Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 при тесном общении более молодого поколения здоровых людей с инвалидами установки меняются, но если предоставляется возможность избежать этого общения, то здоровые сверстники охотно используют такой шанс [17, с. 5]. Этим во многом обусловлены проблемы социализации и интеграции молодых инвалидов в общество, инклюзивного общего и профессионального образования, трудоустройства, одиночества, формирования собственной семьи.
Как отмечает Н. Гришко, одной из существенных и наболевших проблем молодых инвалидов остается отношение к ним государства (как основного политического института) и общества (как среды обитания) в силу того, что инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, приводит к социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в сфере самообслуживания, общения, обучения, овладения профессиональными навыками, а освоение молодыми инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют дополнительных мер, средств и усилий
[11, с. 138].
Хотя следует отметить, что гуманизация общественных отношений постепенно способствует возрастанию внимания к проблемам отдельного человека, и молодые инвалиды здесь не исключение. В России стали обращать внимание на проблемы молодых инвалидов, выявлять и исследовать их, определяя пути решения, поскольку существует социальная потребность включения молодых инвалидов в социальные отношения. Как отмечает А.Р. Салимгараева, инвалидность сейчас является проблемой не только одного отдельного человека, но и всего общества в целом: это проблема отношения общества к конкретному человеку с ограниченными возможностями здоровья, отношения к инвалидности как к социальному явлению, поддержки и социальной защиты инвалидов [42, с. 241].

13
При этом следует отметить, что хотя общее число инвалидов, стоящих на учете снизилось, доля молодых инвалидов не меняется, а по некоторым исследованиям даже растет.
Как отмечают специалисты, проблемы молодых инвалидов – сложный многоаспектный комплекс [13, с. 12; 25, с. 72−73; 33, с. 160−162].
Так, инвалидность в молодом возрасте сопровождается состоянием стойкой социальной дезадаптации, обусловленной хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. На процесс интеграции молодого инвалида в общество влияют множество факторов, проявляющихся на разных уровнях, как личностном, так и в обществе в целом. На этом пути молодые инвалиды сталкиваются с множеством проблем: недоступность многих досуговых и образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие рабочих мест и соответствующей работы для обозначенной категории граждан, недостаточная материальная и медицинская обеспеченность; плохая информированность о существующих льготах [42, с. 242].
Х.А. Исмаилова также полагает, что одной из причин затруднений в социализации молодых инвалидов является проблема получения профессии, которая предоставляла им реальные возможности трудиться. Хотя и создана разветвленная сеть учреждений профессионального становления молодежи, включающая совокупность органов исполнительной власти и реабилитационных учреждений, центров профессиональной ориентации и занятости, учебных заведений и центров социальной помощи, но на практике реализация основных направлений профессионального


14 становления молодого инвалида сталкивается со многими проблемами.
Одна из проблем – это отсутствие педагогического, психологического и социального сопровождения обучающихся инвалидов, при том что процесс социализации молодых инвалидов протекает медленно. Другой острой проблемой социализации молодых инвалидов является проблема установления межличностных отношений или контактов, в силу того, что окружение по-разному относится к ним: одни не замечают или стараются их не замечать, другие – относятся к ним с предубеждением, третьи пытаются помочь, поддержать. Но единственное место, где молодые инвалиды чувствуют себя наиболее комфортно, – это родительская семья. Еще одна насущная проблема социализации молодых инвалидов – отсутствие средств технического характера: многие образовательные учреждения не оснащены пандусами, аппаратами для обучения слабовидящих и слепых, сурдотехникой, адаптированными компьютерами, нет лифтов, комнат для отдыха инвалидов, а зачастую нет медпункта; в компьютерных аудиториях не используются специальные методики, компенсирующие дефекты зрения и слуха; инвалидов, имеющих диагноз ДЦП обучается очень мало, поскольку они физически не могут подняться самостоятельно до учебных аудиторий на втором и выше этажах. Молодые люди со спинномозговыми проблемами вынуждены проводить всю жизнь в четырех стенах своих домов, потому что дверные проемы и лифты слишком малы для инвалидных колясок, лестницы почти никогда не оборудованы платформами для спуска инвалидных колясок или какими-нибудь подъемными приспособлениями; в большинстве городов вся система городского транспорта не приспособлена для людей с ограниченными возможностями здоровья [22, с. 30].
Несмотря на критичность проблемы удобства жилья для инвалидов, на отсутствие пандусов, широких дверей и работающего лифта, адаптация жилья и городской/сельской среды среди основных проблем инвалидами не

15 артикулируется. Прямое изучение рода помощи или содействия от государства в ожиданиях людей с ограниченными возможностями здоровья показало, что в них доминирует вопрос размера пенсий и денежных выплат на лекарства [21, с. 95–118].
Следует также отметить, что потребности человека с объективными физическими или психическими ограничениями жизнедеятельности имеют специфический характер. Внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо определяется принадлежностью к той или иной подгруппе инвалидов [8, с. 121].
Наиболее уязвимы и наименее инициативны инвалиды I группы, им прежде всего необходима материальная помощь со стороны государства.
Инвалиды с нарушениями сенсорных функций нуждаются в специальных устройствах и приспособлениях. Молодым инвалидам помимо этого важно обеспечить доступ к системе общего и профессионального образования, содействовать их трудоустройству.
Потребность в социально-медицинской реабилитации – одна из важнейших для молодых инвалидов, при этом возможность получить необходимую медицинскую помощь — одно из неотъемлемых социальных прав инвалидов. Эта возможность определяется такими параметрами системы предоставления медицинских услуг, как территориальная доступность, наличие медицинского персонала, своевременность и удобство предоставления медицинских услуг, их качество и объем.
Медицинские услуги – часть комплекса гарантированных государством реабилитационных услуг инвалидам, направленных на восстановление социального статуса инвалида, социальной адаптации путем восстановления или компенсации нарушенных или утраченных способностей к нормальной социальной жизнедеятельности. Основные учреждения, оказывающие реабилитационные услуги,
– это


16 реабилитационные центры. Популярностью среди молодых инвалидов пользуется санаторно-курортное лечение.
В числе других важнейших потребностей молодые инвалиды называют профессиональную подготовку по востребованным на рынке труда специальностям, трудоустройство с подходящим графиков работы и улучшение жилищных условий.
Поскольку базой исследования послужила Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское общество глухих», то остановимся на некоторых особенностях проблем молодых инвалидов по слуху.
К категории лиц с нарушениями слуха относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота).
Тугоухость – это заболевание, которое характеризуется понижением слуха.Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Врожденной тугоухостью страдает один новорожденный на 1000. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Различают три степени тугоухости:
− при легкой тугоухости (первой степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 м, а разговорную речь на расстоянии более
4 м, но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи;
− тугоухость 2 степени (средняя тугоухость) имеет место, если человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 м. Тугоухость 2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов;

17
− тяжелая тугоухость (3 степень) проявляется в невозможности различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человек слышит на расстоянии меньше чем 2 м. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться.
Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.
Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются «остатки» слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (более 90 дБ), в том числе и некоторые звуки речи, произносимые над ухом громким голосом или криком. При глухоте разборчивость восприятия речи отсутствует даже при громком крике. Глухота бывает врожденной, приобретенной, одно- и двусторонней, периферической или центральной, прогрессирующей или стойкой. В зависимости от степени глухоты могут различаться и характер потребностей по социальной реабилитации и материальной помощи.
Инвалидность по слуху относится к III группе по инвалидности.
Критерием для ее установления считается тугоухость 4 степени обоих ушей.
Когда диагностирована тугоухость 3 степени с нормальной компенсацией слуха аппаратами, то инвалидность не назначают. Вторую категорию дают в случае внезапной утери возможности слышать двумя ушами, что приводит к утрате возможности работать. Присвоение инвалидности при тугоухости
2 группы производится на год, до тех пор, пока пациент не пройдет реабилитационный период. Далее обязательно присваивается 3 группа.
Назначение инвалидности первой категории не предоставляют. Поскольку даже при полной глухоте сохраняется возможность нормальной социальной адаптации [46]. Люди с данной группой инвалидности по слуху могут жить и работать вместе со слышащими людьми. Главную работу по введению


18 инклюзивного образованию, соблюдению квотирования рабочих мест должно обеспечивать государство и различные социальные службы.
Наиболее уязвимой группой являются инвалиды детства (а дефекты слуха, как правило, встречаются от рождения и в детском возрасте), они чаще других сталкиваются с отчуждением, безработицей и бедностью, уровень образования у них, как правило, низкий. По оценкам
Международной организации труда, инвалиды являются одной из самых уязвимых социальных групп на рынке труда. И хотя формально законы
России гарантируют инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки и признается право на равенство возможностей доступа и получения образования, декларируется инклюзивность образования на всех уровнях, в реальной жизни учебных заведений для инвалидов по слуху мало (хотя следует отметить, что в
Челябинске и в Челябинской области ситуация с обучением лиц со сниженных слухом и глухих относительно благоприятная).
Реализация государственной политики в области образования такой категории студентов как молодые инвалиды по слуху предполагает возможность получения ими полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать равноправным членом общества.
Вместе с тем недостаточный уровень овладения речью является препятствием для полноценного развития всей познавательной деятельности глухих и слабослышащих студентов; речевая недостаточность становится причиной своеобразия их восприятия, памяти и мышления. На этом построено психолого-педагогическое изучение процесса овладения знаниями студента с нарушением слуха.
К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха и усложняющих процесс их обучения, можно отнести:

19
− замедленное и ограниченное восприятие;
− недостатки речевого развития;
− недостатки развития мыслительной деятельности;
− пробелы в знаниях;
− недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). Невысокий уровень восприятия устной речи, невнятное произношение не позволяют многим взрослым глухим и слабослышащим использовать устную речь как надежное средство общения. Уровень овладения словесной речью определяет успешность всего процесса обучения и особенно сказывается на развитии логического мышления;
− некоторое отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее. У глухих и слабослышащих хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки [34, c. 22].
Все эти особенности необходимо учитывать и в процессе обучения, и при выборе направления и программы обучения молодых инвалидов.
Таким образом, молодые инвалиды как категория клиентов социальной работы, – это лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе из числа лиц «дети-инвалиды»,


20
«инвалиды детства», «лица, получившие инвалидность после 16 лет». Для обособления в социальной структуре особой социальной группы «молодые инвалиды» в современном российском обществе используются такие критерии как возраст, тип и тяжесть заболевания и ограничения трудоспособности, уровень материальной обеспеченности, наличие наряду с общими правами специфических прав, своеобразный социальный портрет и особенности личности молодого инвалида.
Совокупность вышеперечисленных критериев позволяет закономерно определить молодых инвалидов как объект социальной политики и социальной работы, который требует, наряду с общими, особых методов, форм и технологий адаптации, реабилитации и интеграции в современный социум.