Файл: Учебнометодическое пособие Под редакцией академика ран н. П. Лаверова. М. Издательскоторговая корпорация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Михайловский манеж (бывший зимний стадион, Петербургский спортивно- концертный комплекс (Петербургский СКК), Информационно-выставочный центр Северо-Запада РФ «Электронстандарт», Центральный выставочный зал
«Манеж».
Выставочный комплекс «Ленэкспо» – одни из крупнейших и авторитетных выставочных центров России и самый значительный в Северо-Западном регионе страны. Он расположен на западном берегу Васильевского острова.
«Ленэкспо» с 1995 г. член Союза международных выставок (UFI), Союза выставок и ярмарок стран СНГ и Балтии, Санкт-Петербургской торгово- промышленной палаты и ТПП РФ.
Сегодня комплекс «Ленэкспо» включает 7 павильонов в Гавани Васильевского острова и 2 павильона – в районе новостроек. Общая выставочная площадь комплекса составляет 85.000 кв. м, из них открытая площадь – 60.000, закрытая 25.000 кв. м. Дог. за счет строительства новых современных павильонов планируется увеличить закрытую выставочную площадь до 60.000 кв. м.
«Ленэкспо» предлагает экспонентам 3 конференц-зала, оснащенные всеми видами аудио- и видеотехники различные виды связи, включая спутниковую, рестораны, бары, комнаты для переговоров, комплекс услуг по проектированию и строительству выставочных стендов, рекламно-информационному и транспортному обслуживанию, размещению в гостиницах города.
За время своего существования «Ленэкспо» провело более тысячи выставок, многие из которых стали постоянными и неизменно привлекают сотни отечественных и иностранных участников. Приоритетными стали специализированные выставки промышленной и научно-технического направленности, такие как Нева, «Транстек», «Инрыбпром», «Промэкспо», Защита от коррозии, и многие другие. В последнее время появились и получили признание выставки Реклама и информация, «Зоосфера», «Санкт-
Петербургский пивной аукцион «Садово-парковый дизайн. «Ленэкспо» проводит немало выставок, где выступает на паритетных началах с российскими и зарубежными (из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, США) партнерами. Десяти выставкам «Ленэкспо» присвоен Знак Союза выставок и ярмарок за высокопрофессиональный уровень организации и достижения в развитии экономики.
Каждый годна выставках в «Ленэкспо» представляют свои экспозиции около 8 тыс. фирм из 60 государств мира. Выставки «Ленэкспо» ежегодно посещают 1,2 млн. чел. из разных городов и стран, и число посетителей постоянно растет.
Вопросы представления качественного выставочного сервиса решены у ВАО
«Ленэкспо» достаточно удачно. Перевозкой экспозиций, экспедированием и оформлением таможенных документов занимается транспортно-экспедиторская фирма «ПанБАЛТсервис». Высокий уровень дизайна и застройки экспозиций обеспечивает АО «Экспоформа» – дочернее предприятие ВАО «Ленэкспо». В сотрудничестве сведущими научными организациями страны проводятся маркетинговые исследования, которые помогают расширить участие в выставках «Ленэкспо» российских и зарубежных экспонентов, деловых людей и

обеспечить максимальную эффективность их работы. Организаторы стремятся в полной мере использовать географическое положение Санкт-Петербурга, задуманного Петром I как окно в Европу, для выставок транзитных товаров, идущих из России ив Россию.
Михайловский манеж представляет собой здание длиной 160 м, шириной 35,7 м, общей экспозиционной площадью 4.338 кв. м.
Удобное местоположение комплекса, хорошее транспортное сообщение, полный спектр сервисных услуг в сочетании с современным оборудованием делают его идеальным местом для организации различных мероприятий. В расположенных в Манеже конференц-зале на 100 человек и ресторане на 50 мест проводятся презентации экспонентов и пресс-конференции. К услугам экспонентов спутниковая связь, новейшее электронное светотехническое табло и звукоусилительное оборудование.
Центральный выставочный зал Манеж (ЦВЗ Манеж) открылся в 1977 г. и предназначался для проведения выставок культурной и художественной направленности.
ЦВЗ размещается водном из красивейших зданий Санкт-Петербурга – бывшем манеже лейб-гвардии Конного полка, расположенного в ансамбле двух больших площадей – Исаакиевской и Декабристов.
Общая экспозиционная площадь центрального зала – 3000 кв. м. Он состоит из нижнего яруса и второго этажа. Зал оснащен современным выставочными техническим оборудованием и имеет прекрасные перспективы для проведения различных мероприятий.
Петербургский спортивно-концертный комплекс (Петербургский
СКК) – крупнейший выставочный зал Санкт-Петербурга. Его основная выставочная арена позволяет развернуть экспозиции на площади более 10.000 кв. м. Кроме того, СКК располагает комфортабельным фойе для приема посетителей в 3.500 кв. мс пресс-центром, ресторанами и барами, международным терминалом связи, зимним садом и другими дополнительными удобствами. Посетители могут пользоваться стоянками для автотранспорта, расположенными вокруг комплекса.
Его уникальные технические характеристики и современная инфраструктура дают возможность выполнять различные акции на высоком уровне. Множество хорошо известных выставок, ярмарок и показов проводится именно здесь.
Выставочные организации Санкт-Петербурга – члены выставочной ассоциации при Санкт-Петербургской ТПП

ЗАО Выставочное объединение «РЕСТЭК»» – одна из ведущих российских фирм выставочного бизнеса, имеет семилетний опыт организации выставок и ярмарок в России, СНГ и за рубежом, осуществляет рекламно-издательскую деятельность, проводит семинары, конференции, симпозиумы и конгрессы, национальные выставки.
ВО «РЕСТЭК» является членом Союза международных ярмарок (UFI), Союза выставок и ярмарок стран СНГ и Балтии, членом Торгово-промышленной

палаты Санкт-Петербурга и Российской Федерации, Русско-Британской и
Франко-Российской торгово-промышленных палата также членом Ассоциации экономического взаимодействия территории Северо-Запада Российской Федерации, Ассоциации устроителей туристских выставок, Всемирной федерации индустрии спортивных товаров и ряда других ассоциаций.
Согласно официальным данным, по основным показателям выставочной деятельности, таким как выставочная площадь нетто, число участников и посетителей-специалистов, ВО «РЕСТЭК» входит в первую пятерку выставочных организаций России, стран СНГ и Балтии.
ВО «РЕСТЭК» работает на лучших выставочных площадях города, таких как Выставочный комплекс «Ленэкспо» в Гавани, Михайловский манеж, Петербургский спортивно-концертный комплекс и Центральный выставочный зал, что дает возможность организаторам оптимально выбирать место проведения выставки с учетом их тематики. Общая экспозиционная площадь арендуемых помещений позволяет осуществлять крупные выставочные мероприятия международного масштаба.
ВО «РЕСТЭК» предлагает полный спектр сервисных услуг на выставках, включая строительство и оформление экспозиций, размещение иногородних экспонентов и посетителей в гостиницах Санкт-Петербурга, организацию тематических мероприятий, сопровождающих выставки, и культурных программ.
ЗАО Всемирная ярмарка Российский фермер создано в 1991 г. Член
Санкт-Петербургской торгово-промышленной платы с 1996 г. Фирма ежегодно организует крупнейшую в Северо-Западном регионе России агропромышленную выставку федерального значения Всемирная ярмарка Российский фермер, формирует коллективное участие российских фирм в качестве экспонентов на международной выставке Зеленая неделя в Берлине ФРГ, сельскохозяйственной выставке «Royal Show» в Уорикшире Великобритания) и международной специализированной продовольственной выставке «SIAL» в Париже (Франция, проводит семинары по различной тематике.
«Всемирная ярмарка Российский фермер выступает организатором постоянно действующей выставки-продажи товаров для садоводов и огородников в торгово-выставочном центре «Земледелец».
ЗАО «Farexpo» занимается выставочной деятельностью с 1992 г. и заслуженно входит в число ведущих выставочных компаний Санкт-Петербурга.
«Farexpo» является членом Союза выставок и ярмарок стран СНГ и Балтии, а также Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Партнеры фирмы – Союз российских городов, Российский союз производителей одежды, Российская ассоциация мебельной промышленности и торговли Мебельщики России, Гильдия мебельщиков, Международная ярмарка Поморья и Куявии Польша) и др.
ЗАО «ПРИМЭКСПО» создано в 1996 г. Член Санкт-Петербургской торгово- промышленной палаты с 1999 г
ЗАО «ПРИМЭКСПО» – официальный партнер компании «ITE» Великобритания) в Санкт-Петербурге, один из организаторов крупнейших международных выставок в Северо-Западном регионе России.
Основное направление деятельности компании «ПРИМЭКСПО» – организация выставок и семинаров по разнообразной тематике Скорая помощь, Стоматология, Ингредиенты, «Интерфуд» (продукты питания, «Дринкс» напитки и технологии их производства, «Клинэкспо» (чистящие и моющие средства, уборочное оборудование, «Хит-Вент» (вентиляция, отопление и кондиционирование, «Бизнес-сувениры», «Канцелярия-Экспо».
АОЗТ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МЕССЕ основано в 1992 г. Член Санкт-
Петербургской торгово-промышленной палаты с 1996 г. Одним из учредителей
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МЕССЕ является известная немецкая выставочная фирма «Глахе Интернациональ Арт».
Кроме организации выставочных мероприятий фирма производит монтаж стендов и оснащение их собственным выставочным оборудованием.
В течение нескольких лет «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МЕССЕ проводит международные специализированные выставки промышленных технологий и продуктов питания, в которых принимают участие фирмы европейских государств, Китая, Турции. Также «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МЕССЕ организует выставочные мероприятия регионального значения (в Гатчине, Ломоносове,
Тосно Ленинградской области).
АОЗТ «СИВЕЛ». Центр организации выставок и маркетинговых исследований
«СИВЕЛ» основан в 1993 г. Член Санкт-Петербургской ТПП с 1996 г.
Основные направления деятельности – организация специализированных выставок и ярмарок в области лесопромышленного комплекса и биотехнологии
(«Древотех», Мир бумаги, Биотехнология в различных отраслях промышленности (Перемещение грузов. Приводы в сфере здравоохранения, культуры, народного творчества (Красота. Здоровье. Долголетие, Флора, Сувениры. Подарки. Украшения, Книжный
Вавилон»).
ООО «ЭКСПО-БАЛТ» занимается организацией выставок, конференций, семинаров на различных выставочных площадях Санкт-Петербурга с 1995 г. В
1996 г. «ЭКСПО-БАЛТ» вступил в члены Санкт-Петербургской торгово- промышленной палаты.
«ЭКСПО-БАЛТ» – динамично развивающаяся организация. Тематика проводимых мероприятий разнообразна. Наряду со специализированными промышленными выставками, такими как «Коттедж-Усадьба», «Тепловент», Российские традиции качества, различными ярмарками и художественными экспозициями, регулярно проводит фестиваль Здоровый мир, в рамках которого демонстрируются товары и услуги для здоровья.
Другие выставочные организации Санкт-Петербурга: ЗАО «Грит», ООО «РИА Империя, ООО «АЛСИМА-ЭКСПО», ООО ОМЕГА, Информационно- выставочный центр (ИВЦ) Северо-Запада РФ «Электронстандарт».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ. В чем значение Санкт-Петербурга для России в сфере организации выставочно-ярмарочных мероприятий. Какие выставочные центры Санкт-Петербурга являются основными в городе. Какие выставки Санкт-Петербурга удостоены знака УФИ?
4. Какова направленность Концепции выставочной деятельности в Санкт-
Петербурге?
5. В чем состоит содействие администрации города выставочной деятельности. Как реализуется взаимосвязь выставочной и конгрессной деятельности в Санкт-Петербурге?
7. Какие основные структуры координируют выставочную деятельность в
Санкт-Петербурге?
8. Какие выставочные центры в Санкт-Петербурге являются выставочно- конгрессными?
9. Где в Санкт-Петербурге проводятся художественные выставки. Имеются ли в Санкт-Петербурге представительства крупнейших зарубежных выставочных организаций. Какие выставочные центры в Санкт-Петербурге являются старейшими объектами градостроительства. Какие выставочные организации Санкт-Петербурга активно действуют на национальном и зарубежном выставочном рынке?
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33

ТЕМА ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ РОССИИ[1]
10.1. Некоторые характеристики и тенденции выставочной отрасли. Смена приоритетов. Территориальное распределение выставок. Тематика выставок. Выставочные комплексы и сервисные услуги. Центральный федеральный округ. Северо-Западный федеральный округ. Приволжский федеральный округ. Уральский федеральный округ. Сибирский федеральный округ. Северо-Кавказский федеральный округ. Дальневосточный федеральный округ
Контрольные вопросы к теме
в начало

10.1 НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ ВЫСТАВОЧНОЙ ОТРАСЛИ
Выставочные мероприятия, направленные на обеспечение маркетинговых и коммуникационных потребностей предприятий, стали проводиться в новой России немногим более десяти лет назад. К середине х гг. сформировалась выставочная отрасль. К тому времени в большинстве крупных городов страны уже действовали вновь возникшие выставочные организации и компании обслуживания выставок, на постоянной плановой основе проводились региональные, межрегиональные, внутристрановые и международные выставочные мероприятия. В 2002 г. в 85 городах России было проведено более
2200 торгово-промышленных выставок и ярмарок различного масштаба и статуса.
В организации выставочных мероприятий принимало участие 270 компаний. В настоящее время специализированным обслуживанием выставок в России занимаются не менее 500 структур с общим числом работников более 20 тыс. чел. С учетом вторичной занятости в инфраструктуре выставок отрасль обеспечивает работой 150 тыс. чел. В масштабах России годовой оборот отрасли – 200–300 млн. долл. Он формирует примерно 0,8–1% ВВП страны. По прогнозам экспертов, совокупный оборот отрасли кг. составит от 2,9 до
4,2 млрд. долл, а вклад в ВВП РФ – около Несмотря на экономические и политические неурядицы в стране, на отсутствие помощи и внимания государства, выставочная отрасль России в х гг. прошла тот путь, на который другим странам потребовались многие десятилетия.
На рис. 10.1 показана динамика участников выставочной деятельности за 1996–
2000 гг.
Рис. 10.1. Динамика количества участников выставочной деятельности
(19962000 гг.)
На рис. 10.2 дан рост площадей выставочных мероприятий за те же годы
Рис. 10.2. Рост площадей выставочных мероприятий гг.)
в начало. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
При переходе страны крыночной экономике произошел обвал традиционных хозяйственных связей между предприятиями, регионами и др. Вместе стему вновь возникших коммерческих организаций открылись возможности для предпринимательской активности и самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Новые субъекты отечественного рынка пытались на нем найти свое место. Тогда рынок был готов без разбора проглотить любые импортные товары, чем и воспользовались иностранные фирмы, которые в те годы во множестве устремились в Россию. Лишь коммерческие выставки могли обеспечить коммуникацию для реализации появившихся потребностей.
В Советском Союзе главные российские выставочные комплексы и международные выставки были сосредоточены в крупнейших мегаполисах Москве и северной столице – Ленинграде (Санкт-Петербурге). Но рыночные интересы невозможно было реализовать только через столичные выставки, поэтому во многих региональных городах возникли выставочные компании, которые активно принялись за проведение выставок, в том числе и международных.
Таким образом, основными движущими мотивами для начала бурного развития российской выставочной отрасли стали платежеспособный спрос иностранных компаний, стремившихся через выставки выйти на российский рынок, а также независимая предпринимательская деятельность закупочных и снабженческих организаций в стране. Лишь в последние годы приоритеты выставок в России стали меняться в сторону большего удовлетворения потребностей национальной промышленности. Многие российские предприятия (но пока далеко еще не большинство из них) более активно и умело стали использовать маркетинговые возможности выставок. Власти ряда регионов страны уже оценили роль выставок для налаживания межрегионального и международного сотрудничества. В конечном счете, ив федеральном правительстве задумались о
том, что делать для развития выставок в интересах развития национальной промышленности.
Рис. 10.3. Динамика изменения количества тематических выставок в РФ
(1996—2003 гг.)
в начало. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСТАВОК
Выйдя за столичные рамки, выставочная деятельность раньше стала развиваться в традиционных центрах распределения товаропотоков ив крупных индустриальных городах сначала в удаленных от столиц городах Сибири Новосибирск, далее на Урале ив Поволжье (Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа и др. Значительно позднее всплеск выставочной активности был зафиксирован на Северном Кавказе ив центральных регионах страны.
Становление выставочной отрасли в России продолжается. Еще не вполне устоялся рынок отрасли и далеко не все проблемы решены.
Хотя Москва и С.-Петербург утратили монополию на международную выставочную деятельность, они продолжают оставаться крупнейшими международными выставочными центрами.
В числе основных задач, помочь решить которые призвана система федеральных округов, президент РФ В.В. Путин назвал развитие межрегионального экономического сотрудничества и расширение рынков. Именно выставочные мероприятия и города их проведения становятся эпицентрами деловой активности, формирования рынков, налаживания межрегиональных и международных деловых связей
Система округов позволяет увидеть и реализовать новые возможности межрегиональной координации выставок как внутри каждого федерального округа, таки между округами. Кроме того, расширяются перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности, так как по своей площади, численности населения, экономическому потенциалу федеральные округа России превосходят многие страны мира. Сравнение же ВЯД с экономически развитыми странами будет не в пользу российских территорий. Сегодня реализуется лишь малая доля их выставочного потенциала.
в начало. ТЕМАТИКА ВЫСТАВОК
В России, как и во всем мире, выставки становятся все более специализированными. Год от года уменьшается доля многоотраслевых универсальных выставочных мероприятий. В 2000 г. соотношение многоотраслевых и специализированных выставок составляло соответственно
11,1 и 88,9%. Стабилизация экономики и перспективы промышленного роста привели к увеличению общего числа выставок промышленной тематики. Основные участники этих выставок российские предприятия. Развитие отечественной пищевой индустрии также стало основой роста в нашей стране числа выставок данной отрасли. На докризисный уровень выходят выставки отраслей, ориентированных на потребительский спроса также сельского хозяйства, строительства, здравоохранения и др. А вот бум компьютерных выставок, по всей видимости, заканчивается. В табл. 10.1. приведены десять наиболее популярных выставочных тематик.
С развитием региональных рынков и их инфраструктуры будут развиваться и региональные выставки.
После падения рубля в августе 1998 г. заметно уменьшилось количество зарубежных экспонентов в Москве и регионах. При условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране можно прогнозировать и второе пришествие иностранных компаний на российские выставки. Вероятно, изменится и структура их предложений центр тяжести сместится от ширпотреба в сторону продукции и оборудования производственного назначения. Компании, представляющие этот сектор, будут стремиться выезжать на выставки в регионы ближе к потребителям продукции.
Таблица Основные тематические выставки России
Рейтин
г 2003 г.
(2002 г.)
Тематики и товарные
группы
Доля в общем количестве выставок 2003 г.
(2002 г (З) Продукты питания, напитки (8,9)

2 (Строительство, ремонт, благоустройство (9,8)
3 (2) Мебель и предметы быта (9,0)
4 (Сельское хозяйство, садоводство (6,3)
5 (9) Потребительские товары (5,8)
6 (Текстильная и легкая промышленность (–)
7 (Медицина, гигиена, охрана труда (6)
8 (Экология, коммунальные службы (6,5)
9 (Транспорт, дорожное хозяйство (–)
10 (10) Спорт, туризм, отдых (в начало. ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ
Одной из основных проблем, затрудняющих развитие ВЯД в России, является нехватка современных выставочных площадей. Это проявляется во всех регионах. В Москве, например, даже наиболее современный специализированный выставочный комплекс страны «Экспоцентр» по размерам площади трудно отнести к крупным по европейским меркам он уступает как минимум пятидесяти комплексам Европы.
Закрытые выставочные площади в Москве составляют сегодня лишь около 180 тыс. кв. м. Кг. совокупные выставочные площади в Москве должны вырасти на 350%. Большие планы развития имеет комплекс «Ленэкспо» в
Санкт-Петербурге, где в ближайшие годы планируется в дополнение к имеющимся 25 тыс. кв. м ввести встрой до 35 тыс. кв. м закрытой выставочной площади.
Большинству городов России строительство выставочных комплексов не менее необходимо, чем в столицах, – там выставочная деятельность начиналась на пустом месте. Конечно, положение меняется к лучшему – в х годах новые выставочные комплексы были открыты в Нижнем Новгороде, Иркутске, Казани и ряде других городов. Но все же новостройки кардинально не решают проблему нехватки площадей. Пока лишь менее 50% традиционных выставочных городов могут предложить экспонентам специализированные площади с хорошим оборудованием, остальные – лишь приспособленные помещения. Суммарная площадь выставочных площадей всей России пока недотягивает до площади одного лишь Ганноверского выставочного центра.
Состояние материально-технической базы выставочных центров во многом определяет уровень сервиса для участников и посетителей выставок.
Фактически в России нет ни одного выставочного комплекса, который бы стабильно, в полном объеме и с должным качеством смог обеспечить весь круг необходимых выставочных услуг. Но за истекшее десятилетие ощутимый прогресс наметился ив этой сфере. Появилось много российских компаний, которые специализируются на услугах для экспонентов и способны предоставлять их на уровне лучших мировых стандартов.
Стоимость аренды 1 кв. м выставочной площади варьируется в широких пределах – от 20 до 500 у.е. Наиболее высокую стоимость устанавливают действующие в России иностранные выставочные компании, которые даже в региональных городах держат цены на уровне московских.
в начало. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Центр – Москва, 18 субъектов РФ. Площадь – 651,8 тыс. кв. км. Население – 37,32 млн. чел. Вклад в ВВП – около Таблица Субъект РФ
Площадь
, тыс. кв.
км
Населен
ие, млн.
чел.
Доля в
ВВП
РФ
Ведущие города
ВЯД
Рейти
нг
ВЯД
Белгородская обл 1,49 0,8 Белгород
24
Брянская обл 1,46 0,6 Брянск

Владимирская обл 1,62 0,6 Владимир

Воронежская обл 2,47 1
Воронеж
18
Ивановская обл 1,24 0,4 Иваново

Калужская обл 1,1 0,5 Калуга
48
Костромская обл 0,79 0,4 Кострома

Курская обл 1,33 0,6 Курск
42
Липецкая обл 1,24 1
Липецк
44
Москва и область 15,13 14,8 Москва
1
Орловская обл 0,9 0,4 Орел

Рязанская обл 1,3 0,6 Рязань
21
Смоленская обл 1,15 0,5 Смоленск
45
Тамбовская обл 1,28 0,4 Тамбов

Тверская обл 1,62 0,7 Тверь
Тульская обл 1,77 1,2 Тула
37
Ярославская обл 1,43 1
Ярославль
32
Центральный федеральный округ объединил области Центрального и
Центрально-Черноземного экономических районов страны. Это наиболее густонаселенные и индустриально развитые российские территории. Ведущим выставочным городом не только этих территорий, но и России в целом является Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, население которого вместе с областью составляет свыше 15 млн. чел. Промышленный, научный, торговый и финансовый потенциал Московского региона обеспечивает около 15% ВВП страны. В столице сосредоточены основные структуры управления, финансовые ресурсы и инвестиции страны. Москва – крупнейший центр торговли и распределения здесь сходятся основные магистрали, связывающие столицу со всеми российскими регионами и сопредельными странами, кратчайший путь из стран Центральной Европы в восточные регионы России.
Большие перспективы московским экспозициям обеспечивает и исключительно выгодное положение города, наилучшие в России возможности для проведения международных торгово-промышленных выставок, ежегодно их проходит около
400. В столице проводится большая часть российских выставок, получивших наивысшее международное признание – одобренных UFI. Столичные выставки забирают значительную часть выставочного потенциала других городов Центрального федерального округа. Они носят в основном региональный или межрегиональный характер. Единичные международные выставки ориентированы на налаживание сотрудничества местной промышленности и деловых кругов с соседними странами Украиной и Белоруссией. Проводятся, как правило, небольшие выставки, собирающие до 100 экспонентов.
Выставочные структуры округа складывались в середине х гг. Формирование большинства из них продолжается до настоящего времени. Региональный выставочный рынок в целом не устоялся.
Наиболее активно выставочная деятельность развивается в Воронеже, Рязани, Твери, Белгороде.
Воронежская область
Центр – Воронеж. Площадь – 52,4 тыс. кв. км. Население – 2000,9 тыс. чел. Промышленность – машиностроение, переработка сырья, химическая, легкая, пищевая. Инфраструктура города – железнодорожное сообщение, аэропорт, гостиницы.
Воронежский Экспоцентр «Агробизнес Черноземья – структурное подразделение Воронежского государственного аграрного университета, создан в 1996 г. при поддержке администрации Воронежской области и администрации города Воронежа. Главной задачей выставки является содействие установлению связей между поставщиками и потребителями сельхозтехники, перерабатывающего, упаковочного, торгового и другого оборудования,
продуктов питания, а также других товаров. Для проведения выставок имеется собственный выставочный павильон площадью 4.500 кв. ми кв. м открытой бетонированной площадки, все необходимое выставочное оборудование, компьютерный центр с соответствующей базой данных.
Ежегодно в Экспоцентре проводится 8–10 выставок, участие в которых принимают от 80 до 130 фирм-экспонентов. Каждая выставка собирает более 10 тысяч человек из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Тематика выставок разнообразна. От продуктов Черноземья, сельскохозяйственных машин и инвентаря до автомобилей, строительной и дорожной техники, консалтинга, аудита и бизнес-образования. Проведение выставок-ярмарок помогло многим участникам найти своих деловых партнеров. Год от года растет интерес к деятельности центра как со стороны фирм- производителей оборудования, различных промышленных предприятий, таки со стороны переработчиков, торговых организаций и потребителей.
Другие места проведения выставок Дворец детей и юношества площадь закрытая – 1.500 кв. м Дворец спорта Юбилейный площадь общая закрытая – 1.800 кв. м. Среди организаторов выставок – Воронежская ТПП, ЗАО «Воронеж-Экспо», ООО «Вета», «Экспосити» (член МСВЯ).
Рязанская область
Центр – Рязань. Площадь – 39,6 тыс. кв. км. Население – 1332,6 тыс. чел. Промышленность – машиностроение, пищевая, легкая, химическая, нефтеперерабатывающая, строительные материалы, добыча угля и торфа.
«Рязинформэкспо» Рязанского ЦНТИ – основной организатор выставок в Рязани – общей закрытой площадью 1.200 кв. ми открытой – 1.200 кв. м. Специализируется на проведении международных, межрегиональных и универсальных выставок. В их числе международные выставки-ярмарки Мир семьи и школы, «Интершарм» (модная одежда, обувь, трикотаж, «Россия-
Беларусь», Современное офис. Все для бизнеса (научно-технические разработки, технологии, компьютеры и оргтехника, межрегиональные выставки-ярмарки – Продовольствие. Оборудование. Этикетка. Упаковка. Тара, Дачный сезон и др. Ежегодно «Рязинформэкспо» проводит 8–9 выставочных мероприятий.
ООО «Выставочно-торговые ряды было создано в 1994 г. для организации и координации выставочной деятельности в Рязанской области. Сегодня это одна из крупнейших региональных выставочно-ярмарочных организаций центра России. За период работы организации проведено более 60 выставок-ярмарок, из которых 5 – международные универсальные.
ООО «Выставочно-торговые ряды располагает помещениями для проведения выставок. Это 300 кв. м зала «Экспоцентр» и 2.000 кв. м выставочно-торгового комплекса Рязанский посад, оснащенные выставочным оборудованием типа
«Конста».
Известные фирмы из США, Англии, Германии, Испании, Чехии, Китая и свыше
500 отечественных предприятий уже демонстрировали свою продукцию в
«Выставочно-торговых рядах».
«Выставочно-торговые ряды помогают товаропроизводителям Рязанской области находить деловых партнеров. В регионах страны активно и успешно проходят выставки рязанских предприятий. Рязанские предприятия уже показывали свою продукцию в Белгороде, Калуге, Смоленске, Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, что, конечно же, способствовало заключению новых договоров.
Среди других выставочных организаций города – Рязанская ТПП. Промышленность. Торговля. Содружество, Деловой мир (информационные технологии, оргтехника) – направленность организуемых ею выставок.
Тверская область
Центр – Тверь. Площадь – 84,1 тыс. кв. км. Население – 1652,9 тыс. чел. Промышленность – машиностроение, пищевая, легкая, химическая, деревообрабатывающая, стекольная, полиграфическая, фарфорово-фаянсовая.
ОАО «Экспо Тверь имеет более чем летнюю предысторию. Областная постоянно действующая сельскохозяйственная выставка, АООТ Тверская ярмарка и, наконец, ОАО «Экспо Тверь – вот этапы становления выставочной деятельности Тверской области.
С 1998 г. ОАО «Экспо Тверь – генеральный подрядчик администрации Тверской области при проведении выставочных мероприятий, ассоциированный член Союза выставок и ярмарок с 1993 г. Тематика экспозиций тесно связана сведущими отраслями промышленности и агропромышленного комплекса Тверской области, крупнейшей из 11 областей Центральной России.
Актуальные проблемы экономического развития Тверской области легли в основу с успехом проводимых выставок Народные художественные промыслы и ремесла, Медицина для Вас, Строительство и ремонт, «Эксполес», Полиграфия. Реклама. Дизайн, Ярмарка продовольствия, Автомобиль. Дорога. Человек и др.
Выставки проводятся в центре города в здании Дома кино и на базе выставочного комплекса, расположившегося на живописной территории площадью 14 га.
Участвуя в выставках ОАО «Экспо Тверь, экспоненты чувствуют деловую атмосферу, в которой можно и нужно заявить о себе, открыть новые перспективы. Постоянные участники выставок-ярмарок в Твери отмечают приемлемость расценок, доброжелательность и профессионализм персонала, и возрастающую результативность участия в выставках.
В 2000 г. «Экспо Тверь провела около 40 выставочных мероприятий.
В числе других организаторов выставок – Тверская ТПП, Тверской дом науки и техники, агентство «Максимум-Информ», организующая выставки потребительских товаров, коммунального хозяйства, офисного оборудования


10.7. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Центр – Санкт-Петербург, 11 субъектов РФ. Площадь – 1677 тыс. кв. км. Население – 14,6 млн. чел. Вклад в ВВП около Таблица Субъект РФ
Площа
дь, тыс. кв. км
Населен
ие, млн.
чел.
Доля в
ВВП
РФ
Ведущие города ВЯД
Рейти
нг
ВЯД
Архангельская обл 1,47 0,5
Архангельск
33
Вологодская обл 1,33 1,8
Вологда
35
Калининградская обл 0,95 0,4
Калининград
27
Новгородская обл 0,74 Псковская обл 0,81 0,3
Псков

Республика Карелия 0,79 0,5
Петрозаводск
44
Республика Коми 1,15 1,2
Сыктывкар
45
Санкт-Петербург и Ленинградская обл 6,38 4,1
Санкт-
Петербург
2
Северо-Западные области России с портами на Балтийском и Северном морях издавна служили России окном в Европу. Прежде всего, эту роль играла северная столица Санкт-Петербург – крупнейший порт, промышленный, научный, культурный и туристический центр, один из красивейших мегаполисов Европы. Санкт-Петербург – второй по значению выставочный центр России. Здесь чаще, чем в Москве, проводятся конгрессные мероприятия. В городе сформирована инфраструктура обслуживания выставок. Выставочная программа Санкт-Петербурга в большей мере, чем других российских городов, ориентирована на демонстрацию перспектив всего Северо-Западного региона России. 1999 г. прошел в Санкт-Петербурге под знаком 170-летия первой промышленной выставки, состоявшейся в этом городе. Санкт-Петербург также, как и Москва, является одним из важных центров распределения товарного потока из-за рубежа в другие регионы России. Северная столица России, как и Москва, оттягивает на себя значительную часть выставочного потенциала близлежащих регионов.
Международная выставочная деятельность развивается в Калининграде – центре области, ставшей эксклавной территорией России, выдвинутой далеко на запад. На развитие международных выставок в Калининграде накладывают отпечаток выгоды географического положения
области, имеющей статус свободной экономической зоны, порты на Балтике и сухопутные границы с Польшей, Литвой и Белоруссией.
Калининградская область
Центр – Калининград. Площадь – 15,1 тыс. кв. км. Население – 926,4 тыс. чел. Промышленность – машиностроение, электротехническая, целлюлозно- бумажная, газовая, легкая, добыча и обработка янтаря, рыбная, пищевая. Инфраструктура города – железнодорожное сообщение, аэропорт, морской порт, гостиницы.
АО «Балтик-Экспо». Калининградская область – единственный субъект Российской Федерации, отделенный от нее территорией других государств. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на течение всей хозяйственной жизни в области, порождает много проблемно при этом дает и некоторые преимущества.
К преимуществам можно отнести, конечно, расположение области фактически в географическом центре Европы, близость к хозяйственным рынкам развитых европейских стран, открывающая широкие возможности для экономического сотрудничества России и Западной Европы. Важную роль играет статус области как Особой экономической зоны страны со своими законами, налоговыми и таможенными льготами.
Одним из эффективнейших инструментов управления и развития экономических взаимосвязей субъектов хозяйствования России, с одной стороны, и фирм Литвы, Латвии, Польши, Чехии, Германии, Дании, Скандинавских стран – с другой, может и должно стать проведение выставок в Калининградской области.
До Второй мировой войны, когда Калининградская область была частью Восточной Пруссии, большой известностью здесь пользовалась
Восточногерманская ярмарка, которая позволяла немцам активно работать на потребительских и промышленных рынках стран Прибалтики и заключать контракты с СССР. Сегодня возможности не столь масштабны, но все же достаточно перспективны.
Специализированный выставочно-ярмарочный комплекс АО «Балтик-
Экспо» – член СВЯ с 1995 г. – находится в центре Калининграда. Располагает павильоном общей площадью более 2.000 кв. ми открытой площадью в 1.000 кв. м, использует для работы современное выставочное оборудование
«Oktanorm». Благодаря тесному взаимодействию с администрацией области и мэрией Калининграда удалось создать региональную политику продвижения производимых в области товаров на внутренний и внешний экономические рынки.
АО «Балтик-Экспо» ежегодно проводит 16 региональных и международных выставок, в которых участвуют около 1000 организаций, в их числе
8% – иностранные фирмы. Число посетителей около 200 тыс. чел. в год.
Одной из лучших считается международная туристическая выставка «Янтур». Ее проведение стало уже традицией. Эта экспозиция неизменно повышает