Файл: Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 образовательном учреждении. Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные ситуации воспитательные и дисциплинарные меры. Решение о принятии воспитательных мер принимает классный руководитель, при необходимости он консультируется с психологом, социальным педагогом, другими преподавателями и руководством. Меры дисциплинарного воздействия определяет директор образовательного учреждения с учетом мнения классного руководителя, психолога, социального педагога.
Помощь пострадавшему
В первую очередь, помощь и поддержка требуется учащемуся, пострадавшему от насилия. Сразу же после инцидента классный руководитель (в его отсутствие другой учитель или психолог) должен поговорить с пострадавшим, успокоить его, заверить в полной поддержке, обозначить свою (и образовательного учреждения в целом) позицию по неприятию насилия и договориться о времени беседы. Если обстоятельства позволяют, то беседа может состояться сразу же. Проходить она должна без посторонних лиц и без спешки, чтобы пострадавший мог выговориться. Учитель должен быть готов к эмоциональным реакциям пострадавшего (чувству стыда, обиды, гнева, вины) и постараться выяснить обстоятельства и суть произошедшего.
Пострадавший может стесняться тех унижений и издевательств, которые ему пришлось претерпеть, и винить себя за то, что случилось. Чтобы не способствовать появлению или усугублению чувства вины, у пострадавшего нельзя спрашивать, за что его обидели, что он сделал обидчику, чтобы спровоцировать насилие. Очень часто дети, ставшие жертвой насилия, начинают обвинять себя в случившемся и даже оправдывать обидчиков. Избавиться от комплекса вины ребенку поможет ощущение безусловной поддержки и принятия со стороны педагогов. Важно также объяснить учащемуся, который рассказал об издевательствах над собой, что он не «предатель», не «стукач», что это нормально – обращаться за помощью, когда нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно. Учителю следует проявлять деликатность и тактичность и не давить на учащегося, требуя всех деталей произошедшего. Однако необходимо убедиться в правдивости рассказа, для чего можно задавать уточняющие вопросы. Важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, а учащийся чувствовал, что ему доверяют. Возможно, потребуется несколько бесед, пока учащийся сможет полностью довериться учителю или психологу и рассказать обо всех обстоятельствах произошедшего.
Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять


13 в отношении участников адекватные ситуации воспитательные и дисциплинарные меры. Если пострадавший почувствует, что ему не верят, он может ничего не рассказать и даже отказаться от ранее сказанного. Ученик должен быть уверен, что его показания не усугубят его положения, не станут причиной еще больших издевательств со стороны обидчиков. Учитель, которому признался пострадавший, должен предпринять все меры предосторожности, чтобы не раскрыть источник информации. Необходимо попросить пострадавшего предложить свои пути разрешения ситуации, узнать, в курсе ли происходящего родители, какую поддержку они могут оказать. Нужно вместе спланировать стратегию поведения пострадавшего по отношению к обидчику
(обидчикам) и остальным ученикам в классе (группе) и в школе. В конце беседы надо договориться о следующей встрече, а после – поддерживать постоянный контакт вплоть до полного разрешения ситуации и стабильного прекращения издевательств. Если в образовательном учреждении есть психолог, нужно, чтобы он побеседовал с пострадавшим. Успешной реинтеграции пострадавшего в ученический коллектив способствуют тренинги по развитию навыков общения, личностному росту, повышению самооценки и сопротивлению давлению. Серию подобных тренингов можно провести для всего класса (группы) после того, как завершится острая фаза конфликта. Пережитое насилие может отразиться на успеваемости учащегося. Этот обстоятельство необходимо учитывать, чтобы адаптировать требования учителей к успеваемости пострадавшего в период его реабилитации.
Работа с обидчиком
После разговора с пострадавшим классному руководителю следует поговорить с обидчиком. Если их несколько, то необходимо побеседовать с каждым по очереди так, чтобы они не имели возможности общаться друг с другом и выстроить групповую защиту. После этого нужно побеседовать со всеми обидчиками вместе. Очень важно воздержаться от спонтанных обвинений и угроз до того, как обидчик изложит свое видение ситуации. В противном случае он может отказаться что-либо говорить или начнет агрессивно защищаться, обвиняя во всем пострадавшего и другие обстоятельства. Если обидчик не пойман в момент совершения насильственных действий или издевательств, он может не признаваться в содеянном. Чтобы избежать препирательств, учителю следует спокойно, но уверенно заявить, что факт его участия установлен и не вызывает сомнения, что есть достаточно очевидцев среди сотрудников образовательного учреждения (ссылаться на сообщения других учеников нежелательно). Задача учителя при первой беседе с обидчиком
– узнать, как он воспринимает инцидент, как описывает и объясняет свое поведение и его мотивы. Во время беседы важно поддерживать зрительный контакт и внимательно следить за реакциями обидчика. Это поможет понять, какие цели в действительности преследует обидчик, чтобы соответствующим образом выстроить дальнейшую работу с ним. Задавая уточняющие вопросы или обсуждая произошедшее, следует сконцентрироваться не на личностях


14 пострадавшего и обидчика, а на насильственных действиях (независимо от того, кто их совершил и по какой причине) и твердо заявить о недопустимости издевательств, применения силы и психологического давления. Попытки обидчика отрицать свое участие или манипулировать, представляя свои действия как защиту от пострадавшего, вынужденную реакцию на его провокации, необходимо вежливо пресечь, указав на непропорциональность примененной силы или издевательств тому поводу, который, возможно, подавал пострадавший. Разговор не должен скатиться в выяснение того, кто виноват.
Беспристрастность и непредвзятость учителя помогут обидчику убедиться, что предмет обсуждения – не поиск виновного, а действия, связанные с насилием, и именно эти действия могут повлечь применение к нему воспитательных и дисциплинарных мер. Если обидчик или обидчики признают неадекватность своих действий и проявляют готовность к сотрудничеству, то разговор может завершиться их обещанием прекратить травлю и пресекать подобные действия со стороны других учеников. Следует обсудить, как обидчики объяснят своим друзьям, другим учащимся изменение своего поведения и при этом «сохранят лицо». Учитель должен предупредить, что родители обидчиков будут проинформированы о случившемся, а сами обидчики будут находиться под пристальным вниманием взрослых. Через некоторое время (примерно через неделю или раньше) должна состояться следующая беседа, чтобы ученики понимали, что их поведение отслеживается и учителя держат ситуацию под контролем. Во многих случаях ситуация с издевательствами себя исчерпывает, когда обидчик (обидчики) и пострадавший (пострадавшие) встречаются в присутствии учителя. Такая встреча дает возможность закрепить примирение. В некоторых ситуациях потребность обидчика доминировать может быть реализована путем его «переквалификации» в защитника более слабых и младших учеников. Однако делегировать обидчику или группе обидчиков полномочия по поддержанию дисциплины нужно с большой осторожностью, чтобы это не обернулось институционализацией обидчика в роли
«суперзащитника» и чтобы группа не стала бандой, терроризирующей всю школу. Следует учесть, что многие обидчики, особенно среднего и старшего подросткового возраста, не просто совершают отдельные насильственные действия из-за вспыльчивости характера или в целях самозащиты, а систематически подвергают травле и издевательствам других учащихся вполне осознанно и преднамеренно. Более того, они выбирают изощренные методы унижения и изоляции своей жертвы, запугивают своей жестокостью свидетелей, парализуют волю остальных учеников к сопротивлению. В работе с такими обидчиками «чтение нотаций», увещевания, призывы к совести и представлению себя на месте пострадавшего – не лучшая тактика. Предупреждение о применении дисциплинарных мер (вызов родителей в школу, беседа с директором школы, обсуждение на совете школы, замечание, выговор, постановка на внутришкольный учет, временный перевод в другой класс
(группу), сообщение в полицию, отчисление из образовательного учреждения) может оказаться более действенным способом прекращения издевательств.


15
Однако это не исключает, а предполагает длительную работу с обидчиками по устранению тех глубинных причин, которые спровоцировали их поведение. Как и пострадавшим от насилия, обидчикам тоже может потребоваться помощь психолога; для выявления причин агрессивного поведения и его коррекции им может быть предложена (по согласованию с родителями) психологическая диагностика, серия индивидуальных психологических консультаций и групповых тренингов.
Работа со свидетелями
Часто насилие совершается именно при свидетелях – обидчику нужны зрители, чтобы показать себя, закрепить свой статус главного в группе. Поэтому задача классного руководителя или психолога – изменить отношение к насилию свидетелей – тех, кто с азартом (или страхом оказаться на месте пострадавшего) наблюдает над издевательствами, поддерживает обидчика или делает вид, что ничего не происходит. Многие дети не воспринимают свои собственные действия или действия других в отношении пострадавшего как насилие. Когда они наблюдают за тем, как кто-то обзывает, толкает, трясет, прижимает к стенке другого ученика или отбирает у него вещи и начинает их бросать по кругу, пинать или прятать, они могут относиться к этому как к игре, развлечению, шутке. Задача учителя – четко, категорично, без нравоучения и безотносительно к личности обижаемого обозначить, что такие действия являются издевательствами и травлей и что они недопустимы. Предвосхищая или в ответ на оправдания свидетелей, учитель может сказать, что личностные особенности
(физические недостатки, невысокие интеллектуальные способности, плохой характер, «никому не нравится», «ко всем пристает», «из-за него проиграли в игре» и другие) не могут быть причиной и оправданием издевательств и травли.
Попытки искать виноватого должны быть пресечены, поскольку задача учителя и всех участников насилия – его прекращение и восстановление нормальных здоровых отношений в классе (группе). Учитель может попросить свидетелей представить себя на месте человека (но не конкретного обижаемого, которого, скорее всего, в классе (группе) недолюбливают), который подвергается издевательствам, и попросить описать, какие чувства они при этом испытывают.
После того, как все подтвердят, что им бы не хотелось оказаться в роли обижаемого, учитель может предложить закрепить это подписанием правил класса (группы), касающихся недопустимости насилия.
Завершение случая
Случай с проявлением насилия может считаться завершенным после того, как всем его участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные и при необходимости дисциплинарные меры, обстановка в классе (группе) нормализовалась и повторных проявлений насилия со стороны обидчиков (или других лиц в отношении пострадавшего или других учащихся) не наблюдается в течение 3–4 недель.


16
Рекомендации родителям по
профилактике кибераддикции
Кибераддикция – это зависимость от компьютерных игр. Особенно опасна тем, что на почве компьютерных игр совершаются преступления, причем с особой жестокостью. Группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки в возрасте 10–17 лет. В России преступления из-за компьютерных игр совершаются в основном на фоне психического расстройства, сопровождающегося внезапно возникшей агрессией.
Исследователи установили, что подростки, которые слишком увлекаются
Интернетом, более склонны к агрессии и асоциальному поведению.
Наблюдаются серьѐзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность, наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.
Вышесказанное обосновывает актуальность профилактики компьютерной игровой зависимости, особенно в подростковом возрасте.
Родителям рекомендуется использовать следующие стратегии для профилактики развития кибераддикции:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней и игра не заменит общения.