Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Сущность и содержание социальной реабилитации молодых
инвалидов
В настоящее время, несмотря на широчайшее употребление понятия
«реабилитации», общей концепции, четкого понятийного аппарата не существует.
Реабилитация в переводе с латинского означает возобновление действия. В ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ даны определения реабилитации и абилитации инвалидов и определены основные их направления. Так, реабилитация инвалидов − это «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов
− система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной,
21 профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество» [53].
Реабилитация и абилитация инвалидов проводятся в соответствии с реабилитационными программами, которые определяют содержание, объем, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий.
Исходя из ст. Закона № 181-ФЗ основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
− медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
− профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
− социально-средовую, социально-педагогическую, социальнопсихологическую и социокультурную реабилитацию, социально- бытовую адаптацию;
− физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт [53].
Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека. Она включает в себя восстановительную терапию, хирургию, протезирование и ортезирование.
Профессиональная реабилитация − система и процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Она включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию, рациональное трудовое устройство. Так, Приказом Минтруда России от 23.08.2013 г. № 380н
22 утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования [52], согласно которому органы службы занятости предоставляют такие услуги.
По мнению авторов, социальную реабилитацию следует рассматривать в широком и узком толковании.
В широком толкании социальная реабилитация – это:
− создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного функционирования
[24, с. 170];
− восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости [1, с. 67].
В узком толковании социальная реабилитация – это:
− система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в ходе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования [24, с. 171];
− комплекс мер, направленных на восстановление разрушенной или утраченной инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменение социального статуса. Социальная реабилитации не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации должен быть направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию [1, с. 67].
23
Социальная реабилитация – это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не полученных в ходе социализации навыков и умений выполнении социальных функций, отношений и ролей [50, с. 82].
Социальная реабилитация, как система и процесс восстановления способностей к самостоятельной и семейно-бытовой деятельности, включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.
Как отмечает А.Л. Сиюткина, многоаспектность проблемы инвалидности, роль социальных факторов в ее возникновении, значение ее последствий для общества потребовали принять в качестве ведущего направления социальной политики в отношении молодых инвалидов социальную реабилитацию, которая заключается в восстановлении способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу, а также воздействии на его микро- и макросоциальное положение. По своему содержанию социальная реабилитация – это процесс, направленный на достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального функциональных уровней, обеспечивающих ему возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости, и главным в этом процессе выступает создание системы комплексной реабилитации молодых с ограниченными возможностями. В свою очередь, в основе комплексной реабилитации лежит создание механизма, то есть правовой базы, социальных методик, финансово-материального обеспечения, наличие соответствующих
24 структур по включению инвалида во все типы комплексной реабилитации: медицинской, социальной, профессиональной [46, с. 8].
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются социальные структуры, которые в той или иной мере действуют на инвалида:
− на микроуровне социальной реабилитации инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей.
Основной функцией этого уровня является развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности;
− на мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление инвалида. Ее осуществляют институты образования, социальной работы и медицинские учреждения;
− на макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает социальная адаптация и эффективная интеграция инвалида в общество [25, с. 72].
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает наибольшее воздействие как на макро-, так и на микро- уровнях [25, с. 72].
В теории реабилитации инвалидов существует несколько моделей, которые предполагают соответствующие формы организации реабилитационного процесса:
− экспертная реабилитация – социальный работник работает с конкретной проблемой и его взаимодействие предполагается в форме мультидисциплинарного подхода, когда разные специалисты проводят диагностику и представляют рекомендации с точки зрения своей дисциплины. Хотя мультидисциплинарный подход обеспечивает получение более полной картины ситуации развития, потребностей и ресурсов
25 инвалида, чем действия одного профессионала, однако в рамках данного подхода не делается акцент на интеграцию различных направлений процесса реабилитации (медицинской, психологической, социальной и других). Поэтому конечным результатом такого подхода, как правило, является ситуация, когда семья вынуждена сама рассортировывать, осознавать и собирать вместе разрозненную информацию и рекомендации;
− клиент-центрированная реабилитация – профессионал работает с личностью клиента, которая рассматривается в рамках этой модели на различных уровнях. В связи с этим возникает необходимость учета мнений различных профессионалов. Интердисциплинарный подход в организации взаимодействия профессионалов предполагает кооперацию и перекрывание различных направлений процесса реабилитации. С этой целью члены интерисциплинарной «команды» собираются для обмена информацией и результатами наблюдений, но каждый из них находится в пределах своего направления во время самого процесса диагностики. Для подобной модели характерно отсутствие дубляжа и фрагментарности в диагностике, что, несомненно, является положительной стороной интердисциплинарного подхода;
− центрированная на окружении реабилитация – в процесс реабилитации включаются члены семьи и другие люди из непосредственного окружения инвалида. Взаимодействие профессионалов осуществляется в рамках трансдисциплинарного подхода. Его специфика заключается в объединении различных направлений процесса реабилитации в единое целое, на основе тренинга профессионалов в смежных направлениях. Это не предполагает, что одно направление подменяет другое, «команда» собирается с целью совмещения различных точек зрения
[31, с. 9].
26
Вместе с тем решение проблем инвалида при ограничении социально- биологических способностей человека относится к категории сложных комплексных проблем. Прежде всего, потому, что объектом воздействия является человек с физическими и психофизиологическими особенностями, и, во-вторых, изменение, или компенсация этих характеристик, реализуется сложными системами, включающими, в свою очередь, внутренние структуры, функции и процессы. Одним из выходов может быть разработка теории и методов комплексной реабилитации инвалида и социальной работы с данной категорией населения.
Комплексная реабилитация– системное понятие, имеющее научные основы и способы практической реализации, которое включает взаимосвязанные элементы концептуального плана и частные технологии социальной работы при решении конкретных вопросов. В процессе комплексной реабилитации участвуют специалисты разных уровней – от организаторов и управленцев до конкретных исполнителей: врачей, реабилитологов, социальных работников, специалистов по реабилитации, педагогов, психологов и многих др.
Концепция реабилитации включает и профилактику, и лечение, и приспособление к жизни и труду после болезни, и личностный подход к больному человеку. В процессе комплексной реабилитации участвуют специалисты разных уровней – от организаторов и управленцев до конкретных исполнителей: врачей, реабилитологов, социальных работников, специалистов по реабилитации, педагогов, психологов и многих других
Комплексная реабилитация инвалидов – сложная многокомпонентная система, в которой равнозначны медицинские, социальные, психологические и профессиональные аспекты. Реабилитационная система в комплексе включает многообразные структуры, реализующие процессы,
27 которые имеют целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, социального и психического уровня деятельности, поддерживать и тем самым изменить жизнь и расширить рамки их независимости [46, с. 8].
В настоящее время большое значение приобретает разработка эффективных технологий, методик и форм социализации человека с ограниченными возможностями на всех этапах его развития. В основе эффективной реализации таких социальных технологий должна быть концепция активной деятельной и творческой модели личности как главного условия успешной реабилитации, успешной социальной работы с инвалидом. Таким образом, процесс комплексной реабилитации включает широкий спектр мер и деятельности как активизирующих человека, имеющего инвалидность, так и изменяющих общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов [47, с. 8].
Согласно ст. 26 Конвенции о правах инвалидов (документ вступил в силу для России 25.10.2012 г.) государство обязано принимать эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни [28].
Для этого организуются комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы в сферах здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания. Для обеспечения комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации создана финансируемая государством сеть реабилитационных учреждений: 85 главных бюро медико-социальных экспертиз; 72 протезно-ортопедических предприятия;
1411 стационарных учреждения обслуживания детейинвалидов; 134 стационарных учреждения социального обслуживания
28 детей-инвалидов; 1986 центров, из них 1448 комплексных центров обслуживания на дому, 864 социально-реабилитационных служб
(отделений, кабинетов и т.д.); 600 реабилитационных центров; 11 колледжей-интернатов для инвалидов [18, с. 67].
Абилитационные и реабилитационные услуги и программы должны иметь добровольный характер и быть доступными для инвалидов, в том числе территориально.
В целом можно выделить следующие основные направления комплексной реабилитации молодых инвалидов:
− просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
− досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей индивидов путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;
− коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. При этом следует выделить: коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установлены обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов; коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;
29 коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;
− познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий и реальных явлений, осознание окружающего их мира, связи с окружающими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
− эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека [45, с. 11].
В теории и практике социальной работы различают следующие виды социальной реабилитации молодых инвалидов:
− социально-медицинская реабилитация;
− социально-психологическая реабилитация;
− социально-педагогическая реабилитация;
− социально-трудовая реабилитация;
− социально-профессиональная реабилитация; − социально-бытовая реабилитация.
ГОСТ Р 54738-2011. Национальный стандарт Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов предполагает предоставление учреждениями услуг по следующим основным видам социальной реабилитации инвалидов [15]:
− социально-средовая реабилитация;
− социально-психологическая реабилитация;
− социально-педагогическая реабилитация;
− социокультурная реабилитация; − социально-бытовая адаптацию.
Социально-средовая реабилитация предполагает предоставление молодым инвалидам комплекса услуг, направленных на их интеграцию в
инвалидов
В настоящее время, несмотря на широчайшее употребление понятия
«реабилитации», общей концепции, четкого понятийного аппарата не существует.
Реабилитация в переводе с латинского означает возобновление действия. В ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ даны определения реабилитации и абилитации инвалидов и определены основные их направления. Так, реабилитация инвалидов − это «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов
− система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной,
21 профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество» [53].
Реабилитация и абилитация инвалидов проводятся в соответствии с реабилитационными программами, которые определяют содержание, объем, сроки и уровень проводимых реабилитационных мероприятий.
Исходя из ст. Закона № 181-ФЗ основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
− медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
− профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
− социально-средовую, социально-педагогическую, социальнопсихологическую и социокультурную реабилитацию, социально- бытовую адаптацию;
− физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт [53].
Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека. Она включает в себя восстановительную терапию, хирургию, протезирование и ортезирование.
Профессиональная реабилитация − система и процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Она включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию, рациональное трудовое устройство. Так, Приказом Минтруда России от 23.08.2013 г. № 380н
22 утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования [52], согласно которому органы службы занятости предоставляют такие услуги.
По мнению авторов, социальную реабилитацию следует рассматривать в широком и узком толковании.
В широком толкании социальная реабилитация – это:
− создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного функционирования
[24, с. 170];
− восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости [1, с. 67].
В узком толковании социальная реабилитация – это:
− система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в ходе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования [24, с. 171];
− комплекс мер, направленных на восстановление разрушенной или утраченной инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменение социального статуса. Социальная реабилитации не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации должен быть направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию [1, с. 67].
23
Социальная реабилитация – это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не полученных в ходе социализации навыков и умений выполнении социальных функций, отношений и ролей [50, с. 82].
Социальная реабилитация, как система и процесс восстановления способностей к самостоятельной и семейно-бытовой деятельности, включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.
Как отмечает А.Л. Сиюткина, многоаспектность проблемы инвалидности, роль социальных факторов в ее возникновении, значение ее последствий для общества потребовали принять в качестве ведущего направления социальной политики в отношении молодых инвалидов социальную реабилитацию, которая заключается в восстановлении способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу, а также воздействии на его микро- и макросоциальное положение. По своему содержанию социальная реабилитация – это процесс, направленный на достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального функциональных уровней, обеспечивающих ему возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости, и главным в этом процессе выступает создание системы комплексной реабилитации молодых с ограниченными возможностями. В свою очередь, в основе комплексной реабилитации лежит создание механизма, то есть правовой базы, социальных методик, финансово-материального обеспечения, наличие соответствующих
24 структур по включению инвалида во все типы комплексной реабилитации: медицинской, социальной, профессиональной [46, с. 8].
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются социальные структуры, которые в той или иной мере действуют на инвалида:
− на микроуровне социальной реабилитации инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей.
Основной функцией этого уровня является развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности;
− на мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление инвалида. Ее осуществляют институты образования, социальной работы и медицинские учреждения;
− на макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает социальная адаптация и эффективная интеграция инвалида в общество [25, с. 72].
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает наибольшее воздействие как на макро-, так и на микро- уровнях [25, с. 72].
В теории реабилитации инвалидов существует несколько моделей, которые предполагают соответствующие формы организации реабилитационного процесса:
− экспертная реабилитация – социальный работник работает с конкретной проблемой и его взаимодействие предполагается в форме мультидисциплинарного подхода, когда разные специалисты проводят диагностику и представляют рекомендации с точки зрения своей дисциплины. Хотя мультидисциплинарный подход обеспечивает получение более полной картины ситуации развития, потребностей и ресурсов
25 инвалида, чем действия одного профессионала, однако в рамках данного подхода не делается акцент на интеграцию различных направлений процесса реабилитации (медицинской, психологической, социальной и других). Поэтому конечным результатом такого подхода, как правило, является ситуация, когда семья вынуждена сама рассортировывать, осознавать и собирать вместе разрозненную информацию и рекомендации;
− клиент-центрированная реабилитация – профессионал работает с личностью клиента, которая рассматривается в рамках этой модели на различных уровнях. В связи с этим возникает необходимость учета мнений различных профессионалов. Интердисциплинарный подход в организации взаимодействия профессионалов предполагает кооперацию и перекрывание различных направлений процесса реабилитации. С этой целью члены интерисциплинарной «команды» собираются для обмена информацией и результатами наблюдений, но каждый из них находится в пределах своего направления во время самого процесса диагностики. Для подобной модели характерно отсутствие дубляжа и фрагментарности в диагностике, что, несомненно, является положительной стороной интердисциплинарного подхода;
− центрированная на окружении реабилитация – в процесс реабилитации включаются члены семьи и другие люди из непосредственного окружения инвалида. Взаимодействие профессионалов осуществляется в рамках трансдисциплинарного подхода. Его специфика заключается в объединении различных направлений процесса реабилитации в единое целое, на основе тренинга профессионалов в смежных направлениях. Это не предполагает, что одно направление подменяет другое, «команда» собирается с целью совмещения различных точек зрения
[31, с. 9].
26
Вместе с тем решение проблем инвалида при ограничении социально- биологических способностей человека относится к категории сложных комплексных проблем. Прежде всего, потому, что объектом воздействия является человек с физическими и психофизиологическими особенностями, и, во-вторых, изменение, или компенсация этих характеристик, реализуется сложными системами, включающими, в свою очередь, внутренние структуры, функции и процессы. Одним из выходов может быть разработка теории и методов комплексной реабилитации инвалида и социальной работы с данной категорией населения.
Комплексная реабилитация– системное понятие, имеющее научные основы и способы практической реализации, которое включает взаимосвязанные элементы концептуального плана и частные технологии социальной работы при решении конкретных вопросов. В процессе комплексной реабилитации участвуют специалисты разных уровней – от организаторов и управленцев до конкретных исполнителей: врачей, реабилитологов, социальных работников, специалистов по реабилитации, педагогов, психологов и многих др.
Концепция реабилитации включает и профилактику, и лечение, и приспособление к жизни и труду после болезни, и личностный подход к больному человеку. В процессе комплексной реабилитации участвуют специалисты разных уровней – от организаторов и управленцев до конкретных исполнителей: врачей, реабилитологов, социальных работников, специалистов по реабилитации, педагогов, психологов и многих других
Комплексная реабилитация инвалидов – сложная многокомпонентная система, в которой равнозначны медицинские, социальные, психологические и профессиональные аспекты. Реабилитационная система в комплексе включает многообразные структуры, реализующие процессы,
27 которые имеют целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, социального и психического уровня деятельности, поддерживать и тем самым изменить жизнь и расширить рамки их независимости [46, с. 8].
В настоящее время большое значение приобретает разработка эффективных технологий, методик и форм социализации человека с ограниченными возможностями на всех этапах его развития. В основе эффективной реализации таких социальных технологий должна быть концепция активной деятельной и творческой модели личности как главного условия успешной реабилитации, успешной социальной работы с инвалидом. Таким образом, процесс комплексной реабилитации включает широкий спектр мер и деятельности как активизирующих человека, имеющего инвалидность, так и изменяющих общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов [47, с. 8].
Согласно ст. 26 Конвенции о правах инвалидов (документ вступил в силу для России 25.10.2012 г.) государство обязано принимать эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни [28].
Для этого организуются комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы в сферах здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания. Для обеспечения комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации создана финансируемая государством сеть реабилитационных учреждений: 85 главных бюро медико-социальных экспертиз; 72 протезно-ортопедических предприятия;
1411 стационарных учреждения обслуживания детейинвалидов; 134 стационарных учреждения социального обслуживания
28 детей-инвалидов; 1986 центров, из них 1448 комплексных центров обслуживания на дому, 864 социально-реабилитационных служб
(отделений, кабинетов и т.д.); 600 реабилитационных центров; 11 колледжей-интернатов для инвалидов [18, с. 67].
Абилитационные и реабилитационные услуги и программы должны иметь добровольный характер и быть доступными для инвалидов, в том числе территориально.
В целом можно выделить следующие основные направления комплексной реабилитации молодых инвалидов:
− просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
− досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей индивидов путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;
− коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. При этом следует выделить: коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установлены обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов; коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;
29 коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;
− познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий и реальных явлений, осознание окружающего их мира, связи с окружающими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
− эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека [45, с. 11].
В теории и практике социальной работы различают следующие виды социальной реабилитации молодых инвалидов:
− социально-медицинская реабилитация;
− социально-психологическая реабилитация;
− социально-педагогическая реабилитация;
− социально-трудовая реабилитация;
− социально-профессиональная реабилитация; − социально-бытовая реабилитация.
ГОСТ Р 54738-2011. Национальный стандарт Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов предполагает предоставление учреждениями услуг по следующим основным видам социальной реабилитации инвалидов [15]:
− социально-средовая реабилитация;
− социально-психологическая реабилитация;
− социально-педагогическая реабилитация;
− социокультурная реабилитация; − социально-бытовая адаптацию.
Социально-средовая реабилитация предполагает предоставление молодым инвалидам комплекса услуг, направленных на их интеграцию в