товаров наличие разнообразных. Из этого следует, что основная функция логистической деятельности как составного элемента общей экономической системы состоит в постоянном обеспечении клиентов своими средствами и методами условий покупок и продаж, определенных маркетинговыми службами [26, с.24].
Система функций логистической деятельности предприятия, рассмотренная с позиции их спектра и значимости, следует из функций логистики в целом и приведена в таблице 1 [47, с.24].
Таблица 1 – Функции логистической деятельности предприятия с позиции их спектра и значимости
Группы функций логистической деятельности
Характерные показатели функций логистической деятельности
Базисные функции
Функции, осуществляемые большинством предприятий: поставки, снабжение, производство, продажи.
Поддерживающие функции
Функция поддержания высоких стандартов обслуживания клиентов, обеспечения заданного уровня дистрибьюции и сервисного обслуживания на основе управления качеством и сертификации
Ключевые функции
Управление поставками: выбор поставщиков ресурсов, оценка потребности в ресурсах, выявление оптимальных сроков и величины поставок и их путей, выбор типов транспортных систем
Управление транспортировкой: выбор перевозчиков и транспортных систем, определение оптимальных маршрутов
Управление запасами: формирование, контроль и регулирования величины запасов в снабжении, производстве и продажах
Управление процедурами заказов и уровнем удовлетворенности клиентов качеством логистического сервиса
Управление ценообразованием: обусловлено с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия на основе сравнительной оценки общих издержек,
14 желаемого уровня рентабельности и устанавливаемыми ценами на продукты предприятия
Логистические затраты, связанные с процессом выполнения заказов клиентов, формируются из множества частных логистических издержек, возникающих в различных сферах, и интегрировать их в общую статью расходов в ходе построения функционального учета достаточно сложно.
Также необходимо учитывать, что традиционно логистические затраты дополнительно объединяются в крупные финансовые агрегаты, что зачастую не даёт возможности провести детальный анализ совершенно разных по своему происхождению затрат, детально учесть все факторы и последствия принятых решений в области логистики. В результате различные управленческие решения, даже принятые в единой функциональной области, могут в итоге привести к непредсказуемым последствиям в иных, смежных областях. В отличие от применяемого традиционного подхода к оценке эффективности затрат, логистика предусматривает необходимость введение детализированного пооперационного учёта и анализа затрат на всём пути материальных потоков предприятия. Однако, в логистической деятельности предприятия основным событием и главным объектом анализа является заказ клиента и различные действия предприятия по выполнению этого заказа, то есть целевым сегментом анализа является внешняя логистика, направленная на покупателей. Соответственно, калькуляция логистических затрат должна позволять точно определить, приносит ли этот заказ прибыль этому предприятию и как можно снизить логистические затраты на его выполнение. Исследование логистических затрат предприятия по отдельным процессам даёт возможность получить наглядную и репрезентативную картину того, как формируются логистические затраты, обусловленные обслуживанием данного клиента, каков удельный вес в них всех подразделений предприятия.
15
Таким образом, изучивпонятиелогистических затрат и логистической деятельности предприятия, можно сделать вывод, что управление логистической деятельностью, которое включает в себя и управление логистическими затратами,имеет важнейшее значение в первую очередь для корректировки издержек предприятия с целью их минимизации.
Систематический анализ логистической деятельности предприятия позволяет определять резервы по их снижению и в контексте установленных маркетинговых целей разрабатывать мероприятия по их реализации. В то же время, понятие логистической деятельности очевидно более широкое, что обуславливает и различия в используемых подходах к её оценке и совершенствованию.
1.2 Цели, задачи и содержание стратегии повышения эффективности логистической деятельности
Решение проблемы оценки результативности логистической деятельности требует наличия специфического информационно-аналитического инструментария. Одна из основных проблем такой оценки заключается в выделении доли результатов экономической деятельности предприятия, обусловленных именно логистической деятельностью. В общем виде теоретико-методологические представления об оценке эффективности логистической деятельности, о комплексе показателей, характеризующих эту эффективность, изложены в отдельных работах отечественных исследователей, однако современное состояние этой области логистических исследований не позволяет говорить о завершенности методологического аппарата.
В общем случае структура формирования стратегии и анализа логистической деятельности предприятия осуществляет по нескольким этапам, представленным на рисунке 2 [15, с.57].
Миссия
Общая миссия предприятия
Логистическая миссия предприятия
16
Рисунок 2 – Структура формирования стратегии и анализа логистической деятельности предприятия
Как можно заметить из рисунка 2, общая система формирования стратегии и оценки логистической деятельности включает несколько иерархически связанных уровней: миссия предприятия, дополнительно детализированная логистическая миссия, сформулированные в рамках стратегии предприятия генеральные цели для логистического менеджмента в виде целей первого уровня, тактические цели логистического менеджмента, отнесённые уже ко второму уровню, сформированные группы показателей для оценки логистической деятельности и общий интегральный показатель эффективности логистической деятельности. позволяющий представить окончательную оценку эффективности.
17
На верхнем уровне иерархии общей системы формирования и анализа логистической деятельности находятся общая миссия данного предприятия и его логистическая миссия, которая во многих случаях вообще не сформулирована. При этом, одно из основных предназначений миссии заключается в обеспечении возможности роста эффективности управления организацией. Соответственно, логистическая миссия может трактоваться как двуединая: с одной стороны необходимо обеспечить качества обслуживания клиентов, и, с другой стороны, не допустить существенного увеличения уровня логистических затрат.
В соответствии с целями управления логистической системой логистическая миссия обычно направлена на интеграцию маркетинговой и операционной стратегий предприятия в рамках реализации общей стратегии.
В логистической миссии современного предприятия ведущую роль должны играть маркетинговые и финансовые элементы, с учетом того, что данная миссия направлена во внешнюю среду предприятия и обеспечивает требуемую величины поступающих на предприятие финансовых потоков.
Вследствие этого логистическую миссию предприятия часто формулируют в такой интерпретации: логистическая миссия является элементом общей миссии и заключается в согласовании и корректировке внешних маркетинговых и финансовых целей, направленных на потребителя, и внутренних целей предприятия, на основе использования и реализации логистического потенциала предприятия[15, с.59].
Следующим элементом представленной структуры формирования стратегии логистической деятельности является блок генеральных и тактических целей, поставленных перед логистическим менеджментом предприятия, выражающийся в целях первого уровня. Прикладным содержанием данных целей является точное описание того состояния предприятия, рассматриваемого как объект управления, к достижению которого необходимо стремиться. В соответствии с классическими
18 подходами, логистическая миссия и генеральная цель логистики в целом совпадают. Это, в целом, не противоречит традиционному определению миссии предприятия, как её генеральной цели в виде точно выраженной причине его функционирования. Отличие современных логистических концепций заключается в том, что типовой логистический микс 7R (right product, right quantity, right condition, right place, right time, right customer, right cost) не должен восприниматься только в качестве определённой логистической миссии. Это обусловлено тем, что основной целью логистической системы является цель более высокого уровня, чем указанное правило 7R, кроме того, генеральная цель логистики может даже по формальным признакам совпадать с генеральной стратегической целью деятельности всего предприятия в целом, заключающейся в обеспечении роста его конкурентоспособности и рыночной эффективности, с тем лишь отличием, что достижение этой генеральной цели обеспечивается на основе применения преимущественно логистических инструментов, главным образом на основе применения логистического микса [8, с.35].
Блок генеральных целей логистической деятельности, выраженный в целях первого уровня, может содержать единственную цель общего характера либо включать систему целей, также показывающих тенденции к реализации стратегии предприятия. Данный блок для целей второго уровня включает уже более специфические логистические цели, их фактическое достижение позволит обеспечить выполнение генеральной цели. Именно такие цели второго уровня формулируются уже на базе использования логистического микса, однако необходимо учитывать и специфику деятельности конкретного предприятия. Тактические цели логистики должны быть комплементарными относительно друг друга или, как минимум, нейтральны относительно других целей. К подобным целям можно отнести формирование функционально рациональной структуры управления логистикой предприятия, создание эффективной системы выявления
19 неэффективных логистических процессов и системы совершенствования финансовых потоков. В ходе соотнесения целей с различными функциональными областями деятельности предприятия ими могут стать также и различные характеристики ожидаемого конечного результата [46, с.40]:
соблюдение сроков, ассортимента и уровня качества заказов;
соблюдение непрерывности логистических процессов;
минимизация логистических затрат;
обеспечение гибкости логистических процессов по спросу;
снижение уровня запасов во всех логистических звеньях и др.
Современная концепция логистики подразумевает комплексный анализ логистической деятельности и логистических затрат, который должен учитывать их в комплексной взаимосвязи друг с другом. Для оценки фактического состояния логистической системы в современной литературе предлагается использовать ряд аналитических моделей, большинство из которых является производными от расширенной модели оценки экономической деятельности. Однако подобные модели позволяют получить только общую оценку эффективности логистической системы и определить, как изменяются различные экономические показатели исходя из анализа влияния логистических затрат и результативности логистической деятельности. Поэтому чтобы выявить резервы роста логистической эффективности и направления совершенствования логистической деятельности, необходимо использование также и различных стратегических моделей, одна из которых будет рассмотрена в дальнейшем.
Гордиенко А.С. провёл обобщение используемых в настоящее время логистических методов в рамках использования различных логистических концепций. Различные процессы комплексного развития логистических концепций представлены на рисунке 3 [13, с.51].
Информационная концепция
Маркетинговая концепция
Объект: отдельное предприятие
Приоритеты:
Приоритеты:
Интегральная концепция
Объект: логистическая цепь (цепь поставок)
20
Рисунок 3 – Процессы комплексного развития логистических концепций в деятельности предприятия
Как показано на рисунке 3, объединение прогрессивных логистических и информационных технологий создает единую основу для интеграции различных потоков в глобальную информационную логистическую систему, обеспечивающую высокую скорость реакции на изменения внешней среды.
Это также определяет переход от логистического инсорсинга к логистическому аутсорсингу и от внутренней интеграции к внешней интеграции, ориентированной на синхронизацию взаимодействия элементов