ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последние двадцать лет мы с Келли тесно сотрудничаем в разнообразных сферах, включая соавторство в подготовке материалов, проведение исследований, подготовку психотерапевтов, осуществление клинической супервизии, многочасовой просмотр записей психотерапевтических сессий, а также определение и переопределение условий для выполнения разнообразных необходимых требований и многократное переделывание слайдов с той целью, чтобы краткие, но точные фразы выражали суть сложных идей. Как следствие, немногие люди знают о ДПТ столько, сколько знает Келли. Также она обладает уникальной способностью выявлять самое главное и привести необходимые клинические примеры. Более того, она подходит к лечению творчески и вкладывает в него часть себя, доказывая то, что ДПТ — это что угодно, но не костное, привязанное к инструкции в каждом движении лечение.
Медитации, давно практикуемые Келли, а также изучение боевого искусства Айкидо сформировали в ней глубокое понимание того, каким образом духовные практики Дзэн и созерцательная молитва могут влиять на развитие ДПТ.
Более того, когда в 1993 году я присутствовала на аттестации Келли на первый дан, то поняла, что в своей практике Айкидо она проделывает большую работу для того, чтобы воспитать в себе ту же способность к милосердию, которую я поощряла, будучи ее супервизором в ДПТ, точнее — способность встречать сложные, даже угрожающие ситуации с ответной реакцией в виде любви и заботы. У Келли есть врожденное чувство диалектического равновесия между принятием и изменением, которое невозможно не увидеть в данной работе.
С радостью и большим удовольствием рекомендую вам книгу, написанную Келли. Данная книга — это именно тот ресурс, который так необходим каждому психотерапевту, изучающему и использующему ДПТ.
Марша М. Линехан, доктор наук
Вступление
В данной книге поясняется зачем, когда и как использовать принципы и стратегии диалектической поведенческой терапии (ДПТ) в индивидуальной психотерапии. При том, что первая книга Линехан, посвященная ДПТ (1993a) является учебником по лечению, данная книга представляет собой пользовательское руководство с приведением примеров из клинической практики и пошаговым описанием, нацеленным на то, чтобы облегчить вам понимание того, каким образом вы можете использовать ДПТ в работе со своими пациентами. Первая глава поясняет, каким образом у личности развивается стойкая эмоциональная дисрегуляция и, впоследствии, как это может привести к проблемам, способным ухудшить качество жизни пациента и свести на нет усилия по работе над изменениями в процессе терапии. Данная глава предоставляет полный обзор того, каким образом лечение, структурированное в соответствии с требованиями ДПТ, подходит к решению основной проблемы — стойкой эмоциональной дисрегуляции. Во второй главе описывается, как структурировать общее понимание эмоциональной дисрегуляции в подробную пошаговую формулировку случая и планирование лечения для каждого пациента. Затем внимание уделяется трем комплексам важнейших терапевтических стратегий, используемым в ДПТ для достижения терапевтических целей: стратегии поведенческих изменений, валидация и диалектические стратегии, которые перечисляются в первой главе, а затем подробно рассматриваются в третьей, четвертой и пятой главах соответственно.
Поскольку стойкая эмоциональная дисрегуляция приводит к тому, что поведение начинает зависеть от настроения и наступлению кризиса, ДПТ-терапевт часто вынужден менять стратегии поведенческих изменений (то есть, такие техники когнитивно-поведенческой терапии, как отработка навыков, экспозиционная терапия, ситуационное управление и когнитивная модификация). Подобного рода изменения подробно описаны в третьей главе. Поскольку пациенты со стойкой эмоциональной дисрегуляцией часто на своем опыте составляют мнение об ориентированных на изменения стратегиях как о таких, которые приводят к потере сил, ДПТ делает акцент на активном, дисциплинированном и точном использовании стратегий валидации. Стратегии валидации в ДПТ были подробнее описаны Линехан (1997) через несколько лет после выхода ее первой книги; новейшая информация по данной теме, равно как и многочисленные клинические примеры, поясняющие, как валидировать и что валидировать (а что нет), содержатся в четвертой главе. В пятой главе описывается диалектическая позиция и стратегии, помогающие психотерапевту полностью принять своего пациента и имеющуюся ситуацию на их совместном пути к необходимым переменам. Третий и последний комплекс основных терапевтических стратегий предполагает способность удерживаться от упрощений и выйти за рамки компромиссов для того, чтобы найти действительно конструктивное сочетание поведенческих изменений и валидации, рационального восприятия и эмоциональности, принятия и перемен. Шестая глава объединяет все три комплекса стратегий и иллюстрирует, каким образом они используются в контексте формулировки случая и иерархии терапевтических задач.
Наконец, в седьмой главе подчеркивается принципиальная важность экспертной консультационной группы, предусмотренной комплексной ДПТ, и рассматривается ее работа. Консультационная группа — это команда психотерапевтов, которая ведет группу пациентов и одновременно применяет ДПТ по отношению к себе. Группа совершенствует навыки психотерапевтов и обеспечивает эмоциональную поддержку, необходимую для того, чтобы справляться с трудностями, возникающими в тех случаях, когда пациенты переживают тяжелые страдания либо испытывают сильную душевную боль. Все клинические примеры, приведенные в данной книге, являются фиктивной комбинацией многочисленных диалогов между пациентом и психотерапевтом, созданной для обеспечения читателей наилучшими обучающими материалами.
С этой книгой у меня связаны две надежды. Во-первых, много лет я занимаюсь обучением и консультированием психотерапевтов, когда они изучают пути использования ДПТ. Большинство терапевтов обучались гораздо быстрее, когда мы дополняли учебник по лечению легковыполнимыми клиническими примерами, показывающими, каким образом принципы и стратегии ДПТ могут применяться в конкретных случаях. В этой книге я пытаюсь сделать то же самое — привести многочисленные клинические примеры, иллюстрирующие ключевые моменты ДПТ таким образом, чтобы они смогли помочь вам использовать ДПТ в работе с вашими пациентами.
Во-вторых, я надеюсь показать, каким образом, даже если вы никогда не будете использовать комплексный пакет ДПТ, ее принципы все же смогут обеспечить основу для работы с пациентами, имеющими сложные хронические проблемы. Все расширяющийся список лечебных протоколов и учебников может оказаться гнетущим. Принципы и стратегии ДПТ предлагают крайне гибкую иерархическую структуру, позволяющую упростить сложные клинические ситуации, разложив их на серии систематических, допускающих изменения инструкций по мышлению или поведению. Как сказал Роджер Мартин (2009): «Достоинство эвристики заключается в том, что нас направляют к решению задачи посредством организованного изучения возможностей» (стр. 12). На что бы вы ни были нацелены, надеюсь, я смогу продемонстрировать, каким образом структура ДПТ способна помочь вам систематически согласовывать элементы лечения в комплексный индивидуальный план.
Наконец, мой личный стимул для написания этой книги — попытаться поделиться тем, что было мне так щедро дано. Мне необыкновенно повезло тесно сотрудничать в течение долгого времени с основательницей ДПТ, Маршей М. Линехан, так же, как и с удивительно талантливыми и креативными психотерапевтами, являющимися первыми приверженцами ДПТ. Совместный труд этого объединения практикующих врачей, а также взаимодействие с моими собственными пациентами оказывают мне честь и вдохновляют на дальнейшую работу, чтобы соответствовать заданной планке. Надеюсь, что приложенные усилия принесут вам пользу.
Благодарность автора
Многие учителя, коллеги и близкие поддерживали меня в процессе написания данной книги. Джон Глюк, Говард Деланей и в особенности лаборатория Майкла Дагера с его веселым, требовательным курсом радикального бихевиоризма развивали мое еще жесткое теоретическое мышление. Неисчерпаемая интеллектуальная отдача Нейла Джейкобсона предоставляет мне колоссальные возможности для развития и оценки эффективности лечения, а также для писательской работы. Труды Марка Гринберга по психопатологии развития детского и подросткового возраста, внимательная клиническая супервизия Мэвис Цай, сотни часов изучения приверженности к лечению, а также профессионализм различных психотерапевтов сформировали мои взгляды на то, каким образом терапевт может помогать пациенту меняться. Седар Кунс, Мэган Мурхед, Клив Роббинс и Чарли Хаффин поддерживали меня на пути становления в качестве клинического консультанта. И что самое важное, в 1989 году я начала посещать практические занятия Марши М. Линехан по диалектической поведенческой терапии (ДПТ). Это были захватывающие времена. Марша принесла только что распечатанные на мимеографе черновики своего руководства по лечению и без лишних церемоний притащила к нам наиболее суицидальных пациентов их всех, кого она могла найти. Наш профессионализм и дух товарищества все возрастали, и в конце концов аспиранты практикума столкнулись с трудностями в нахождении супервизора, более нас осведомленного, как помочь пациентам с высоким суицидальным риском, когда Марша ушла в творческий отпуск. Продуктивные годы еженедельной клинической супервизии у Марши, сотрудничество в написании работ и преподавании привели к тому, что в 1997 году мы основали Behavioral Tech, и теперь, в конечном счете, приносят плоды в виде данной книги. Бодрость духа Марши, ее приверженность делу и готовность идти на личные жертвы показали мне, каким образом профессиональный путь человека, посвятившего себя науке и сострадательному отношению к людям, может быть духовным путем, не менее дисциплинированным, чем монашеские традиции.
В 1988 году я начала изучать Айкидо, боевое искусство, которое учит на конфликт и насилие отвечать любовью и сопереживанием. Айкидо очень помогает мне понять сущность ДПТ. Я чрезвычайно благодарна сэнсэям Расо Хултгрену и Тому Риду за наши занятия. Их пронзительно искренняя личная практика показала мне, что означает быть серьезным учеником.
Спасибо Жаклин Персонс и Китти Мур за возможность сделать свой вклад в данную серию руководств по индивидуализированному лечению методами с доказанной эффективностью, а также Барбаре Уоткинс за ее опытное редактирование. Я очень благодарна коллегам, критиковавшим мои черновики, особенно Жаклин Персонс, Никласу Тёрнеке, Карле Уилсон и Скотту Темпл, а также Майклу Мэслэр и Элизабет Симпсон, которые попогали мне в работе над разработкой двух примеров из клинической практики.
Чарли Суэнсон благодаря своему высокому уровню преподавания и написания произведений был для меня вдохновением, а его наставничество — поддержкой на моем пути. Работы Леса Гринберга оказали сильное влияние на мои мысли о важности эмпатии и взгляде на психотерапевта как на инструктора в области эмоций. Я очень благодарна Роберту Буткевичу за поддержку, а также моей рабочей группе — Бенджамину Шоендорффу, Гарету Холману, Мэвис Цай и Стигу Хельвег-Йоргенсен, — которая помогла мне пройти последний этап написания книги.
Хочу выразить свою любовь и благодарность Синди Смит, психиатру и поэту. Без ее поддержки и помощи в редактировании этой книги бы не было.
Глубочайшая благодарность моей обширной группе коллег и пациентов. Мне выпала порождающая смирение честь быть свидетелем и активным партнером в то время, когда человек страдал от невыносимой уязвимости и душевной боли, когда я жила в согласии с собой. До сих пор я не совсем понимаю, получила ли я от пациентов и коллег столько же, сколько отдала им, или больше. Разделять путь с близкими по духу людьми, которыми я так сильно восхищаюсь — ценность такого дара безмерна.
Наконец, спасибо Клэр и Тому Уинтер за любовь и поддержку в течение многих лет, пока эта книга была частью наших жизней.
Содержание
ГЛАВА 1. Метод для сложных случаев 19
Проблема стойкой эмоциональной дисрегуляции 22
Лечение стойкой эмоциональной дисрегуляции с помощью ДПТ 31
ГЛАВА 2. Формулировка случая и составление лечебного плана 52
Шаг первый: оценка с использованием стратегий и терапевтических задач 55
Шаг второй: выявление контролирующих элементов для каждой изпервоочередных задач 62
Шаг третий: анализ целей для составления мини-планадля общих звеньев 77
Предварительная беседа: Мэнни 83
ГЛАВА 3. Стратегии изменений 97
Ориентирование и микро-ориентирование 99
Дидактические стратегии 101
Стратегии осознанной готовности 102
Самоконтроль: дневник пациента 105
Анализ поведенческих цепочек и инсайт-стратегии 109
Анализ способов решения проблемы 110
Пример из практики: Майкл 112
Использование в ДПТ четырех техник КПТ, направленных на достижение изменений 121
ГЛАВА 4. Принципы и стратегии валидации 132
Понимание роли валидации в регуляции эмоций 133
Эффект точной, аккуратной валидации 136
Что валидировать 138
Как валидировать 142
Как использовать валидацию для стабилизации эмоциональной регуляции 146
Пример из практики: Лара 153
ГЛАВА 5. Диалектическая позиция и стратегии: 160
баланс между принятием и изменениями
Диалектическая позиция 161
Диалектическое согласование стратегий 168
Пример из практики: Иветт 177
ГЛАВА 6. Оценка, мотивация, действие: 185
получение максимального результата от каждого взаимодействия
Оценка: определение стадии 185
Мотивирование 190
Движение к целям пациента 191
Пример из практики: Кэрри 194
ГЛАВА 7. Психотерапевт и консультационная группа 205
Цели и формат консультационной группы в ДПТ 206
Как консультационная группа в ДПТ применяет терапию по отношению к терапевту 210