Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2020 г Л. П. Погорелова. Приказ 130 от 30. 08. 2020 г Рассмотрена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Учащиеся к концу 4 класса должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся к концу 4 класса должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать;

  • соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);

  • работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.





  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достиженииметапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать

, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Содержание учебного курса «Окружающий мир»


Темы, раскрывающие основное содержание программы


Количество часов


Содержание




Земля и человечество

9

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.




Природа России

10

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.




Родной край – часть большой страны

13

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).




Страницы всемирной истории

5

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.




Страницы истории России

20

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.




Современная Россия

9

Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; Приводить примеры народов России;Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.







Тематическое (поурочное) планирование







Тема урока

Элементы
содержания


Планируемые результаты

Контроль

Дата

Примечания

План

Факт







Земля и человечество (9 ч)













1

Мир глазами астронома.


Солнце. Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли


Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Рисунок Солнечной системы

01.09







2

Планеты Солнечной системы.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Различать планеты и их спутники. Анализироватьсхемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели

Модели планет

04.09







3

Звездное небо – Великая книга Природы.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

Знать название звезд и созвездий, правила наблюдения звездного неба.  


Творческая работа «Звездное небо»

08.09







4

Мир глазами географа.



Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.



Работа с картой, глобусом

11.09







5

Мир глазами историка.


Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

Уметьописывать отдельные (изученные) события из истории отечества.


Тест



15.09







6

Когда и где?


Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени.
Знать понятия  о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени».


Рассказ об историческом событии

18.09







7

Мир глазами
эколога.

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Знать понятие – экология, международные экологические организации, экологический календарь.

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.

создание знаков «Береги природу!»

22.09







8

Сокровища Земли под охраной человечества.


Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира


Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природу

Тест


25.09







9

Сокровища Земли под охраной человечества.


Обобщение по теме «Земля и человечество».Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природу

Тест


29.09













Природа России (10 ч)













10

Равнины и горы России.


Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)


Контурные карты

02.10







11

Моря, озера и реки России.

Водоемы, их разнообразие, использование человеком


Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Работа с картой



06.10







12

Природные зоны России.

Знакомство с картой природных зон России, сравнение её с физической картой России; определение на карте природных зон России, высказывание предположений о причинах их смены.Устанавливание причинно-следственных связей между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работа со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

Знать природные зоны России.

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

Показывать на карте природных зон области высотной поясности

Уметь  определять   по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.


Работа с картой


09.10







13

Зона арктических пустынь.

Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Работа в группах

13.10







14

Тундра.

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры

Сообщения о растениях и животных тундры

16.10







15

Леса России.


Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Построение экологических цепочек

20.10







16

Лес и человек.


Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным


Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Работа с контурными картами

23.10







17

Зона степей.

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Сообщения о растительном и животном мире степей

27.10







18

Пустыни.

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Рассказ по плану

30.10







19

У Чёрного моря.


Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Рассказ-наблюдение «Мой отдых на Черном море»

10.11













Родной край – часть большой страны (13 ч)













20

Наш край.


Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города (села).

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Составление плана рассказа о Санкт-Петербурге

13.11







21

Поверхность нашего края.


Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать понятия «овраг», «балка». 

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Работа с картой, глобусом

17.11







22

Водные богатства нашего края.

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки


Графический диктант


20.11







23

Наши подземные богатства.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Изготовление условных знаков

24.11







24

Земля-кормилица.

Почва, ее состав


Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Проверочный диктант с использованием условных знаков

27.11







25

Жизнь леса.


Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)


Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

изготовление Красной книги

01.12







26

Жизнь луга.


Рисунки растений

04.12







27

Жизнь в пресных водоемах.


Рисунки обитателей водоёмов,

рассказ о них

08.12







28

Растениеводство в нашем крае.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.

Составление схемы



11.12







29

Животноводство в нашем крае.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными

Составление схемы


15.12







30

Презентация проектов на тему «Незаметные защитники урожая».

Защита проектов

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Оценивать свои достижения




18.12








31

Проверим себя и оценим свои достижения.


Выполнять тесты с выбором ответа.Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Тест

22.12







32

Презентация проектов.







25.12













Страницы всемирной истории (5 ч)













33

Начало истории человечества.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира


Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

Лента времени

12.01







34

Мир древности: далекий и близкий.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени


Рассказ о достопр. Др. Египта

15.01







35

Средние века: время рыцарей и замков.

Знать историю средних веков


Творческая работа «Рыцарский замок»

19.01







36

Новое время: встреча Европы и Америки.

Выдающиеся люди разных эпох. Схемы маршрутов морских экспедиций

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой




22.01







37

Новейшее время: история продолжается сегодня .

Выдающиеся люди разных эпох

Счет лет в истории. Человек – часть природы
и член общества

Знать выдающихся людей новейшего времени

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

Тест


26.01













Страницы истории Отечества (20 ч)













38

Жизнь древних славян.


История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.Отечества

Работа с картой

29.01







39

Во времена Древней Руси.


02.02







40

Страна городов.

05.02







41

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Сообщение о музеях мира

09.02







42

Трудные времена на Русской земле.

Россия на карте
(границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы

Работа с картой

12.02







16.02







43

Русь расправляет крылья.

44

Куликовскаябитва.

19.02







45

Иван Третий.

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю освобождения Руси от монголо-татарского ига

Рассказ по плану

26.02







46

Мастера печатных дел.

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране


Изготовление проекта литеры

02.03







47

Патриоты России.

Выдающиеся люди разных эпох

Рассказ о Минине и Пожарском

05.03







48

Петр Великий.


Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Исследовательская работа


09.03







49

Михаил

Васильевич Ломоносов.

Выдающиеся люди разных эпох


Знать историю развития образования на Руси


12.03







50

Екатерина

Великая.

Выдающиеся люди разных эпох

Знать реформы Екатерины Великой


16.03







51

Отечественная война

1812 года.

Выдающиеся люди разных эпох


Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

кроссворд

19.03







52

Страницы истории

XIX века.

Россия на карте (границы, города, места изученныхисторических событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

Работа с картой

02.04







53

Россия вступает в XX век.

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Сообщения о главных событиях XX в.

06.04







54

Страницы истории 1920–1930-х годов.


Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России


Лента времени

09.04







55

Великая война и Великая Победа.

Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов;

Исследовательская работа «ВОВ в жизни моих родственников»

13.04







56

Великая война и Великая Победа.

16.04







57

Страна, открывшая путь в космос.


Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники .Охрана памятников истории и культуры


Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

тест


20.04













Современная Россия (10 ч)













58

Основной закон России и права человека.

Человек – член общества. Россия(Российская Федерация) – наша Родина.

Государственные праздники (День Конституции)

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

рисунки

23.04







59

Основной закон России и права человека.




27.04







60

Мы – граждане России.


Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знатьосновной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Традиции народов России

30.04







61

Славные символы России.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага


Создание символики

04.05







62

Такие разные праздники.

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Знать государственные праздники.

Уметьописывать государственные праздники, традиции народов России


сообщение

07.05







63

Путешествие по России .


Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры.

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Называтьнароды России.

Рассказыватьоб обычаях и традициях народов России.Рассказыватьо городах России

Работа с картой

11.05








64

Путешествие по России.


14.05







65

Путешествие по России .

Работа с картой



18.05








66

Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверим себя и оценим свои достижения

Знать города России, правила работы с географической картой.


Тест


21.05








67

Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверим себя и оценим свои достижения

Знать города России, правила работы с географической картой.





25.05