Файл: Курсовая работа имущественное налогообложения в России, его роль и место региональных и местных бюджетах.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Экономическое содержание и значение имущественного налогообложения
1.2 Состав и структура системы имущественного налогообложения
1.3 Способы исчисления и взимания имущественных налогов
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Анализ видов имущественных налогов, их роли и места в региональных и местных бюджетах
2.2 Анализ способов исчисления и взимания имущественных налогов физических и юридических лиц
2.3 Проблемы и перспективы имущественного налогообложения в России
В таблице 4 представлены преимущества и недостатки способов взимания имущественных налогов.
Таблица 4 – Преимущества и недостатки способов взимания имущественных налогов
Способы взимания налогов | Преимущества | Недостатки |
Декларация | Уплата налога производится один раз в налоговом периоде (как правило, календарном году), налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог, налоговый агент не привлекается, уплата налога производится по месту нахождения имущества или регистрации налогоплательщика, таким образом, налог зачисляется в соответствующий бюджет | Невозможность полного налогового контроля отдельных видов доходов (продажа имущества, сдача имущества в аренду, гражданско-правовые договоры), так как фискальные органы не имеют точных данных о размерах этих видов доходов, получаемых физическими лицами. |
Удержания | Простота, а также отсутствие затрат налогоплательщика на исчисление, уплату налога. Данный метод также является наиболее удобным для налоговых органов, так как налоги перечисляются в доход бюджета, как правило, в полном объеме и своевременно. Также является удобным для государства, так как налоговый агент, как правило, является незаинтересованной стороной | Налоговый агент выполняет в какой-то степени несвойственные функции налоговых органов по исчислению, удержанию и перечислению в доход бюджета налоговых сумм. |
Кадастровый | Удобен для налогоплательщика и для налогового органа | Достаточно высокие издержки, связанные с высокой долей недоимки по налогам на имущество и земельному налогу с физических лиц и, соответственно, с необходимостью принудительного взыскания данных налогов. В РФ установлены различные сроки уплаты и направления налоговых уведомлений субъектами РФ по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Некоторая часть налоговых уведомлений, вручаемая через почту, получается налогоплательщиками невовремя или не доходит до адресата. |
Изъятия в момент расходования дохода | Невозможность уклонения от уплаты налога | Покупатели становятся носителями налога. |
Административный способ | Определение налоговым органом вероятного размера ожидаемого дохода налогоплательщика и вычисление подлежащего с него к уплате налога (например, налог на вмененный доход) | Налог уплачивается до получения дохода, когда еще неизвестно, какой доход будет получен и будет ли он получен вообще. |
Путем самостоятельного исчисления и внесения налогового платежа | Налогоплательщики самостоятельно исчисляют и уплачивают налог | Налог может быть исчислен неверно и несвоевременно уплачен, сложнее проконтролировать правильность исчисления и полноту своевременного перечисления в доход бюджета. |
Помимо способов взимания налогов существуют еще и методы расчетов взимаемых налогов, представлены в таблице 5.
По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в том случае, когда налогоплательщик получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода19. Методы исчисления налогов представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Методы исчисления налогов
Методы исчисления налогов | Применение |
Некумулятивный | При исчислении НДС (за каждый квартал) |
Кумулятивный | При исчислении НДФЛ в РФ нарастающим итогом за календарный год |
Методы исчисления налогов | Применение |
В виде фиксированной процентной ставки к цене реализации товара (работы, услуги) | При исчислении НДС, налога с оборота, налога с продаж. |
В твердых абсолютных суммах с единицы объекта | При исчислении акцизов в РФ и РК |
Путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу | При исчислении налога на прибыль в РФ, КПН и ИПН в РК |
Сегодня действует 2 основных метода исчисления налога:
-
Некумулятивный. База по налогу облагается частями. По нарастающему итогу она не подсчитывается. Система эта используется не так часто, поскольку не обеспечивает равномерного наполнения казны всех уровней ввиду неравномерного поступления денежных средств от налогоплательщиков. -
Кумулятивный. Этот способ еще именуют накопительным. Система такого исчисления налога выглядит следующим образом: с начала года (периода) начисляется налог нарастающим итогом. Льготы также учитываются по нарастающей. Когда приходит срок перечисления сумм в бюджет, сумма налога может быть уменьшена на ранее перечисленную (или ошибочно перечисленную), а также на льготы. Такой способ позволяет примерно рассчитать объем поступлений в казну и распланировать дальнейшее расходование средств.
Ранее использовались еще и другие способы исчисления налога. Использовалась шедулярная схема – прибыль разделялась на части: от основной деятельности юрлица или ИП, внереализационная прибыль и так далее. Также прибыль делилась по источнику дохода. Любая из частей прибыли облагалась отдельно (иногда по разным ставкам) для соблюдения принципов справедливого налогообложения.
Самой распространенной в мировой практике является глобальная система. Она предполагает исчисление налога с совокупного дохода. При этом не играет роли источник ее получения, вид деятельности, по которой был получен доход. Такой метод наиболее простой и востребованный.
Исследовав ключевые способы и методы взимания налогов, можно сделать следующие выводы.
Каждый из рассмотренных методов предполагает исчисление налога исходя из показателей его ключевых элементов — базы, ставки, периодичности и иных. Выбор конкретного способа взимания платежей в бюджет зависит от специфики конкретной сферы, от приоритетов государства в части развития экономики и социума.
Выбор метода и способа взимания налога определяет и бюджетная политика государства, поставленные ей задачи. В отдельных случаях каждый из этих способов может иметь приоритет. Все зависит от конкретной ситуации. Однако налогоплательщик лишь подчиняется налоговому законодательству, способы взимания налогов выбираются и вводятся в действие налоговыми структурами государственного уровня.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Анализ видов имущественных налогов, их роли и места в региональных и местных бюджетах
В современных экономических условиях имущественные налоги являются наиболее устойчивым источником доходов для регионального бюджета. Они совершенно не зависят от изменений цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций. Согласно имеющимся статистическим данным по регионам России, четко видно, что динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов.
По итогам 2021 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации по сложились в сумме 17 546,3 млрд руб. По сравнению с итогами прошлого 2020 г. доходы субфедеральных бюджетов увеличились на 17,8% или на 2 645,2 млрд руб. С поправкой на темпы инфляции прирост доходов составил 10,4%. Выраженный прирост поступлений обеспечили налоговые и неналоговые доходы субфедеральных бюджетов, которые возросли на 26,4% (или на 2 853,4 млрд руб.), в то время как безвозмездные поступления сократились и составили всего 97,4% прошлогодних сумм (91,2% с учетом инфляции).
Рост налоговых и неналоговых доходов имел место практически во всех регионах. Исключение составляет только Чукотский автономный округ, налоговые доходы бюджета которого составили только 91,4% от уровня прошлого кризисного года. Еще в двух регионах имел место номинальный рост поступлений – в реальном исчислении доходы сократились. Это Ленинградская область (номинальный прирост поступлений составил 6,6%) и Сахалинская область (3,7%).
Наиболее существенный рост налоговых и неналоговых доходов имел место в регионах с высокой долей металлургии и связанных с ней отраслей в структуре экономики – выраженный рост мировых цен на их продукцию обеспечил соответствующее увеличение прибыли хозяйствующих субъектов и адекватный рост поступлений налога на прибыль. Так, налоговые доходы консолидированного бюджета Липецкой области превысили прошлогодние показатели на 74,1%, доходы Кемеровской области – на 62,9%, Вологодской – на 62,5%, а Белгородской – на 56,4%.
Общая структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ не претерпела существенных изменений. Основную роль по-прежнему играют поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, согласно представленным данным на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, 2021г.
На эти два источника приходится 52,5% общей суммы доходов. По сравнению с итоговыми показателями кризисного 2020 г. доля поступлений из этих двух ключевых источников увеличилась на 4,9 п.п. Соответственно сократилась доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Если по итогам 2020 г. на них приходилось 25,1% общей суммы доходов, то по итогам 2021 г. – уже только 20,7%.
Налог на имущество организаций обеспечивает около 70% совокупных поступлений имущественных налогов в консолидированный бюджет страны. На земельный налог приходится около 17%, на транспортный налог с организаций и физических лиц более 11%, доля налога на имущество физических лиц около 3%.
Динамика поступлений имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Поступление имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ, млн. руб.20
Вид имущественного налога | На 01.01.2019г. | На 01.01.2020г. | На 01.01.2021г. | Рост 01.20/01.19 | Рост 01.21/01.20 |
Налог на имущество организаций | 61 344 | 70 677 | 78 730 | 15,21% | 11,39% |
Налог на имущество физ. лиц | 985 374 | 918 807 | 910 072 | -6,76% | -0,95% |
Транспортный налог организаций | 29 153 | 32 852 | 35 680 | 12,69% | 8,61% |
Транспортный налог физ. Лиц | 132 048 | 142 285 | 151 393 | 7,75% | 6,40% |
Земельный налог организаций | 142 008 | 139 155 | 136 788 | -2,01% | -1,70% |
Земельный налог физ. лиц | 45 060 | 45 136 | 43 788 | 0,17% | -2,99% |
Итого | 1 394 989 | 1 348 904 | 1 356 453 | -3,30% | 0,56% |