Файл: Курсовая работа имущественное налогообложения в России, его роль и место региональных и местных бюджетах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.

К таким имущественным налогам относятся:

  • транспортный налог;

  • земельный налог;

  • налог на имущество.

Объектами налогообложения в данном случае являются:

  • транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты, катера, теплоходы и т.д.)

  • земельные участки;

  • объекты недвижимости (жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, доля в праве общей собственности и иное имущество).

Налог на имущество юридических лиц — это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

Транспортный налог так же является региональным. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании статьи 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога5. Налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно статье 359 НК РФ, определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - в лошадиных силах6. Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ в рублях, в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л.с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Земельный налог отнесен к числу местных налогов ст.15 НК РФ7. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение на территории России.


Обращение к зарубежному опыту позволяет увидеть, что в большинстве развитых стран структура налоговых поступлений сформирована таким образом, что большую часть в консолидированном бюджете страны составляю именно имущественные налоги8. В России ситуация существенно отличается и доля имущественного налога не столь велика (в сравнении с НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ — налог на доходы физических лиц, налогом на прибыль). Развитые западные страны прошли различные этапы становления политической и экономической систем, восстанавливались после вооруженных конфликтов, и выросли в экономически мощные государства с выраженной социальной ориентацией.

Можно выделить следующие основные принципы, объединяющие иностранные системы налогообложения имущества.

Объектом налогообложения, как правило, выступает недвижимое имущество: земельные участки, здания и прочие сооружения. Такой тип имущества относительно легко поддается учету, может быть выявлен и идентифицирован. Помимо владельца недвижимости налог может выплачиваться также арендатором.

Базой для исчисления налога зачастую выступает рыночная стоимость объекта налогообложения, а это, в свою очередь, стимулирует рациональное и эффективное использование. Некоторые страны принимают арендную стоимость как базу для исчисления налога, другие — капитальную.

Процедура расчета стоимости объектов налогообложения, зачастую, стандартизирована. Это помогает налоговым органам сократить свои издержки и оптимизировать работу с большим числом объектов.

Налогом облагается объект недвижимости, а не ее собственник. Поэтому и льготы, обычно, применяются именно к объектам налогообложения, что предотвращает путаницу и недовольство среди владельцев недвижимости.

В настоящее время, налог на недвижимое имущество является местным налогом, пополняя местные бюджеты. В некоторых странах имущественный налог может быть федеральным налогом, который затем распределяется среди бюджетов всех прочих уровней.

Рассмотрим подробнее налог на имущество в разных странах. Остановимся на трех крупнейших:

  1. Германия имеет достаточно централизованную финансовую систему. Немецкая налоговая система показательна тем, что на ее базе возможно достичь высокого уровня развития экономики, а также обеспечить высокую степень социальной защиты граждан.


Главным отличием системы налогообложения является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами федерального, земельного и муниципального уровня.

Налог на недвижимость имеет разные ставки для физических и юридических лиц. В качестве налоговой базы принимается совокупная стоимость имущества налогоплательщика к началу календарного года, которая уменьшается на необлагаемый минимум, закрепленный законодательно9:

− для физических лиц — размер составляет в среднем 1,5 %. Объекты стоимостью до 120 000 Евро налогообложению не подлежат (на супругов — 240 000 евро и по 120 000 евро на каждого ребенка). После достижения налогоплательщиком 60 лет или если он на три года получил инвалидность, его необлагаемый налогом минимум увеличивается на 50 000 евро.

− для юридических лиц — размер составляет в среднем 0,6 %. Объекты стоимостью до 20 000 Евро налогообложению не подлежат.

Налог на недвижимость начисляется ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество вне зависимости от его назначения: жилое строение или коммерческое пользование. Он рассчитывается исходя из стоимости имущества (налоговая база), от которой начисляется налог в размере федеральной ставки 0,35 %. Эта стоимость умножается на местный коэффициент, который колеблется в пределах от 280 до 600 %, в итоге, конечная ставка составляет от 0,98 до 2,1 % налоговой стоимости имущества.

Юридические лица, являющиеся плательщиками, могут использовать стандартные вычеты и уменьшить налоговую базу для исчисления налога на прибыль компании, а физические лица могут применять вычет для уменьшения налоговой базы для подоходного налога, в том случае, если имущество используется для целей получения прибыли, например, сдается в аренду или используется в коммерческих целях.

Несмотря на высокие налоги, Германия — одна из самых экономически сильных стран ЕС. Налоговый бюджет ФРГ на 80 % наполняется за счет бюджетных доходов, в связи с этим, они рассматриваются как эффективное средство воздействия государства на развитие экономики.

  1. В США не существует единого имущественного налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются либо на уровне штатов, либо на местном уровне.

Местные власти определяют ставку имущественного налога, так как наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок. Каждый округ имеет свои ставки, сроки и правила взимания налогов на недвижимость. Налоги зачисляются в бюджет местных окружных управлений, обеспечивая их стабильной финансовой базой
10.

Не облагается налогом имущество федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. Ставки налога на уровне штатов колеблются в значительной разнице от 0,5 % до 5 % на облагаемое имущество юридических и физических лиц. В США властям штатов разрешено превышать предельную ставку налога на имущество в 1 %, если дополнительные доходы идут на погашение их долгов.

Объектом налогообложения выступают:

  • недвижимость (земля, сооружения, недвижимые объекты);

  • личная собственность (автомобили, оборудование, денежные средства, ценные бумаги).

В США используется капитализированная стоимость объекта на указанную базовую дату, переоценка в большинстве штатов происходит ежегодно. Правом проводить оценку недвижимого имущества обладают налоговые оценщики, являющиеся сотрудниками налогового ведомства.

Округи распределяют полученные средства на нужды округа:

  • школы и другие образовательные учреждения (до 65 % всех налоговых сборов);

  • содержания парков и зон отдыха;

  • содержание общественных дорог;

  • полиция и пожарные;

  • общественные библиотеки;

  • содержание органов управления округа.

  1. Великобритания. Налог на имущество является в Великобритании к местным налогам и является основным источником поступлений дохода в местный бюджет.

Великобритания — страна с развитыми арендными отношениями, поэтому в ней предпочитают рассчитывать налог, исходя из ориентировочной суммы арендной платы, которую можно получить за год при сдаче недвижимости в аренду. Эту стоимость определяют территориальные кадастровые органы и переоценивают ее раз в 10 лет.

В Великобритании ставка налога на недвижимость составляет в среднем 1,5 % оценочной стоимости и взимается или с собственника, или с арендатора земли, квартиры, жилого дома, магазина и т. п11. Но в большей степени она устанавливается в муниципалитете с учетом потребности в финансовых ресурсах, поэтому значительно колеблется в разных графствах и городах, иногда разница исчисляется в 3 раза.

Размер ставки исходит из условия, что в каждом доме или квартире живет два человека, большее количество не учитывается. Если живет один человек — он получает скидку в размере 25 %. Имущество классифицируется по одной из 8 категорий учета, а затем облагается налогом согласно дифференцированной ставке.


В большей части развитых стран налог на имущество является местным налогом, который обеспечивает поступление доходов в бюджет от 70 до 90 процентов, то есть имеет значительный вес в общей доле местного бюджета. Российская практика показывает, что имущественный налог составляет всего 2–6 % от общей доли региональных и местных бюджетов, в связи с чем можно сделать вывод о необходимости реформирования налогового законодательства с учетом опыта зарубежных стран.