Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 Система реабилитации и защиты прав инвалидов
В настоящее время в Российской Федерации одной из наиболее активно поднимающихся задач в сфере реабилитации и абилитации инвалидов является формирование модели (а в перспективе - системы) эффективного межведомственного взаимодействия. Особое значение раскрытие данного направления имеет для Свердловской области, которая в 2017 году стала площадкой для проведения «Пилотного проекта» по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов (проект запущен Минтрудом России в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2027 годы). К 2018 году наш регион совместно с Пермским краем должны разработать и представить Минтруду России оптимальную модель межведомственного взаимодействия по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (в том числе детей-инвалидов), ранней помощи, непрерывности и преемственности реабилитационного процесса.
С 2019 года начнется федеральное софинансирование программ субъектов РФ по развитию реабилитационной структуры.
В этой связи Министр социальной политики Свердловской области А. В. Злоказов особым образом ставит вопрос об управлении межведомственным взаимодействием. «Наиболее оптимальным для региональной системы межведомственного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов является механизм управления по результатам - т.е. такая форма организации управленческих действий, при которой основной акцент делается на эффективную постановку целей и целенаправленное достижение результатов». С одной стороны, его принципами должны руководствоваться взаимодействующие субъекты при организации совместного решения социальных проблем в области комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. С другой -данное управление должно синтезировать в себя конкретные подходы и механизмы практики воплощения межведомственного взаимодействия.
В Свердловской области численность граждан, имеющих инвалидность, составляет более 300 тыс. человек (7% от численности населения), из них более 18 тыс. человек с категорией «ребенок-инвалид» (2% от численности детского населения). Минтрудом России в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2027 годы с 01 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», целью которой является формирование условий для создания новых подходов к реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны. Результаты реализации по итогу 2017 года позволяют говорить о существенных позитивных изменениях, происходящих на средовом уровне и в вопросах социальной защиты инвалидов.
Несмотря на очевидную значимость поставленной задачи по формированию системы межведомственного взаимодействия, большинство экспертов признает, что ее решение в настоящий момент сталкивается с рядом барьеров, лежащих как в сфере нормативного обеспечения, так и сложившихся реальных практик взаимодействия субъектов, вовлеченных в процессы реабилитации и абилитации инвалидов.
На выявление данных барьеров и формирование системы мер по их преодолению направлены усилия как органов исполнительной власти, так и организаций различной ведомственной принадлежности. С этой целью проводятся научно-практический конференции, регионы разрабатывают стратегические планы (Чувашия), региональные информационные системы (Красноярск) и другие формы повышения эффективности межведомстыенного взаимодействия. Так, в рамках научно-практической конференции «Совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России (22-23 июня 2017 г.) были подняты как научно-теоретические (оценка эффективности межведомственного взаимодействия при реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), совершенствование механизмов защиты информации при осуществлении межведомственного взаимодействия и др.), так и нормативно-правовые проблемы (межведомственные механизмы в обеспечении прав ребенка по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, совершенствования нормативно-правового регулирования комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и др.), а также изучен практикоориентированные проекты передовых регионов и организаций (опыт работы Ставропольского края по использованию информационных технологий с целью реализации ИПРА инвалида, опыт МГГЭУ по обучению, реабилитации и абилитации инвалидов с нарушениями ОДА в инклюзивной среде университета и т.п.).
В последнее десятилетие отношение российского общества и государства к инвалидам изменилось в лучшую сторону. Основополагающим международным документом, определяющим политику Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, является Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.), ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году. Но существует еще очень много проблем и противоречий в процессе государственного обеспечения эффективной социальной политики в отношении инвалидов, для определения которых актуальным является проведение эмпирических социологических исследований. Особенно это касается организации межведомственного взаимодействия учреждений, занимающихся комплексной реабилитацией инвалидов. В тоже время нашей стране существует опыт успешного межведомственного взаимодействия в
социальной работе с детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Примером успешного межведомственного взаимодействия в Свердловской области является «Областной центр реабилитации инвалидов» (ОЦРИ), который демонстрирует возможности организации многопрофильного центра комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, и одновременно выступает координатором межведомственного взаимодействия между учреждениями разной ведомственной подчиненности. В ноябре 2017 г. по инициативе ОЦРИ было проведено исследование с целью выявления существующих проблем и разработки рекомендаций по совершенствованию межведомственного взаимодействия в процессе реализации комплексного подхода к реабилитации и абилитации инвалидов. Организатором проекта выступал Центр Социальных технологий «Оптима». В 7 дискуссионных фокус-группах и 5 экспертных интервью приняли участие 62 эксперта, представляющих основные категории субъектов, включенных в межведомственное взаимодействие: представители Министерств Свердловской области, руководители НКО, занимающихся реабилитацией взрослых и детей с инвалидностью, руководители общественных организаций, руководители учреждений, участвующих в «Пилотном проекте» по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов (в городах Каменск-Уральский и Полевской).
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в контрольной редакции) определяет основные направления реабилитации инвалидов. К ним относятся: 1) медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; 2) профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация; 3) социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация; 4) социально-бытовая адаптация; 5) физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Следовательно, прежде всего необходимо отметить, что межведомственное взаимодействие рассматривается экспертами не только как механизм координации деятельности различных ведомств и учреждений, но и как основа эффективной комплексной реабилитации, как механизм обеспечения системности во взаимодействии различных видов реабилитации.
1
В целом, «Пилотный проект», реализуемый в Свердловской области, оценивается экспертами как важный шаг к решению разными ведомствами единой задачи -реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья с целью включения их в социум и обеспечения максимально возможной самореализации этих людей в жизни. Эксперты отметили, что особое внимание сейчас нужно уделять реабилитации детей - чем раньше мы начнем оказывать помощь ребенку, тем эффективнее будет его реабилитация - как его здоровья, так и его социализации. Это связано с общей государственной политикой по поддержке семей с детьми-инвалидами. Информанты во всех группах считают актуальным отказ от «чисто медицинского» подхода к процессу реабилитации инвалидов (как процессу восстановления здоровья) и указывают на необходимость делать акцент на социальной и профессиональной реабилитации как способах снятия ограничений жизнедеятельности, восстановления социальных связей и социального статуса людей с инвалидностью.
Вместе с тем эксперты считают актуальными ряд проблем, без решения которых (выработке мер и согласования шагов по их решению) невозможно ожидать перехода на качественно новый уровень в межведомственном взаимодействии.
1. Организационные проблемы. Одной из актуальных проблем является межведомственное взаимодействие медицинских и иных организаций и ФГУ МСЭ. В условиях регламентированных административных процедур для качественного предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы существенно повышается значимость вопросов конструктивного взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и других субъектов реабилитационного процесса, в том числе самих инвалидов. Основным документом, который должен помочь реализовать комплексный подход к реабилитации и абилитации на уровне самого инвалида является ИПРА (до 2016 года аналогичный документ назывался ИПР). В данный момент ИПРА (по мнению представителей не только инвалидов, но и работников реабилитационных организаций Свердловской области) не выполняет этой роли. ИПРА выдается МСЭ, и основу этой экспертной комиссии составляют медики, которые зачастую не имеют соответствующих компетенций в области социальной, профессиональной и психологической реабилитации. Низкая информированность и недостаточная квалификация специалистов, принимающих решения по ИПРА, является «стоп-фактором» для получения услуг по немедицинским видам реабилитации и абилитации инвалидов. Сотрудники реабилитационных организаций различного ведомственного подчинения не участвуют в формировании ИПРА, а включаются только на этапе исполнения.
С другой стороны, от самих инвалидов реализация ИПРА требует значительных усилий по сбору документов, поиску информации и контролю правильности заполнения документов. При этом если родители ее не оформят, то не смогут обучать ребенка в профильной школе. Несмотря на это, по оценкам экспертов, около 40 % родителей пишут отказ от исполнения ИПРА. Для инвалидов взрослых процедура получения ИПРА носит заявительный характер (например, для получения пенсии нет необходимости иметь ИПРА, но получить статус безработного без ИПРА нельзя). В результате огромная часть инвалидов остается за рамками официальной программы реабилитации и абилитации.
Также важно, по мнению информантов, что ИПРА не является финансовым документом, не дает гарантий, что инвалид пройдет реабилитацию в полном объеме и там, где качество предоставления услуг наиболее приемлемое. Государственные услуги, прописанные в ИПРА, предоставляются бесплатно, но согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». На практике самостоятельно выбрать реабилитационные услуги, предоставляемые негосударственными организациями, и получить компенсацию их стоимости достаточно проблематично, как считают представители общественных организаций инвалидов. ИПРА разрабатывается без достаточной информации об инвалиде, нет индивидуального подхода.
Но основной недостаток ИПРА в том, что этот документ недостаточно учитывает факторы социальной реабилитации. ИПРА создает проблему трудоустройства, когда врач-реабилитолог решает, где может работать или учиться инвалид, что сужает диапазон выбора инвалидом сферы профессиональной деятельности. Нет специалистов, которые могли бы объективно оценить факторы, определяющие профессиональную реабилитацию. В ИПР прописывалось, какие виды труда показаны, какие противопоказаны. В новой ИПРА прописана только степень ограничений по трудоустройству. Большое число документов по расшифровке данных степеней мешает центру занятости и работодателям иметь однозначно трактуемую систему ориентиров при трудоустройстве инвалида.
В этой ситуации инвалидам очень нужна социально-правовая реабилитация, юридическая помощь и услуги.
Была поднята проблема субъекта, который должен контролировать прохождение реабилитационного маршрута, отвечать за его выполнение. Единой точки зрения у экспертного сообщества нет, в основном были высказаны следующие мнения по поводу определения «ключевой» организации: