Файл: 1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема равновесия - впервые к данному вопросу обратился Григорий Сокольников на * финансов и автор денежной реформы начала 20 годов. Сокольников определял в НЭП как систему государственного косвенного регулирования через банковскую систему, кооперацию и хозяйственный расчёт предприятий. Сокольников предложил свою схему индустриализации которая базировалась на общем макроэкономическом равновесии и стабильности денежной системы. Цель достижения с его точки зрения- развитие аграрного сектора создаст рынок для легкой промышленности и даст продукцию для реализации на внешних рынках. Это создаёт условие для накопления ресурсов для индустриализации. Его оппонентом выступает Евгений Преображенский. По его мнению главная задача - максимально быстрое накопление ресурсов для ускоренной индустриализации. Это достигается путём сосредоточия в руках государства максимального объема ресурсов через неэквивалентный обмен между общественностью и сельско-хозяйственной промышленностью. Основные инструменты данной политики:
Евгений Преображенский предлагал сознательно пойти на нарушение макроэкономического равновесия с целью ускоренного развития тяжелой промышленности
В начале 20-х годов Владимир Базаров-Руднев формулирует 2 методологических подхода к плановой деятельности (генетический и теологический)
Генетический подход. Основывается на оценке существующих тенденций развития, используя индикативные инструменты
Теологический подход. Выступал за плановые директивы.
Дискуссии между представителями этих 2 направлений шли с переменным успехом. Однако в конце 20-х годов эта дискуссия прекращена решением руководства страны. Начинается «Великий перелом» и эпоха директивного планирования.
2. Отечественная модель централизованного директивного планирования
Директивное планирование в нашей стране устанавливается на рубеже 20-30-гг. 20 века и становится основой политики ускоренной индустриализации. В рамках директивной системы экономического правление становится по принципу иерархической пирамиды, когда-то высшие органы управления спускали вниз обязательные адресные задания хозяйствующим субъектом. Основы обязательности выполнения данных планов была дисциплина бюрократического аппарата. Однако используется и материальные стимулы. Выполнение планов предполагало получение предприятиями финансовых ресурсов, необходимых для выплаты з/п, содержание социально-культурной инфраструктуры и т.д.
В 20 годы кроме долгосрочного плана ГОЭРЛО использовались годовые планы, которые носили индикативный характер. С 1928 года ГосПлаН начинает разработку среднесрочных планов на 5-летний период. Все планы с 1931 года становятся директивными. Директивное планирование в нашей стране опиралось на 4 основных института:
Важную роль в процессе планирования играли отраслевые министерства и региональные органы планирования
Госплан - общесоюзный орган по разработке, контролю и выполнению народно-хозяйственных планов. Председатель Госплана по должности являлся 1 заместителем главы правительства. Госплан СССР осуществлял контроль над деятельностью Госпланов союзных республик, которые в свою очередь контролировали работу плановых органов автономных республик, областей, городов и районов.
Таким образом, формировалась жёсткая модель вертикальной подчиненности всех элементов отечественной системы планирования
Государственный банк СССР - единая централизованная система непосредственно подчиненная правительству. Государственный банк являлся единственным эмиссионным и расчётно-кредитным центром страны. Через его структуры осуществлялись безналичные расчеты, кредитовались отрасли и регионы. Государственный банк осуществлял кассовое исполнение бюджета страны
Госснаб - разрабатывал и осуществлял планы материально-технического снабжения, распределял продукцию и ресурсы по потребителям, обеспечивал межотраслевые поставки. Здесь предполагалось централизованное прикрепление поставщиков к потребителям. Данная модель получила название ФОНДИРОВАНИЕ. Однако наличие определённой самостоятельности предприятий создавало предпосылки для ограниченных рыночных отношений. Это было связано с тем, что производство осуществлялось на основе самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Бюджетные дотации, и льготные кредиты были лишь одним из элементов системы финансирования. Различные рыночные механизмы особенно активно использовались в ходе экономической реформы конца 60-х годов в СССР, а также в практике национальных моделей планирования Югославии и Венгрии. Внутри государственного сектора, возношении между гос. предприятиями существовали элементы свободного ценообразования.
Госкомцен - он проводил единую политику цен на всех уровнях национальной экономики, разрабатывал методологические принципы ценообразования, использовал политику ценообразования для повышения эффективности экономики. Важной задачей Госкомцен являлась координация деятельности всех отраслевых органов управления и региональных властей в сфере ценообразования
Вывод: система директивного планирования в СССР показала свою относительную эффективность в периоды ускоренной индустриализации, войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. Однако с 50-х годов 20 века нарастают противоречия и недостатки данной системы. Это было связано с жестким построением системы хоз. управления, что не позволяло проявлять самостоятельность и инициативу нижестоящим управленческим уровням. Не обеспечивало гибкость хоз. отношений предприятий.
ПРОБЛЕМЫ ДИРЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ:
К числу положительных результатов советского директивного планирования можно отнести:
В результате использования инструментов директивного планирования была осуществлена ускоренная индустриализация и созданы основы постиндустриального развития. Заслугой данной модели является достижение среднего по мировым стандартам уровня потребления и достаточно высоких социальных гарантий в области образования, здравоохранения, занятости культуры
3. Зарубежный опыт макроэкономического планирования
Макроэкономическое планирование во Франции. Отметим, Франция из стран ЕС имеет наиболее глубокие традиции макроэкономического планирования. Можно выделить 3 этапа становления национальной системы планирования:
Центральный орган координирующим деятельность в сфере планирования является совет по планированию, который возглавляют президенты Республики. В данный совет входит премьер-министр, руководители основных экономических ведомств, генеральный комиссар по планированию. Непосредственной разработкой планов и прогнозов и организации процессов планирования занимается генеральный комиссар по планированию при правительстве Франции. При генеральном комиссариате функционирует комиссия по модернизации. В неё входит представители министерства ведомств, университетских кругов, союзов предпринимателей, профсоюзов и тд. Основная задача комиссии - согласование различных общественных интересов при подготовке планов и независимый аудит принимаемых решений. Макроэкономические планы принимают форму государственных целевых программ и сопровождаются комплексом различных льгот, стимулирующих экономических субъектов к их выполнению. Воздействие государства на производство осуществляется через систему государственных заказов, как правило на основе конкурсов. Особенностью французской модели планирования является значительная роль государственного сектора, особенно в сфере транспортной инфраструктуры и в топливно-энергетическом секторе. Управление государственными предприятиями осуществляется на основе принципа КОНТРАКТАЦИИ, что предполагает заключение планового контракта между государством и предприятием государственного сектора. План контракт - взаимное обязательство сторон и система санкций при нарушении договорённости. Контракт представляет собой планы развития предприятия и позволяет согласовать интересы гос-ва и каждого хозяйствующего субъекта на микроуровне.
-
Повышенное налогообложения частного сектора -
Ножницы цен - завышение цен на промышленную продукцию и занижение на аграрную -
Денежная эмиссия
Евгений Преображенский предлагал сознательно пойти на нарушение макроэкономического равновесия с целью ускоренного развития тяжелой промышленности
-
Разработка балансовых и математических методов в экономике - 1962 году публикуется баланс народного хозяйства (БНХ) за 1923-1934 годы, разработанный под руководством директора ЦСУ Павла Попова. Данная работа оказала влияние на выпускника венгерского университета Леонтьева, получившего в 1973 году Нобелевскую премию по экономике за разработку балансовых методов. БНХ является предшественником современной модели системы национальных счетов (СНС). Важнейшим достижением советской экономико-математической науки является модель сбалансированного экономического роста Григория Фельдмана. Он на основе схемы расширенного воспроизводства макса проанализировал взаимосвязь темпов роста дохода, фондоотдачи, производительности труда и структуры использования доходов. Он сделал вывод: что для обеспечения высоких темпов роста необходимо направлять основную часть капитала в производство средств производства. Модель Фельдмана предвосхитила модель экономического роста Харрда-Домара
В начале 20-х годов Владимир Базаров-Руднев формулирует 2 методологических подхода к плановой деятельности (генетический и теологический)
Генетический подход. Основывается на оценке существующих тенденций развития, используя индикативные инструменты
Теологический подход. Выступал за плановые директивы.
Дискуссии между представителями этих 2 направлений шли с переменным успехом. Однако в конце 20-х годов эта дискуссия прекращена решением руководства страны. Начинается «Великий перелом» и эпоха директивного планирования.
2. Отечественная модель централизованного директивного планирования
Директивное планирование в нашей стране устанавливается на рубеже 20-30-гг. 20 века и становится основой политики ускоренной индустриализации. В рамках директивной системы экономического правление становится по принципу иерархической пирамиды, когда-то высшие органы управления спускали вниз обязательные адресные задания хозяйствующим субъектом. Основы обязательности выполнения данных планов была дисциплина бюрократического аппарата. Однако используется и материальные стимулы. Выполнение планов предполагало получение предприятиями финансовых ресурсов, необходимых для выплаты з/п, содержание социально-культурной инфраструктуры и т.д.
В 20 годы кроме долгосрочного плана ГОЭРЛО использовались годовые планы, которые носили индикативный характер. С 1928 года ГосПлаН начинает разработку среднесрочных планов на 5-летний период. Все планы с 1931 года становятся директивными. Директивное планирование в нашей стране опиралось на 4 основных института:
-
Государственный комитет при совете министров СССР по планированию (ГОСПЛАН)
-
Государственный банк СССР -
Государственный комитет при совете министров по материально-техническому снабжению (Госснаб) -
Государственный комитет цен при совете министров (Госкомцен)
Важную роль в процессе планирования играли отраслевые министерства и региональные органы планирования
Госплан - общесоюзный орган по разработке, контролю и выполнению народно-хозяйственных планов. Председатель Госплана по должности являлся 1 заместителем главы правительства. Госплан СССР осуществлял контроль над деятельностью Госпланов союзных республик, которые в свою очередь контролировали работу плановых органов автономных республик, областей, городов и районов.
Таким образом, формировалась жёсткая модель вертикальной подчиненности всех элементов отечественной системы планирования
Государственный банк СССР - единая централизованная система непосредственно подчиненная правительству. Государственный банк являлся единственным эмиссионным и расчётно-кредитным центром страны. Через его структуры осуществлялись безналичные расчеты, кредитовались отрасли и регионы. Государственный банк осуществлял кассовое исполнение бюджета страны
Госснаб - разрабатывал и осуществлял планы материально-технического снабжения, распределял продукцию и ресурсы по потребителям, обеспечивал межотраслевые поставки. Здесь предполагалось централизованное прикрепление поставщиков к потребителям. Данная модель получила название ФОНДИРОВАНИЕ. Однако наличие определённой самостоятельности предприятий создавало предпосылки для ограниченных рыночных отношений. Это было связано с тем, что производство осуществлялось на основе самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Бюджетные дотации, и льготные кредиты были лишь одним из элементов системы финансирования. Различные рыночные механизмы особенно активно использовались в ходе экономической реформы конца 60-х годов в СССР, а также в практике национальных моделей планирования Югославии и Венгрии. Внутри государственного сектора, возношении между гос. предприятиями существовали элементы свободного ценообразования.
Госкомцен - он проводил единую политику цен на всех уровнях национальной экономики, разрабатывал методологические принципы ценообразования, использовал политику ценообразования для повышения эффективности экономики. Важной задачей Госкомцен являлась координация деятельности всех отраслевых органов управления и региональных властей в сфере ценообразования
Вывод: система директивного планирования в СССР показала свою относительную эффективность в периоды ускоренной индустриализации, войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. Однако с 50-х годов 20 века нарастают противоречия и недостатки данной системы. Это было связано с жестким построением системы хоз. управления, что не позволяло проявлять самостоятельность и инициативу нижестоящим управленческим уровням. Не обеспечивало гибкость хоз. отношений предприятий.
ПРОБЛЕМЫ ДИРЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ:
-
Проблема бюрократического торга - официально считалось, что плановые задания в директивной экономики разрабатываются на научной основе центральными плановыми органами и спускаются вниз к хоз. субъектам для обязательного выполнения. На практике директивное плановые задания были результатом «торга» между руководством предприятий и регионов с одной стороны, и чиновниками центральных государственных и партийных органов с другой. Данный торг носил неформальный характер вплоть до коррупции и определял величину плановых заданий в большей степени, чем научные расчеты и объективные потребности экономики. Таким образом подрывались плановые основы экономического развития
-
Ведомственность - процесс бюрократического обособления отдельных экономических субъектов их ориентацию на удовлетворение своих собственных интересов в ущерб общеэкокномическим -
Местничество - процессы аналогичные ведомственности, но на региональном уровне, где местная бюрократия старалась обособится от центральных и отраслевых ведомств. Для этого имелись определенные объективные причины, связанные с необходимостью решать местные и региональные проблемы -
Монополизм крупных предприятий - данная проблема вытекала из самой сути директивного планирования и поддерживалось целенаправленной государственной политикой. Крупные предприятия выступали производственными и технологическими монополистами, сосредотачивая у себя огромные объемы производства. Предполагалось, что это позволит снизить себестоимость производства через эффект масштаба. Проблему качества продукции предлагалось решать через систему ГОСТов -
Фондирование - данная модель приводила к неэффективному распределению ресурсов между предприятиями. С одной стороны нарастал ресурсный дефицит, а с другой увеличились сверхнормативные запасы. Элементом сбалансированности здесь выступали договорные отношения по обмену излишками ресурсов между отдельными предприятиями -
Проблема теневого рынка - получил достаточно широкое распространение особенно в 70-80-гг. 20 века.
К числу положительных результатов советского директивного планирования можно отнести:
-
осуществление качественных структурных сдвигов в экономике -
поддержание оптимальных макроэкономических пропорций -
активное перераспределение ресурсов в экономике.
В результате использования инструментов директивного планирования была осуществлена ускоренная индустриализация и созданы основы постиндустриального развития. Заслугой данной модели является достижение среднего по мировым стандартам уровня потребления и достаточно высоких социальных гарантий в области образования, здравоохранения, занятости культуры
3. Зарубежный опыт макроэкономического планирования
Макроэкономическое планирование во Франции. Отметим, Франция из стран ЕС имеет наиболее глубокие традиции макроэкономического планирования. Можно выделить 3 этапа становления национальной системы планирования:
-
Середина 40-х - конец 50-х годов 20 века. Используются методы директивного планирования даже по отношению к частному сектору. Это вызвано необходимостью восстановления страны. Основной национального планирования становятся 5-летние планы.
-
Начало 60-х - конец 70-х годов 20 века. Отказа от директивного планирования и постепенный переход к индикативному планированию. -
С конца 80-х годов 20 века. Дальнейшее дерегулирование экономики и концентрация внимания на стратегическом планировании. Постепенный переход к стратегическому планированию
Центральный орган координирующим деятельность в сфере планирования является совет по планированию, который возглавляют президенты Республики. В данный совет входит премьер-министр, руководители основных экономических ведомств, генеральный комиссар по планированию. Непосредственной разработкой планов и прогнозов и организации процессов планирования занимается генеральный комиссар по планированию при правительстве Франции. При генеральном комиссариате функционирует комиссия по модернизации. В неё входит представители министерства ведомств, университетских кругов, союзов предпринимателей, профсоюзов и тд. Основная задача комиссии - согласование различных общественных интересов при подготовке планов и независимый аудит принимаемых решений. Макроэкономические планы принимают форму государственных целевых программ и сопровождаются комплексом различных льгот, стимулирующих экономических субъектов к их выполнению. Воздействие государства на производство осуществляется через систему государственных заказов, как правило на основе конкурсов. Особенностью французской модели планирования является значительная роль государственного сектора, особенно в сфере транспортной инфраструктуры и в топливно-энергетическом секторе. Управление государственными предприятиями осуществляется на основе принципа КОНТРАКТАЦИИ, что предполагает заключение планового контракта между государством и предприятием государственного сектора. План контракт - взаимное обязательство сторон и система санкций при нарушении договорённости. Контракт представляет собой планы развития предприятия и позволяет согласовать интересы гос-ва и каждого хозяйствующего субъекта на микроуровне.