Файл: 1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Японская система планирования. Первоначальной целью планирования в Японии было послевоенное восстановление. Позднее Индикативное планирование используется в процессе интеграции национальной экономики мирового хозяйства. Вопросами планирования и прогнозирования занимаются экономический совет при правительстве, управление экономического планирования (УЭП), министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), управление по науки и технологии (УНТ). В Японии разрабатывается 5-летние планы и программы, которые носят индикативный характер. Опираясь на рекомендации данных планов, каждая крупная корпорация разрабатывает свою стратегию развития. При возникновении разногласий УЭП проводит широкие консультации и при необходимости корректирует планы. Такая модель называется адаптивной.

В Японии используется особый инструмент государственного регулирования - административное руководство (неформальное принуждение) - непредусмотренное законом действие гос. органов, направленных на стимулирование или сдерживание активности частных экономических субъектов. Это объясняется особыми социально-психологическими установками японской нации, такими как коллективизм и абсолютный авторитет гос-ва. Центральное место в системе разработки планов занимает УЭП, который возглавляет ген. директор в ранге гос. министра.

Основные задачи УЭП:

    • Организация процесса разработки планов и прогнозов

    • Постоянный мониторинг выполнения планов

    • Координация действия всех экономических субъектов в сфере планирования

Специфика японской системы планирования служит наличие консультативных советов. Их задача - подготовка рекомендаций и концепций развития по всем областям жизни общества. В состав советов входят специалисты в данной области, гос. чиновники, представители деловых кругов, профсоюзов и т.д.

В настоящее время действует более 200 консультативных советов при различных учреждениях государственной власти. Разветвленные структуры советов позволяют гос. органам учитывать менее широкого круга специалистов и представителей различных соц. групп до принятия решений, что уменьшает вероятность профессиональных ошибок и возникновения социального недовольства. В области макроэкономического планирования наибольшее значение имеет экономический совет при премьер-министре и консультативный совет по проблемам экономическим структурам при МВТП


Опыт макроэкономического планирования и прогнозирования в США. Модель в США отличается высоким уровнем экономического либерализма. Здесь господствует точка зрения, что вмешательство государства в экономику должно быть минимизированное. Отсутсвует система макроэкономических планов, нет специализированных гос. органов планирования. Однако прогнозирование в США является достаточно развитой сферой регулирования экономики. Начало процессов использования инструментов планирования и прогнозирования положил кризис 30-х годов 20 века (Великая депрессия). Первоначально прогнозы охватывали фискальную и монетарную политику и описывали прогнозы национальной экономики. С середины 70-х годов 20 века в хозяйственной практики США стали использоваться модели прогнозирования, описывающие несколько взаимосвязанных экономик. А в дальнейшем прогнозы всего мирового хозяйства. Прогнозные работы осуществляются специализированными государственными учреждениями, независимыми научными организациями, специальными частными прогнозными фирмами, аналитическими структурами крупных корпораций. Появляется даже термин ПРОГНОЗНАЯ ИНДУСТРИЯ. На макроэкономическом уровне существует специализированный орган - СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ. Его функции:

    1. Аккумулирование и анализ экономической информации

    1. Экспертная оценка макроэкономических программ и прогнозов

    2. Проведение специализированных исследований по заказу президента и правительства

    3. Консультации по вопросам социально-экономического прогнозирования высших должностных лиц

В сфере денежной политики важную роль играет совет управляющих федеральной резервной системы (ФРС).

В сфере бюджетного планирования особая роль административно-бюджетного управления администрации президента США

На основе макроэкономического прогнозирования разрабатываются стратегические планы. В первую очередь в сфере научно-технической политики. Сфера прогнозирования и планирования США, которая в большинстве других стран регулируется государством здесь превратилось в отрасли коммерческой деятельности

Система планирования в КНР. Развитие систем планирования в Китае связана с реформами экономической системы страны, которая предполагала переход от директивно-плановой экономики к рыночно-регулируемой. Процесс реформирования базировался на территориально-отраслевом принципе, то есть реформирование начиналось в отдельных регионах и лишь потом постепенно распространялось на всю страну. Отраслевой принцип предполагает, что экономические преобразования начинались в сельском хозяйстве, в малом бизнесе, экспортно-ориентированных отраслях.

Особенностью китайской модели стало использование прибрежных свободных экономических зон, в которых концентрировались экспортно-ориентированные отрасли. Эти зоны имели особый правовой статус, льготную систему налогообложения, возможности свободного ввоза и вывоза капитала, льготно-таможенный режим. В экономике формируются 2 основные формы планирования.

К 1 группе относятся предприятия государственного сектора, книг применяются элементы директивного планирования.

К большинству предприятий используют косвенные индикативные рычаги регулирования. Несмотря на проводимые реформы основные инструменты остаются в руках государства. Руководство плановой работы осуществляет Государственный Совет - высший государственный исполнительный орган. Свою политику он осуществляет через государственный плановый комитет (ГОСПЛАН). ГОССОВЕТ разрабатывает контрольные цифры, а региональные и отраслевые органы управления представляют свои проекты планов. На основе этих документов ГОСПЛАН разрабатывает макроэкономический план развития страны, однако даже одобренный план не является директивой. Используя контрольные цифры каждый регион и министерства на его основе разрабатывает собственные планы, в которых могут быть предусмотрены специфические пути и темпы достижения утверждённых контрольных цифр
Становление современной модели макроэкономического планирования и прогнозирования в РФ


  1. Первый опыт формирования рыночной модели макроэкономического планирования и прогнозирования

  2. Совершенствование основ современной модели стратегического планирования в РФ

  3. Проблемы и пути совершенствования системы макроэкономического планирования в РФ


1.Первый опыт формирования рыночной модели макроэкономического планирования и прогнозирования
После кризиса директивной модели планирования на рубеже 80-90-х годов 20 века и распада СССР , экономика России вступила в период радикальных и болезненных преобразований

В эти годы противопоставляются плановые и рыночные методы регулирования . Целью преобразований объявляется быстрый переход к рыночной экономике. Естественно что плановые механизмы рассматривались как устаревшая форма хозяйствования.


Первая попытка создать новую систему макроэкономического планирования предпринята только в рамках в ФЗ номер 115 о государственном программировании и программах социально-экономического развития РФ от 20 июля 1995 года

В данном документе давалось определение государственного прогнозирования концепции и программ социально-экономического развития РФ , определялись их цели и содержание, а так же общий порядок разработки указанный прогнозов и программ.

Однако данный закон оказал минимальное воздействие на реальные хозяйственные процессы . Основной упор был сделан на прогнозирование . Вопросы планирования рассматривались в минимальной степени . Отсутствовали взаимная увязка национального , регионального и местных уровней прогнозирования и программирования , не разработана система инструментов государственного регулирования, полномочия различных органов власти.

Достаточно часто требования закона не выполнялись или выполнялись частично. Фактически государство отказалось от попыток целенаправленного воздействия на экономическое развитие , сосредоточив внимание ,на программах приватизации финансовой стабилизации , формирования основных институтов рыночной экономики.

В экономической науке продолжалась дискуссия о ролях государства в социально-экономических преобразованиях. Представители либеральной экономической школы (Ясин и тд) выступали с требованием отказа от использования мер макроэкономического планирования объясняя это особенностями постиндустриального этапа развития общества и соотвественно неопределенностью планов и прогнозов

Макроэкономическое планирование по мнению данных ученых только искажает здоровые рыночные импульсы

С другой стороны сторонники активной роли государства (глазов, Гринберг и тд) основываясь на негативных последствия реформ выступали за формирование механизма национального планирования. Не смотря на продолжающуюся дискуссию в экономической науке, в хозяйственной практике 2000 годов начинают развиваться элементы государственной промышленной политики прогнозирования и программирования. Существовали объективные причины этого. Связано с окончанием восстановительного периода и необходимостью формировать цели дальнейшего развития . Начинается пусть и не системная разработка прогнозных и плановых документов представленных в ФЗ №115. Большую популярность получает практика разработки федеральных целевых программ(ФЦП). Предполагалось что ФЦП позволить увязать по ресурсам , исполнителям и срокам осуществления весь комплекс мероприятий . В августе 2010 постановлением правительства вводится новая система плановых документов «государственная программа РФ». Государственные программы включали в себя федеральные целевые программы, ведомственные и региональные программы соответствующей направленности. С 2005 года по инициативе президента РФ вводятся национальные проекты. Как правило они использовались в сфере развития социальных отраслей (здравоохранения, образования , ЖКХ и тд). Сначала 2000 годов начинается разработка долгосрочных стратегий развития определенных секторов и сфер экономики.

В 2003 году утверждается энергетическая стратегия России до 2020 года . На основе данной стратегии произошла реструктуризация рао ес России , став первым и наиболее последовательным опытом, планового реформирования отраслей естественной монополии на рыночных принципах. Широко начинает использоваться ведомственные и межведомственные стратегии развития . Стратегия развития науки и инновации в РФ , внешнеэкономическая стратегия страны , стратегия развития авиационного развития . Достаточно часто разработки стратегий предшествовало утверждением указа президента РФ , основ политики РФ в определенных сферах. Данные документы содержали наиболее общие цели и задачи , получая конкретизацию в последующих концепциях ,стратегиях и программах.

Начинается активная разработки программ определенных отраслей в рамках государственной промышленной политик. Наибольшую известность получила программа промышленной сборки в автомобилестроении. Федеральные власти начинают стимулировать процесс разработки планов на уровне отдельных регионов и муниципалитетов . Усиливается контроль плановой деятельности предприятий государственного сектора. Особое место занимает процесс становления и совершенствования бюджетного планирования. Данная практика получает развитие с вступления в силу в 2000 году бюджетного кодекса РФ. В кодексе определялись основные принципы финансового планирования с бюджетными ограничениями , закреплялась казначейское обслуживание федерального бюджета , вводились четкие правила финансовой поддержки субъектов РФ .
В 2004 году принимается концепция реформирования бюджетного процесса в рф. Данный документ положил начало внедрению в отечественную практику модели програмно-целевого бюджетирования или бюджетирования ориентированного на результат (бор)
С 2008 года на федеральном уровне начинают реализовывать среднесрочные бюджеты на трехлетний период в режиме скользящей трехлетки с ежегодной корректировкой параметров. Данный метод позволяет планировать крупные инвестиционные проекты выходящие за рамки финансового года.
2. Совершенствование правовой и организационной основ современной модели стратегического планирования в РФ
Процесс разработки плановых документов начался в начале 2000-х годов получает ещё больший размах в 2010-е годы. Возникает вопрос о степени эффективности такой активной прогнозно-программной деятельности. Степени согласованности всех этих документов на практике решение данной задачи ведётся через принятие нового федерального закона, который должен был прийти на смену ФЗ №115. Первый вариант такого закона был предложен в начале 2000-х годов в госдуму РФ академиком РАН (Российская Академия Наук) Глазьевым. В данном документе впервые упоминается индикативное планирование, предлагались меры по его развитию. Закон о проекте прошёл 2 чтения, но так и не был утверждён. В мае 2009 года публикуется указ президента номер 536 «Об основах стратегического планирования в РФ». Впервые в центр анализа ставится планирование на стратегическом уровне. В документе расширялось понятие стратегического планирования, его увязка с проблемой национальной безопасности. Совет безопасности РФ наделялся статусом координатора действий государства в сфере стратегического планирования. Задача принятия нового закона в сфере макроэкономического планирования была поступления в указе Президента РФ номер 596 от 12.05.2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». 28 июня 2014 года принимается ФЗ номер 172 «О стратегическом планировании в РФ». (Это основной закон в сфере макроэкономического планирования, который действует до сих пор). Положения закона: В законе анализируются полномочия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере стратегического планирования. Система стратегического планирования в данном законе включала: