Файл: Курсовая работа имущественное налогообложения в России, его роль и место региональных и местных бюджетах.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Экономическое содержание и значение имущественного налогообложения
1.2 Состав и структура системы имущественного налогообложения
1.3 Способы исчисления и взимания имущественных налогов
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Анализ видов имущественных налогов, их роли и места в региональных и местных бюджетах
2.2 Анализ способов исчисления и взимания имущественных налогов физических и юридических лиц
2.3 Проблемы и перспективы имущественного налогообложения в России
Таким образом, если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета пп. 4 – 6 ст. 408 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта (без учета пп. 4 – 6 ст. 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1.1, к итоговой сумме налога, предъявляемой к уплате, применяется коэффициент 1.1. Этот показатель является одним из наиболее значимых компонентов формулы. Муниципальные власти каждого из регионов устанавливают свои размеры ставки.
В Томске в 2021 году налог на имущество организаций - сроки уплаты по нему определяются положениями регионального законодательства - может перечисляться в бюджет целиком или же по итогам года с учетом авансовых платежей. Рассмотрим, исходя из каких критериев применяется та или иная схема налогообложения фирм, владеющих налогооблагаемым имуществом.
Налог на свое имущество уплачивают юрлица, которые ведут деятельность:
-
В Томске в 2021 году в рамках общей системы налогообложения:
-
по всем поставленным на баланс фирмы (в качестве основных фондов) видам движимого или недвижимого имущества; -
по всем объектам жилой недвижимости, что находятся во владении фирмой.
-
На специальных режимах:
-
по всем объектам жилой недвижимости, которые не стоят на балансе компании в качестве основных фондов; -
по движимому имуществу, поставленному на баланс в качестве ОС до 01.01.2013 (либо позже — но при реорганизации, ликвидации бизнеса либо передачи предприятия от одних взаимозависимых субъектов к другим); -
по видам объектов, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Если имущество отнесено к 1-й либо 2-й амортизационным категориям — в соответствии с нормами постановления Правительства России от 01.01.2002 № 1, то налог за него перечислять не нужно.
Налог на имущество юрлиц может исчисляться исходя из:
-
Среднегодовой цены имущества, которая определяется по формуле:
СИ = (ОСнач (1 – 11) + ОСкон (12)) / 13 (2)
СИ — среднегодовая цена налогооблагаемого имущества;
ОСнач (1 – 11) — сумма остаточных стоимостей объектов фирмы по состоянию на 1-е число каждого месяца с января по ноябрь;
ОСкон (12) — остаточная цена по состоянию на 31 декабря.
Авансовые платежи, если они введены региональными органами власти, уплачиваются в бюджет по итогам отчетных периодов:
-
1-й квартала; -
полугодия; -
9 месяцев.
Их расчет будет осуществляться по средней цене за отчетный период, которая рассчитывается по формуле:
СИ (период) = (ОСнач (1 – период) + ОСнач (след)) / (период + 1) (3)
СИ (период) — средняя цена имущества за отчетный период;
ОСнач (1 – период) — сумма остаточных стоимостей по состоянию на 1-е число каждого месяца с января по последний месяц отчетного периода;
ОСнач (след) — остаточная цена по состоянию на 1-е число месяца, который следует за отчетным периодом;
Период — длительность отчетного периода (1-го квартала, полугодия, 9 месяцев) в месяцах.
Авансовый платеж в данном случае исчисляется по формуле:
Аванс (ИН) = СИ (период) × ставка (4)
Аванс (ИН) — авансовый платеж, перечисляемый за отчетный период.
-
Расчет авансов и налога исходя из кадастровой цены имущества
Если для объекта определена кадастровая цена, то налог по нему исчисляется:
-
С учетом авансовых платежей — если таковые установлены региональным законодательством. В этом случае применяется формула:
Аванс ИН (Кадастр) = (Кадастр / 4) × Ставка (5)
Аванс ИН (Кадастр) — аванс по имущественному налогу при кадастровой цене;
Кадастр — кадастровая цена объекта.
Сумма налога за полный год будет рассчитана по формуле:
Годовой ИН (Кадастр) = Кадастр × Ставка (6)
Годовой ИН (Кадастр) — сумма налога за полный год по кадастровой цене.
Сумма налога к уплате по итогам года в данном случае будет определена по формуле:
Итоги года ИН (Кадастр) = Годовой ИН (Кадастр) - Аванс ИН (Кадастр 1, 2, 3) (7)
Аванс ИН (Кадастр 1, 2, 3) — сумма Аванс ИН (Кадастр) за 1-й, 2-й и 3-й отчетные периоды.
-
Без учета авансов — если таковые не предусмотрены региональным законодательством.
В этом случае применяется формула определения показателя Годовой ИН (Кадастр).
Показатель Ставка во всех указанных выше формулах:
-
устанавливается региональными властями — но в значениях, не превышающих предельные по НК РФ; -
принимается равной предельным значениям по НК РФ, если не установлена регионом.
Как и в случае с установлением обязанности перечислять авансы по налогу на имущество организаций - сроки уплаты данного налога устанавливаются региональным законодательством.
Во многих регионах установлены сроки уплаты:
-
налога по итогам года или за полный год — в конце марта либо начале апреля года, следующего за тем, за который платится налог; -
аванса — до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При определении срока уплаты имущественного налога или аванса по нему фирме нужно знать то, в какое именно территориальное подразделение ФНС необходимо перечислять платежи.
-
по месту расположения хозяйствующего субъекта; -
по месту постановки на учет налогооблагаемого имущества; -
по месту постановки на учет обособленного подразделения, которое ведет самостоятельный баланс.
При этом не исключено, что фирме придется уплачивать имущественный налог по законодательствам нескольких регионов — возможно, в разные сроки и при исчислении платежей по разным принципам.
Налог на имущество юрлиц может уплачиваться целиком за год или же авансовыми платежами, а затем — еще одним платежом по итогам года — в следующем году. Второй вариант применяется, если региональным законодательством установлено обязательство по перечислению авансов. Те же региональные власти устанавливают конкретные сроки уплаты самого налога и авансов.
Налог относится к региональным налогам. Каждый регион своим законом устанавливает налог, определяет налоговую ставку (но не выше указанной в НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, особенности определения налоговой базы. Таким образом, по регионам России могут быть приняты разные льготы и ставки налога, сроки уплаты налога и отчетные периоды.
Полностью освобождены от уплаты имущественного налога:
-
учреждения ФСИН (по имуществу для осуществления основных функций) -
религиозные организации (в отношении имущества для религиозной деятельности); -
общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %; -
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %; -
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские организации инвалидов (в отношении имущества для образовательных, культурных, научных и иных целей социальной защиты и реабилитации); -
организации, которые занимаются производством фармацевтической продукции (в отношении имущества для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями); -
организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью; -
имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий; -
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций; -
имущество государственных научных центров; -
имущество, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны; -
организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с законом «Об инновационном центре «Сколково»; -
организации в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность по федеральному перечню; -
организации в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах и континентальном шельфе РФ, используемого для разработки морских месторождений углеводородного сырья.
Дополнительные льготы могут устанавливаться законами субъекта РФ.
В отличие от физических лиц, организации обязаны сами рассчитать и оплатить налог. Эта процедура предусматривает:
-
представление в ИФНС расчетов налога за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев, ежеквартальная оплата авансовых платежей; -
представление в ИФНС декларации по имущественному налогу по итогам года, окончательный расчет с бюджетом.
Расчеты по авансовым платежам нужно сдать не позднее 30 календарных дней после расчетного периода. Например, за полугодие 2019 года расчет сдается не позднее 31 июля. Годовая декларация подается не позднее 30 марта после отчетного периода.
Налог рассчитывается по остаточной стоимости имущества, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета. Если для объекта недвижимости определена кадастровая стоимость, для расчета налога используется этот показатель. Сроки перечисления авансовых платежей и налога по итогам года определяются законами субъекта РФ.
Депутаты Законодательной думы Томской области на очередном собрании поддержали установление льгот по налогу на имущество организаций. Законопроект является одной из мер региональной поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Так для владельцев коммерческой и торговой недвижимости разрешено снизить на 50% налог на имущество, при условии пропорционального снижения ставок для арендаторов торговых площадей.
Если арендодатели снизят стоимость аренды для предпринимателей, которые работают на их площадях, то налоговая инспекция рассмотрит вопрос о снижении налога на имущество для них на сумму до 50%. Эта мера поможет поддержать не столько компании, владеющие торговой недвижимостью, сколько малый бизнес – арендаторов.
На льготу по налогу на имущество могут претендовать все юрлица и ИП, у кого основной вид деятельности «сдача в аренду». Для этого при обращении в налоговую инспекцию собственник коммерческой недвижимости должен будет предоставить соглашение с арендаторами о снижении для них платежей. Также собственники помещений должны будут предъявить доказательства, что компании-арендаторы заняты в отраслях, наиболее пострадавших в ходе пандемии COVID-19. В список пострадавших отраслей добавлены арендаторы, ведущие деятельность в непродовольственной торговле: одежды и обуви, текстиля, книг и прочее.
2.3 Проблемы и перспективы имущественного налогообложения в России
В условиях курса Правительства Российской Федерации на новую модель устойчивого, сбалансированного экономического роста необходимо наличие действенного и понятного механизма налогообложения имущества, что является одним из признаков эффективной налоговой системы государства. Неравномерное развитие российских регионов в плане финансовой обеспеченности может быть устранено за счет релевантного реформирования, что благополучно скажется на политике выравнивания и развития региональных и местных бюджетов.
Налоги на недвижимость существуют во всем мире и оказывают большое финансовое и нефинансовое влияние на экономику стран. Налоги на имущество в рамках своего развития всегда были связаны с местными органами власти. На данный момент они представляют собой важный источник доходов в развитых странах. Это обусловлено тем, что имущественные налоги рассматриваются как наиболее соответствующие данной территории источники доходов бюджета, поскольку недвижимость не может быть перемещена при введении или изменении налогов. В то же время при сравнении с иными объектами налогообложения (доходы, прибыль, хозяйственные операции), имущество представляется объектом, который сложнее скрыть от налогообложения.
В настоящее время Министерство экономического развития РФ уполномочено выполнять функции кадастровой регистрации и кадастровой деятельности, нормативно правового регулирования в области кадастровой недвижимости государства для установления процедуры расчета кадастровой стоимости.
Недвижимое имущество, для которого база налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, регистрируется на ежегодной основе в базе данных Росреестра и публикуется в приложении к приказу Департамента имущества и земельных отношений Томской области. Исходя из этого, можно выделить позитивные аспекты реформы налогообложения имущества отдельных лиц на текущем этапе.
-
Внедрение и использование кадастровой системы, которая содержит информацию обо всех объектах недвижимости, а также об их стоимости, включая четкий и прозрачный механизм исчисления налога, позволит налогоплательщикам определить сумму налога, которая подлежит уплате до начала налогового периода. -
Уплата налога по истечении налогового периода даст возможность налогоплательщикам в дальнейшем определять необходимую сумму налога, известную заранее, на длительный срок. -
Полная информация в кадастре позволяет определить налоговую базу и значительно снижает расходы на налоговое администрирование.