Файл: Совершенствование системы господдержки малого предпринимательства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Совершенствование системы господдержки малого предпринимательства

Содержание



Введение…………………..………………..………………………………

3

Глава 1 Теоретические основы становления малого бизнеса в российской экономике……………………………………………………….


6

1.1 Сущность малого бизнеса в Российской Федерации………………….

6

1.2 Предпосылки становления и функции малого бизнеса в российской экономике……………………………………………………………………


15

Глава 2 Состояние и проблемы развития предпринимательства в Российской Федерации………………..……….……….……………………


23

2.1 Состояние малого бизнеса в российской экономике …………………

23

2.2 Проблемы развития малого бизнеса в российской экономике …….

32

Глава 3 Приоритетные пути совершенствования системы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации………………..…………………………………………………..



41

3.1 Пути совершенствования организационно-экономического механизма развития малого предпринимательства в России ……………


41

3.2 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства во Владимирской области ………..………………..


48

Заключение………………..………………..…………………………………

53

Библиографический список………………..………………………………..

56


Введение

В современных условиях предпринимательство как явление характеризуется ростом количества субъектов хозяйственной деятельности, преобразованием форм предпринимательской деятельности, выделением самостоятельной категории малого бизнеса. Кроме того, меняются и сами предприниматели, их ключевые установки. Формируется ответственность социального характера, в том числе за свои поступки и действия, что обусловлено общественным мнением, совершенствованием нормативно-правой базы государства, развитием социальной среды.


Предпринимательство в целом, в частности малый бизнес, в странах с высоким уровнем развития рыночного хозяйства играет важную роль в экономическом развитии страны.

Актуальность исследования. Комплексный анализ состояния предпринимательского сектора позволяет определить и выявить ключевые проблемы и трудности, тормозящих более масштабное развитие деятельности субъектов малого бизнеса в России.

Российское малое предпринимательство подошло к началу кризиса, обусловленного коронавирусной пандемией, в состоянии продолжающегося спада, чередующегося с застойными явлениями. Кризис обострил ранее начавшиеся негативные процессы как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Вынужденная административная блокировка в условиях пандемии и ограничение деятельности субъектов малого предпринимательства, вызвавшие резкое падение деловой активности, объема доходов, частичного сокращения занятых, компенсировались целым рядом экстренных мер государственной поддержки бизнеса. Малое предпринимательство может и должно стать одной из первых сфер экономики, которая сможет восстановиться в полном объеме в кратчайшие сроки. Сегодня страна стоит перед необходимостью основательной корректировки курса экономического развития малого предпринимательства.

Степень разработанности темы исследования. Современное положение и особенности функционирования малого бизнеса рассматриваются в работах многих авторов (О. Агеева, Ю.В. Козлова, В. Кононова, Н.А. Писаренко и др.). Вопросы налогообложения субъектов малого бизнеса волновали всегда как самих предпринимателей, так и научное сообщество. Можно отметить труды таких ученых, как З.П. Гасиевой, В.В. Индиряковой, В.А. Кайтмазова, К.В. Коротковой, Д.С. Старинок и др.

Объектом данного исследования выступает малое предпринимательство в России. Предмет исследования - совокупность управленческих и связанных с ними социально-экономических отношений, возникающих в процессе государственной поддержки малого бизнеса в России.

Цель исследования – анализ системы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию мер поддержки предпринимательской инициативы.

Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность малого бизнеса в Российской Федерации;

  • выявить предпосылки становления и функции малого бизнеса в российской экономике;

  • проанализировать состояние малого бизнеса в российской экономике;

  • выявить проблемы развития малого бизнеса в России;

  • предложить пути совершенствования организационно-экономического механизма развития малого бизнеса в Российской Федерации;

  • обосновать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства во Владимирской области.


Методологической основой исследования выступили общенаучные методы познания — это диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, логический, статистический методы. На основании исследования теоретического материала с использованием логического метода были сформулированы выводы. Также методологическую основу работы составили частно-научные методы познания.

Информационную основу исследования составляют труды следующих ученых: Бондаренко В. А., Ваганова О.Е., Казанкина О.А., Кублин И.М., Лавров А. А., Найденков В.И., Плеханов С.В., Санинский С.А., Тинякова В.И., Юрченко Ю.В., и другие.

Нормативно-правовую основу исследования составили нормативные акты, регламентирующие деятельность малого бизнеса в Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе раскрыты современные проблемы состояния малого предпринимательства в Российской Федерации, предложены варианты решения сложных вопросов, а также разработаны предложения по дальнейшему совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в дальнейшем развитии теоретических и методических основ исследования вопросов состояния предпринимательства в Российской Федерации, что вносит существенный вклад в теорию экономики нашего государства.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Теоретические основы становления малого бизнеса в российской экономике

1.1.Сущность малого бизнеса в Российской Федерации

Предпринимательство и все его формы (крупный, средний, малый) формируют важнейший сектор экономики, который должен обеспечивать стабильное и надежное развитие государства.

Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний - малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия.


Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% -строительные компании, 11% предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств1.

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Не смотря на то, что уровень научно-технического и производственного потенциала любого государства определяют крупные компании, но основой жизни этих стран является малые и средние компании как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, поэтому в современном мире большинство страны стараются оказывать поддержку данным формам бизнеса в их создании и развитии.

Малый и средний бизнес (МСБ) в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса - фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

В экономике страны роль малого и среднего предпринимательства можно определять следующими показателями и факторами:

  • вклад малого и среднего предпринимательства в создание ВВП (в выполнение работ, товаров, услуг);

  • численность субъектов предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;

  • насыщением рынка потребительскими товарами, услугами, работами, лучшим удовлетворением потребностей населения;

  • накоплением опыта управления предприятиями, навыками создания собственного дела у дееспособных граждан;

  • степень обеспечения процесса импортозамещения1.

Малый бизнес сегодня является одним из ключевых сегментов рыночной экономики, от степени эффективности функционирования которого прямо зависят темпы экономического роста и структура валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства в его малых и средних формах выступает необходимым ключевым элементом современной модели рыночной высококонкурентной экономики.


Развитие малого бизнеса активизирует перестройку структуры экономики, дает большую свободу рыночного выбора, создает новые рабочие места, способствует быстрой окупаемости затрат, чутко реагирует на любое изменение спроса со стороны потребителя.

В настоящее время в Российской Федерации в рассмотренной сфере действует Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»2. Статья 3 закона № 209-ФЗ дает следующее определение малому и среднему предпринимательству: субъектами малого и среднего предпринимательства являются субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям и средним предприятиям.

Малый бизнес поддерживает обеспечение насыщения рынка товарами и услугами, помогает преодолеть отраслевой и региональный монополизм, расширить конкуренцию, внедрить достижения научно-технического прогресса, укрепить экономическую базу в селах и небольших городах. Малый и средний бизнес способствует выполнению важнейших задач.

1. Увеличение объема производства большинства потребительских товаров и услуг без масштабных затрат капитала, обеспечение условий оперативного и своевременного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры.

2. Использование доступных источников сырья и отходов крупных предприятий.

3. Приближение производства товаров и услуг непосредственно к потребителю, что приведет к сокращению расходов на транспорт для доставки товаров в регионы из больших промышленных центров, выравниванию в установленной мере уровня жизни и обеспеченности населения в различных местах проживания.

4. Оптимальное и эффективное использование уникальных предпринимательских способностей, трудовых навыков, знаний и умений отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не представляют интереса.

5. Вовлечение в производственный процесс, а особенно в сферу услуг, резервов рынка рабочей силы, которые не используются в крупном производстве из-за особенностей технологий и других (инвалиды, пенсионеры, студенты и др.).

6. Малый бизнес можно рассматривать как реальную замену теневому бизнесу1.

Субъекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации предусмотрены действующим законодательством: