Файл: Реабилитации и защиты прав инвалидов 17.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
программа действия в отношении инвалидов, принятая ООН 3 декабря 1982 года. В части о восстановлении трудоспособности учитывается, например, консультирование и оказание помощи в социальной области, что ставит социальную реабилитацию на одно из основных направлений и последствий реабилитации в целом.1

Таким образом, долгое становление понятия «реабилитация» в его современном значении оказывает непосредственное влияние на ещё не сформировавшееся чёткое определение термина «социальная реабилитация».

В ст. 7 Конституции Российской Федерации сказано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Указанные положения нашли свое отражение в Федеральном законе № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 вышеуказанного закона государство гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование ими технических средств реабилитации.

При осуществлении мер социальной поддержки инвалидов Российская Федерация ориентируется на нормы международного права. В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (далее - Конвенция), тем самым взяв на себя ответственность за исполнение предусмотренных Конвенцией обязательств. Согласно ст. 4 Конвенции, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, в том числе проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям.


Технические средства реабилитации (ТСР) должны обеспечивать повышение возможностей инвалидов вести самостоятельный образ жизни, сохранять максимально возможный уровень мобильности и доступа к информации и образованию. Государства-участники обязуются принимать эффективные меры по облегчению «доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам и ассистивным технологиям».1

Особое внимание уделяется в Конвенции повышению жизненного уровня и уровня социальной защищенности инвалидов, следовательно, получение ТСР не должно вызывать у инвалидов материальных и иных проблем. Такие средства должны быть доступными и максимально удовлетворять индивидуальные потребности человека с инвалидностью. Сформулированные принципы соответствуют основным положения Всемирной программы действий в отношении инвалидов1 и Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов2, в которых определено, что государства должны предоставить протезы и оборудование, соответствующие местным условиям, всем лицам, жизнедеятельность и независимость которых зависят от таких средств; обеспечивать предоставление вспомогательных устройств и оборудования, индивидуальной помощи и услуг переводчика с учетом потребностей инвалидов, поскольку эти меры играют важную роль в создании равных возможностей. Все инвалиды, которые нуждаются во вспомогательных устройствах, должны иметь возможности, в том числе финансовые, чтобы ими пользоваться.

Основным документом, регламентирующим действующую систему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, являются Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила). Правилами предусмотрено два принципиально различающих между собой способа обеспечения техническими средствами реабилитации: бесплатное предоставление и самостоятельное приобретение с последующей компенсацией расходов.

Основным правоустанавливающим документом для бесплатного получения необходимых инвалиду изделий является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), оформляемая в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по направлению медицинской организации, оказывающей инвалиду первичную медико-санитарную помощь. После получения ИПР инвалид может выбрать для себя любой из вариантов обеспечения.



Доступность ТСР для инвалида в первую очередь ограничена сроками предоставления услуг на каждом этапе их получения. Оформление направления на медико-социальную экспертизу (форма № 088/у-06) производится в медицинской организации, оказывающей инвалиду первичную медико-санитарную помощь, и предусматривает, помимо консультации лечащего врача, проведение необходимых инструментальных обследований и консультаций врачей специалистов. Сроки предоставления консультативных и диагностических услуг устанавливаются субъектами Российской Федерации при утверждении территориальных программах государственных гарантий.

Таким образом, возможная продолжительность оформления направления на медико-социальную экспертизу не может быть четко определена. С учетом необходимости посещения лечащего врача (не менее двух раз) и необходимости получения консультаций трех-четырех специалистов и проведения четырех-пяти диагностических исследований, срок оформления направления может достигать 30 и более дней.

Срок выдачи направления на получение изделий установлен Правилами и ограничен 15 днями. Срок предоставления изделий от момента обращения к поставщику действующим законодательством не регламентирован и зависит от наличия изделия или срока его индивидуального изготовления, который колеблется в зависимости от технологии изготовления и в ряде случаев достигает 60 дней.

Оценивая сроки предоставления инвалидам ТСР от момента возникновения нуждаемости до получения, можно сделать вывод о том, что они существенно снижают доступность изделий.

Направление на получение ТСР выдается уполномоченным органом в организации, отобранные им на конкурсной основе. При этом основным документом, регламентирующим порядок конкурсного отбора поставщиков в целях поставки товаров и оказания услуг для государственных нужд, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 94-ФЗ). Регламентированный Законом 94-ФЗ срок проведения конкурсных процедур от момента объявления конкурса до заключения контракта превышает 30 дней, что не позволяет проводить торги после поступления заявок, содержащих информацию об особенностях изделий, требующихся инвалидам. Таким образом, проведение конкурсного отбора поставщиков производится заранее, в противном случае предоставить инвалиду направление на получение изделий в пятнадцатидневный срок невозможно. Учесть индивидуальные потребности инвалидов при такой системе закупок крайне проблематично.


Большинство ТСР, закупаемых для предоставления инвалидам, входит в так называемый «аукционный перечень», утвержденный Правительством Российской Федерации, в котором перечислены товары (работы, услуги), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется только путем проведения аукциона. При проведении аукционов не допускается включать в требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования наличия у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства продукции, являющейся предметом контракта. В главе 3 «Размещение заказа путем проведения аукциона» Закона № 94-ФЗ приведен исчерпывающий перечень требований к содержанию извещения о проведении аукциона, документации об аукционе, заявки на участие в аукционе, но нигде прямо не указано на необходимость наличия в перечисленных документах наименований поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. При данных требованиях заказчику довольно трудно «описать» необходимый ему «товар» и, следовательно, отклонить участника размещения заказа. Участник, исходя из буквальной трактовки Закона № 94-ФЗ, вправе не указывать в своей заявке не только фирменное наименование (бренд и/или товарный знак), но и обычное наименование товара, достаточно привести только его качественные, технические и функциональные характеристики. В этом случае основным критерием отбора победителя становится снижение цены изделия, при этом заказчик не может быть уверен в том, что заключит контракт с квалифицированным поставщиком качественных изделий.

Все это, по нашему мнению, приводит к появлению на рынке изделий низкого качества, не отвечающих предъявляемым требованиям не только к реабилитационному эффекту, но даже к их безопасности. Мониторинг ситуации с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, проведенный Всероссийским обществом инвалидов, указывает на устойчивую тенденцию нарастания претензий к качеству предоставляемых изделий.1

Таким образом, бесплатное предоставление изделий на основании выданных уполномоченным органом направлений затрудняет возможность индивидуального подбора изделий
; не способствует повышению качества предоставляемых ТСР; ограничивает инвалидов в возможности выбора ТСР.

Очевидным достоинством данного вида обеспечения можно признать отсутствие необходимости привлекать к обеспечению собственные средства инвалида.

Возможность удовлетворения индивидуальных потребностей инвалида при обеспечении ТСР в случае самостоятельного приобретения изделий практически не ограничена. Даже в случае отсутствия каких-либо изделий на российском рынке допускается их приобретение за рубежом, что, в свою очередь, не влияет на возможность выплаты компенсации.

В случае самостоятельного приобретения изделий, рекомендованных в индивидуальной программе реабилитации, инвалиду выплачивается компенсация понесенных расходов, при этом размер компенсации ограничен стоимостью аналогичных изделий, отобранных на конкурсной основе для обеспечения. Срок предоставления компенсации составляет 30 дней с момента принятия решения о ее выплате, а время на принятие решения ограничено 30 днями с момента обращения инвалида. При этом стоимость изделий, приобретаемых инвалидами в розничной сети, может быть существенно выше стоимости изделий, отобранных на конкурсной основе. Анализ сведений о проведении торгов, имеющихся на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, выполненный авторами, позволил установить, что снижение стоимости изделий в ходе проведения торгов может достигать 50 % от начальной максимальной цены, определенной заказчиком в результате анализа рынка. В таких случаях затраты собственных средств инвалида при обеспечении изделиями могут быть очень существенны.