Файл: Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования и науки Липецкой области
Государственное (областное) бюджетное учреждение
Центр развития семейных форм устройства, социализации детей,
оставшихся без попечения родителей,
и профилактики социального сиротства «СемьЯ»
ПРОФИЛАКТИКА
БУЛЛИНГА, СКУЛШУТИНГА И КИБЕРАДДИКЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Методические рекомендации
Липецк – 2020

2
ББК 88.8
Д72
Методические рекомендации по профилактике буллинга, скулшутинга и кибераддикции в образовательных организациях / авт-сост. Драганова О.А.,
Болдырева О.А. – Липецк: Изд-во «Открытый мир», 2020. – 20 стр.
Авторы составители:
Драганова О.А. – директор Г(О)БУ Центра «СемьЯ», кандидат психологических наук, доцент;
Болдырева О.А. – начальник отдела консультирования, диагностики и коррекции Г(О)БУ Центра «СемьЯ»
В методических рекомендациях представлены понятия буллинга, скулшутинга, кибераддикции, методы их профилактики, способы их распознания и действия в случае выявления.
Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов образовательных организаций, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; могут быть полезны родителям обкчающихся.
Липецк, Г(О)БУ Центр «СемьЯ», 2020

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
Что такое буллинг?..................................................................................................4
Профилактика буллинга…………………………………………………………..5
Что такое скулшутинг?............................................................................................ 8
Профилактика скулшутинга.
На что следует обратить внимание………………………….………………………………………………..8
Выявление случаев буллинга……………………………………………………..9
Реагирование на случаи насилия………………………………………………..10
Рекомендации родителям по профилактике кибераддикции………………….16
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......….....18

4
В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды. Всё чаще звучат такие понятия, как буллинг, скулшутинг. Что это такое, как предотвратить данные явления и что делать, если
Вы уже столкнулись с этой проблемой?
Что такое буллинг?
Буллинг является разновидностью насилия. Буллинг – это использование преимуществ в силе, чтобы причинить физический, эмоциональный или интеллектуальный вред, это сознательное, продолжительное насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен себя защитить. Причиной такого поведения является возможность самоутвердиться за счет кого-то и таким образом буллер заслуживает себе всеобщий авторитет.
Самым распространенным и актуальным на сегодняшний день является
кибербуллинг – это термин, относящийся к множеству форм преследования с использованием цифровых технологий, унижение с помощью мобильных телефонов, интернета, иных электронных устройств.
Школьный буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе.
Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство тем, что школа – это универсальная «арена» для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных эмоций. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне
«лидер-изгой». Буллинг в школе проявляется через различные формы физических или психических унижений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших; для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство; для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства.
Буллеры применяют силу сознательно, оставаясь эмоционально спокойными и равнодушными, при этом они часто не встречают сопротивления, поскольку дети, которые чаще других подвергаются буллингу, отличаются низкой самооценкой, склонностью уклоняться от конфликтов, пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы, часто тревожны, часто не имеют ни одного близкого друга.


5
Можно выделить некоторые особенности буллинга. Во-первых, буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц.
Во-вторых, буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью. В-третьих, буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство. В-четвертых, буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит. В-пятых, буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Профилактика буллинга
Школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике негативных явлений среди учащихся. С целью повышения эффективности работы по предупреждению ситуации буллинга в образовательной организации следует планировать и осуществлять работу, учитывая следующие принципы:
1. Принцип взаимодействия. Для осуществления эффективной помощи работа строится на совместном планировании и взаимодействии специалистов образовательного учреждения.
2.
Принцип системности.
Предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработке индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развития.
3. Принцип лонгитюдности. Необходимым условием является изучение динамики, и оценка эффективности проведенной работы.
С целью профилактики буллинга в любой образовательной организации должна быть реализована профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на:
‒ снижение агрессивных и враждебных реакций;
‒ оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
‒ формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
‒ развитие толерантности, эмпатии.
Профилактическая программа по предотвращению школьного буллинга должна осуществляться на протяжении всего периода обучения.
Профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще. План мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя:


6

совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным;

классные часы;

беседы психолога с детьми;

создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями;

общешкольные квесты, конкурсы, выставки достижений и т. д.;

мероприятия, способствующие сплочению детей;

участие в благотворительных акциях;

чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;

просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;

написание сочинений, эссе, изложений с элементами сочинения;

театрализованные постановки;

психологические тренинги, ролевые игры.
Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.
Когда мы говорим о методах профилактики буллинга в образовательном учреждении, то стоит в первую очередь учитывать возраст детей.
Понятно, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она будет проводиться, отличается по своему содержанию. То есть, занятие по профилактике буллинга с обучающимися младших классов не тождественно аналогичному уроку в среднем учебном звене. Например, на классном часе по профилактике буллинга в школе можно показать презентацию или социальный ролик на тему травли и затем обсудить его с детьми. При этом с учениками начальной школы можно посмотреть мультфильм (подойдут «Гадкий утенок» или «Дамбо»), а для подростков больше подойдет кинофильм (например,
«Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика»). Или, скажем, игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков, при условии их правильного выбора будут интересны не только младшеклассникам, но и подросткам.
Несмотря на все усилия, педагогам не справиться с проблемой травли в одиночку – необходима помощь мам и пап учеников. Желательно всех, но в первую очередь это должны быть родители агрессоров и жертв. Особенно результативно привлекать родителей к профилактике буллинга в начальной

7 школе. Во-первых, именно они первыми могут заметить, что с ребенком что-то не так. Во-вторых, дети в этом возрасте очень доверяют мнению мамы и папы и пока еще считают его самым авторитетным. Тогда как подростки более склонны к откровенности с друзьями и именно к их советам больше прислушиваются.
Однако когда мы говорим о профилактике буллинга в подростковой среде, становится ясно, что и здесь не обойтись без помощи родителей. Невзирая на собственный нигилизм (подчас напускной), тинейджеры в глубине души продолжают прислушиваться к мнению значимых взрослых и ждут их оценки тех или иных действий. Поэтому родителям проще, чем кому бы то ни было, объяснить своим детям, что в случае с травлей нельзя оставаться в стороне. Но для этого и сами мамы и папы должны придерживаться подобного мнения.
Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:

родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;

индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;

тренинги;

консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.
Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте.
Она должна отвечать на вопросы:

что делать, если ребенка травят;

как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);

что делать, если ребенок – зачинщик.
Есть взрослые (родители агрессоров и наблюдателей), которые из эгоизма, черствости или трусости выбирают равнодушное отношение к ситуации и не пытаются ее изменить. Необходимо донести до таких мам и пап, что позиция
«Моя хата с краю» здесь опасна хотя бы потому, что профилактика скулшутинга и буллинга идут рука об руку и однажды может случиться так, что не поздоровится именно их ребенку. В новостях то и дело мелькают сюжеты о том, как доведенный до отчаяния подросток расправляется с обидчиками, а попутно и с невиновными людьми, которые случайно оказались рядом, то есть о скулшутинге.


8
Что такое скулшутинг?
Скулшутинг
(англ. school shooting — стрельба в школе)
– это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.
Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить:
 отсутствие внимания родителей к ребенку;
 ссоры с членами семьи;
 трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
 буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;
 смерть родственников и друзей;
 доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;
 интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».
К внутренним факторам следует отнести:
 депрессивное состояние ребенка;
 внушаемость и ведомость ребенка;
 психические отклонения у ребенка.
Профилактика скулшутинга.
На что следует обратить внимание
Внутрисемейные отношения
Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

Проявление подростком агрессии
В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и

9 предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
Специфика отношений со сверстниками
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища
«свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Важно помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Психологические травмы
Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности.
Психическое здоровье
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг.
К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
Самое важное – контакт с ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!
Выявление случаев буллинга
В силу разных причин многие ученики не сообщают о пережитом насилии или продолжающемся буллинге. Поэтому важную роль в выявлении фактов насилия играет наблюдательность педагогов и других сотрудников образовательного учреждения, их внимательное отношение к ученикам и способность вовремя заметить симптомы неблагополучия в их поведении и


10 настроении. Важно не оставлять без внимания ни одного сообщения о насилии – это имеет принципиальное значение для искоренения насилия из жизни образовательного учреждения и сохранения в нем положительного социально- психологического климата.
Раннему выявлению признаков буллинга способствуют социометрические измерения – диагностика межличностных и межгрупповых отношений, изучение психологического климата, по результатам которых можно обнаружить проблемные взаимоотношения, конфликтные ситуации в самом начале их формирования и своевременно их разрешить.
Кроме того, периодическое изучение социально- психологического климата (проводимое при обязательном соблюдении принципов добровольности, конфиденциальности и анонимности) позволяет оценивать эффективность профилактики и мер реагирования на случаи насилия. Подобные исследования не должны упускать вопросы, связанные с насилием и дискриминацией на гендерной почве и сексуальным насилием – наиболее трудновыявляемыми видами насилия. Периодическое изучение социально- психологического климата позволяет оценивать эффективность профилактики и мер реагирования на случаи насилия.
Реагирование на случаи насилия
Прекращение насилия
Став свидетелем издевательства, драки или узнав о них, работники образовательного учреждения должны немедленно вмешаться, при необходимости – призвать на помощь охранников или коллег. Главная задача – разнять стороны, прекратить насилие и, если нужно, оказать первую помощь пострадавшим. Так же должны поступить и учащиеся – немедленно сообщить взрослым, призвать участников прекратить насилие, разнять дерущихся, если это не угрожает их безопасности.
Оказание первой помощи
До прибытия медицинского работника образовательного учреждения или при его отсутствии первую помощь пострадавшему оказывает любой работник образовательного учреждения, который при обнаружении (или подозрении на наличие) у пострадавшего травм и повреждений вызывает скорую медицинскую помощь и незамедлительно информирует о происшествии родителей.
Информирование о случае
Об инциденте необходимо проинформировать классного руководителя
(классных руководителей) участников конфликта, ответственного заместителя директора, директора образовательного учреждения, а в их отсутствие –

11 дежурного администратора. В зависимости от ситуации, характера и последствий случая директор образовательного учреждения информирует о нем вышестоящий орган управления образованием, правоохранительные органы и местную администрацию.
Разбор и регистрация случая
Сразу же после инцидента следует поговорить по отдельности с пострадавшими, обидчиками и свидетелями. Такую беседу, как правило, проводит классный руководитель, при необходимости и возможности в ней участвует психолог образовательного учреждения. Если выявлены ранее произошедший случай насилия или регулярные издевательства, то первую беседу следует провести с пострадавшим, и лучше всего, если это сделает педагог, которому пострадавший доверяет. Затем надо поговорить с обидчиком и свидетелями. На этом этапе важно разобраться в случае, чтобы определить дальнейшую тактику работы с его участниками. Разбор случая предполагает установление:
• реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий;
• длительности и повторяемости этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия или систематические издевательства);
• характера действий и обстоятельств, при которых они происходили; • участников действий (пострадавший, обидчик, активные последователи, свидетели, защитники);
• состояния пострадавшего;
• мотивации совершения насильственных действий, проявлений дискриминации;
• отношения свидетелей к происходящему, пострадавшему и обидчику;
• динамики происходящего, возможных последствий насилия для всех его участников и вероятной модели развития ситуации.
В ходе разбора случая может потребоваться беседа с родителями участников.
При столкновении со случаями насилия главная задача всего персонала образовательного учреждения
(административного, педагогического, вспомогательного, технического) – снижение его последствий для участников конфликтной ситуации, в первую очередь, для пострадавшего. Поэтому не следует предавать случай насилия огласке среди других учеников и родителей, чтобы не нанести дополнительную психологическую травму пострадавшему и не вызвать панику в детском и родительском сообществе. Если же о случае стало широко известно в школе, то представителю администрации или классному руководителю необходимо сделать сообщение о сути конфликта и принятых мерах, чтобы пресечь распространение слухов и продемонстрировать решимость не оставлять его без внимания. Подобное сообщение будет способствовать урегулированию конфликта и восстановлению здорового микроклимата в