Файл: Курсовая работа имущественное налогообложения в России, его роль и место региональных и местных бюджетах.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Экономическое содержание и значение имущественного налогообложения
1.2 Состав и структура системы имущественного налогообложения
1.3 Способы исчисления и взимания имущественных налогов
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Анализ видов имущественных налогов, их роли и места в региональных и местных бюджетах
2.2 Анализ способов исчисления и взимания имущественных налогов физических и юридических лиц
2.3 Проблемы и перспективы имущественного налогообложения в России
Стоит отметить, что в настоящее время существует проблема регулирования кадастровой оценки недвижимости, несмотря на создание кадастра недвижимости.
Недвижимость, которая была расположена на кадастровом счете, не включена в налог, но ее стоимость инвентарной не определена и не облагается налогом, потому что трудно определить налоговую базу. Это также мешает введению нового механизма налогообложения имущества частных лиц. Данные объекты включают садовые дома, отдельные гаражи и дома, которые были зарегистрированы в соответствии с дачной амнистией.
Порядок расчета налога на имущество физических лиц часто оспаривается в последнее время судебными органами, уточняется в постановлениях о соответствии порядка расчета налога на имущество физических лиц, представляемого Минфином России, и в других подзаконных актах25.
В настоящее время существует еще одна проблема, связанная с проверкой налогоплательщиками суммы начисленного налога на имущество физических лиц26. Существуют недоразумения из-за механизма расчета суммы уплаты налога, который не определен четко, хотя в налоговых уведомлениях кадастровая и инвентарная стоимость уточняется, информация о сумме налога, налоговые ставки отображаются полностью.
Глобальный опыт успешного функционирования такого налога за рубежом является аргументом в пользу его реализации в России.
Использование единого налога позволит лучше реализовать налоговые функции:
-
фискальные (с учетом платежеспособности населения доходы могут значительно увеличиваться); -
нормативные (стимулирование легализации незаконченных жилых объектов и доходов от аренды жилья, постепенное внедрение льгот позволит обеспечить справедливое распределение налогового бремени в зависимости от платежеспособности граждан)27.
Вместе с тем следует понимать, что такой механизм налогообложения недвижимости должен сопровождаться оптимальным решением перечня вопросов, касающихся определения базы и налоговой ставки. Трудности заключаются в комплексном учете и оценке недвижимости для осуществления перехода на единый налог, необходимо разработать единую методологию оценки недвижимости в налоговых целях и провести на ее основе оценку всей недвижимости. Все эти нерешенные вопросы усложняют внедрение нововведений в области налогообложения имущества в нашей стране. Однако привязка налога на имущество отдельных лиц к кадастровой стоимости недвижимости может рассматриваться в качестве определенного шага в этом направлении.
Таким образом, одной из основных проблем формирования доходов региональных и местных бюджетов в настоящее время является низкий уровень поступлений от имущественных налогов, что влияет на степень финансовой независимости органов исполнительной власти регионов и местного самоуправления. Изменить ситуацию возможно, если пересмотреть порядок формирования налоговой базы, условия предоставления налоговых льгот, повысить информированность граждан о налогообложении недвижимости, усилить контроль за соблюдением требований учета имущества, усовершенствовать систему обмена информаций между регистрирующими, «инвентаризационными» и фискальными органами.
Анализ основных особенностей системы имущественного налогообложения в Томской области и регулирования отношений налогоплательщиков и налоговых органов, а также выявленные несовершенства позволяют сформулировать предложения, которые смогут улучшить результативность реализации основных функций данных налогов.
Во-первых, создание системы кадастрового учета, содержащего информацию обо всех объектах недвижимости и их кадастровой стоимости, позволит органам исполнительной власти регионов России и местного самоуправления объективно обосновывать доходную составляющую бюджетов; налогоплательщикам — исчислять платежи по имущественным налогам до наступления налогового периода; налоговым органам — осуществлять контроль налоговой базы и значительно снижать расходы на налоговое администрирование.
Во-вторых, процедуры оценки недвижимости, на наш взгляд, требуют адекватного нормативного обеспечения и высокой профессиональной квалификации оценщиков, для чего необходимы разработка и принятие: методических указаний по проведению работ и кадастровой оценке объектов недвижимости; методических указаний по проверке результатов кадастровой оценки недвижимости
При установлении налоговых обязательств (размера налоговых льгот и ставок) важно учитывать уровень доходов налогоплательщиков, поскольку это позволит оптимизировать налоговую нагрузку на малообеспеченных лиц.
В-третьих, ввиду наличия проблемы, связанной с исчислением суммы платежей по имущественным налогам физическими лицами, целесообразно закрепить в Налоговом кодексе РФ положение об указании в налоговых уведомлениях подробного алгоритма с необходимыми пояснениями, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли правильно определить сумму и сравнить ее со значением, указанным в уведомлении.
Государственная налоговая политика играет ключевую роль в формировании доходов бюджета. Поступательное развитие реального сектора экономики и благосостояние граждан в определенной степени зависят от рационального построения и сбалансированности налоговой системы в Российской Федерации. Внедрение обновленного механизма имущественного налогообложения по кадастровой стоимости преследует решение следующих задач на федеральном уровне:
– создание единого кадастра недвижимости;
– разработка методики оценки недвижимости для целей налогообложения;
– подготовка квалифицированных кадров для оценки недвижимости;
– обеспечение взаимодействия различных ведомств по обмену информацией об объектах недвижимости (между налоговыми органами; органами, осуществляющими кадастровый учет недвижимого имущества; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органами исполнительной власти регионов Российской Федерации и местного самоуправления).
Таким образом, для успешной работы механизма имущественного налогообложения требуются создание особого механизма регулирования, заключающегося в оформлении реестра прав на объекты недвижимости, автоматизированное ведение государственного кадастра, профессиональная оценка недвижимости в целях налогообложения.
Заключение
В курсовой работе проведено исследование особенностей совершенствования системы имущественного налогообложения, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие основные выводы:
Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. На сегодняшний день физические лица являются плательщиками большинства налогов, уплачивая их, либо как граждане, либо как индивидуальные предприниматели.
Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежание двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны. Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики.
Реформа налогообложения физических лиц будет неполной, если следом за доходами не будет упорядочено налогообложение имущества и земли. В целях совершенствования имущественного налогообложения предлагается постепенно перейти на взимание налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного налога, а также налогов на имущество организаций и на имущество физических лиц. Однако, для повсеместного введения налога на недвижимость необходимо проведение трудоемкой работы по оценке объектов недвижимости, которая может занять несколько лет.
Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является стимулирование развития малого бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства. В дипломном проекте определенное внимание уделено изучению особенностей налогообложения физических лиц.
Во всем мире физические лица являются самыми недисциплинированными налогоплательщиками и самыми изощренными в части сокрытия доходов. Это доказывает необходимость проведения комплексных мер по борьбе с нарушителями налогового законодательства. Совершенствование методов работы налоговых органов должно проходить в области:
- учета и контроля физических лиц, реализовавших имущество, принадлежавшее им на праве собственности. В первую очередь, это граждане, реализовавшие недвижимое имущество - квартиры, жилые дома, гаражи, земельные участки; во-вторых, - граждане, продавшие транспортные средства;
- учета и контроля физических лиц, сдающих в аренду квартиры, гаражи и иные строения или помещения;
- усиление контроля за доходами физических лиц, полученных от операций с имуществом.
Для этого необходимо обеспечить информационное взаимодействие налоговых органов с организациями, регистрирующими сделки с недвижимым имуществом, нотариусами, автомобильными инспекциями.
Оценивая налоговую систему для физических лиц, нельзя не учитывать, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием российской экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней.
Следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и сегодня не может ответить однозначно на многие вопросы, касающиеся налогообложения. Постоянные налоговые реформы в развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания оптимальной и обоснованной системы налогообложении.
В настоящее время основным направлением деятельности в сфере налогообложения является приведение ее в соответствие с условиями развития общества и стоящими перед государством задачами.