Файл: Закупочная логистика это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логистика - это творческая организация всех процессов, обеспечивающих перемещение людей, информации и материалов оптимальными способами. "Разумная организация" - так переводится термин "логистика" с латыни. Сегодня логистика - крупный бизнес, охватывающий тысячи предприятий различного профиля, и передовая корпоративная стратегия, позволяющая организациям успешно конкурировать на рынке.
Потоки информации, используемой в деятельности различных организаций, с каждым днем увеличиваются в масштабах и усложняются. Грамотная организация работы с документами позволит компаниям и организациям избежать много численных ошибок и проблем.
Движение документов с момента составления на данном предприятии или получения от других предприятий до сдачи в архив после их обработки и систематизации принято называть документооборотом. Расписание сроков составления, представления и обработки первичных документов, регистрации и группировки учетных данных, прохождения других стадий учетного процесса принято называть графиком в учете.
График обычно включает перечень и сроки учетных работ, выполняемых оперативными, инженерно-техническими и бухгалтерскими работами, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. По каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют формы таблиц, диаграмм и др.
Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Существуют разные виды закупок, но принцип оформления документов при закупках одинаков.
Длядокументационного обеспечения логистической деятельности оформляются различные виды документации. На сегодняшний день документы оформляются на различных носителях. В настоящее время разработаны различные электронные базы данных, позволяющих вести
электронный документооборот. 1С:Бухгалтерия сегодня является безусловным лидером среди программ по популярности на территории стран СНГ. Она применяется для автоматизации бухгалтерского и налогового учета на промышленных предприятиях, в торговых организациях, бюджетных учреждениях.
Набор реквизитов и бланков в данных базах примерно одинаков. Рассмотрим основные этапы деятельности компании, которая специализируется на логистических услугах на примерах заполнения основных документов.
!!!В настоящем курсе лекций рассматриваются документы, оформляемые при перевозке автомобильным транспортом, т.к. данный вид перевозок самый распространенный.
Основным документом при приобретении товаров является договор купли-продажи. (Приложение 1).
Договор купли-продажи является наиболее распространенной сделкой, направленной на передачу имущества, которое находится в собственности - другому собственнику. По договору купли-продажи продавец обязуeтся передать в собственность покупателя имущество, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять и уплатить за него определенную денежную сумму.
В п.1 ст.454 Гражданского кодекса говорится, что «по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». Договор купли-продажи направлен на переход (перенесение) права собственности на вещь (или вещного права – права хозяйственного ведения, оперативного управления) от продавца к покупателю.
Договор содержит следующие обязательные разделы:
1. Преамбула, т.е. обозначение сторон, вступающих в договорные отношения.
В данном разделе указывают наименования организаций, фамилии должностных (частных) лиц, подписывающих договор; документы, на основании которых они действуют (устав, положение, лицензия), и условные обозначения, которые будут применяться в тексте документа.
Условное обозначение сторон, вступивших в договорные отношения, необходимы для того, чтобы в дальнейшем в тексте не повторять их названия полностью (продавец и покупатель, заказчик и исполнитель и т.д.).
2. Предмет договора. В данном пункте указывается, что именно является общей целью договора (творческое сотрудничество, поставка товара, подготовка кадров, экскурсионное обслуживание и т.д.).
3. Обязательства сторон. Эта часть договора должна быть особенно продумана, так как последствия упущенного или непонятого могут быть весьма существенными.
В этом разделе четко формулируется, какие обязательства берут на себя договаривающиеся стороны.
4. Финансовые взаимоотношения. Раздел подразумевает запись условий оплаты выполненных работ, оказанных услуг и т.д. Нередко финансовые взаимоотношения расшифровываются в смете, которая приводится в приложении и является неотъемлемой частью договора.
5. Ответственность сторон. Формулируется, какие санкции будут применены к стороне, нарушившей взятые на себя обязательства.
Если характер договора не требует детализации, то запись в этом разделе делается в обобщенной форме, например, «при невыполнении условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».
6. Форс-мажор. Включение в договор данного раздела означает, что при действии обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, изменение законодательства, война) выполнение договора может быть прекращено либо приостановлено и стороны ответственности за это не несут.
7. Прочие условия договора. В этой части договора указываются: срок действия договора; количество экземпляров; порядок продления или досрочного расторжения договора; порядок внесения изменений и иные условия.
Могут быть оформлены отдельные разделы «Срок действия договора», «Конфиденциальность», «Рассмотрение споров» и т.д.
8. Юридические адреса и подписи сторон. В этом разделе указываются почтовые адреса сторон, банковские реквизиты, ставятся подписи и печати.
Договор имеет следующие обязательные реквизиты:
- наименования организаций (в преамбуле);
- наименование вида документа;
- дата документа (дата подписания договора сторонами);
- номер документа;
- место составления;
- заголовок к тексту (купли-продажи, аренды промышленного оборудования, дарения);
- текст;
- подписи должностных или частных лиц;
- печати организаций-сторон договора;
- справочные данные об организациях (в разделе «Юридические адреса и подписи сторон»).
Документом, на основании которого осуществляется поставки является договор поставки (Приложение 2).
Договор поставки товара — это соглашение между двумя сторонами, одна из которых обязуется на определенных условиях передать другой стороне определенные материальные ценности
. Документом полностью определяются все параметры поставки, он должен учитывать требования и поставщика, и покупателя. В зависимости от характеристик продукции и сферы деятельности, в которой работает организация, каждая компания самостоятельно разрабатывает типовой договор поставки товара, который будет учитывать все особенности функционирования фирмы. При этом, составляя соглашение, нужно опираться на несколько основных пунктов, которые присутствуют практически в каждом подобном документе.
Вступительная часть договора представляет собой небольшой абзац текста, в котором прописываются стороны соглашения. Одна из них является поставщиком, другая — покупателем. При этом указываются не только наименования организаций в соответствии с их уставными документами, но и должностные лица, которые действуют от имени данных компаний. Также делается пометка о документе, на основании которого то или иное должностное лицо получает право совершать сделку. Обычно это Устав общества или доверенность руководителя какому-либо сотруднику. Далее договор поставки товара уже не содержит наименования организаций, вместо них указывают: «Сторона 1», «Сторона 2» или «Поставщик», «Покупатель».
Предметом договора является тип товара, который поставщик должен передать покупателю, его количественные и качественные характеристики. Если поставка крупная, с большим перечнем разного вида продукции, то ее ассортимент можно вынести в отдельное приложение к этому договору, на которое и делают ссылку при указании поставляемого товара. В данном пункте также отражается обязанность покупателя принять и оплатить обозначенную продукцию.
В разделе «Условия поставки» необходимо прописать несколько условий:
- момент, когда у поставщика возникает обязанность поставить покупателю товар. В некоторых случаях продукция поставляется после полной или частичной предоплаты со стороны принимающей стороны, в других — на основании только лишь заявки. В последнем варианте в данном пункте нужно подробно описать форму заявки и способ ее передачи поставщику (факсом, электронной почтой, посредством личной встречи или телефонного разговора);
- срок, в течение которого осуществляется поставка;
- если передача продукции осуществляется партиями, то это также нужно отразить в договоре;
- способ доставки. Договор поставки продукции должен содержать отметку о том, каким образом товар будет доставлен со
склада или производственных помещений поставщика к покупателю. Перемещение продукции может осуществляться силами, как покупателя, так и поставщика. Если доставка производится поставщиком, но за счет принимающей стороны, то нужно сделать в тексте указание на то, каким образом она будет оплачена.
В пункте «Цена товара и порядок расчетов» прописывают стоимость продукции и то, каким образом будет осуществляться оплата поставляемых товаров.
Договор поставки товара отражает обычно следующие способы:
- полная предоплата. Перед поставкой товар полностью оплачивается покупателем на основании выставленного поставщиком счета или цены в соответствующем пункте заключенного договора.
- частичная предоплата. При данном варианте расчетов покупатель вносит на расчетный счет или в кассу поставщика определенный процент от общей стоимости товара. Оставшаяся часть денежных средств оплачивается после поставки продукции.
- оплата товаров в течение определенного срока после их поставки. При таком способе оплаты важно указать точное количество рабочих или календарных дней, в течение которых должны быть переведены денежные средства.
Указывается также, какой будет использоваться расчет — наличный или безналичный, оговаривается, какие налоги включаются в стоимость товара. Если в стоимость продукции входит НДС, то указывается его процентная ставка и сумма. В случае включения в цену товара расходов на доставку и упаковку необходимо сделать отметку и об этом.
Пункт «Прием товара» отражает процесс приемки товаров покупателем. Указывается срок, в течение которого покупатель должен проверить соответствие количественных и качественных характеристик предоставленного ему товара условиям договора. В данном пункте делают также пометку о документах, подтверждающих получение товара, а также форме, в которой должна быть подана претензия в случае получения товара, не соответствующего условиям договора.
Договор поставки товара завершается обычно указанием полных сведений о поставщике и покупателе. Это заключительная часть соглашения, в которой указываются реквизиты сторон в соответствии с их регистрационными документами. Важно, чтобы они были верными. Это необходимо не только для подтверждения юридической силы договора при возможных судебных спорах, но и для оформления на основании соглашения различных документов, например товарной накладной и счета-фактуры. Указываются также должностные лица, упоминающиеся во вступительной части. Они должны расписаться в договоре и заверить его печатью организации.