Файл: Рефлексы, инстинкты, привычки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»


Индивидуальный итоговый проект
по теме:

«Рефлексы, инстинкты, привычки»


Выполнила:

ученица 9 А класса МБОУ «Лицей №17»

Блинова Алина

Научный руководитель: Гордиенко Г.Г.,

учитель английского языка МБОУ «Лицей №17»


Славгород, 2023

Содержание
Введение

Глава 1. Раскрытие понятий рефлексы, инстинкты, привычки и их значение в жизни человека

1.1. Рефлексы и их виды

1.2 Инстинкты и свойства

1.3 Привычки и их виды

1.4 Взаимосвязь рефлексов, инстинктов и привычек в жизни человека

Глава 2 Исследовательская часть

2.1. Мой путь в Кобудо

2.2. Мои достижения в Кобудо

2.3. Анкетирование обучающихся

2.4. результаты исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность проекта. Каждый человек в жизни задавался вопросом, что такое рефлексы и инстинкты, привычки, какие они бывают, как они взаимосвязаны. Часто люди путают инстинкты и рефлексы, думаю, что это одно и тоже, однако, это не так. Это совсем разные вещи: рефлекс нельзя осмыслить или рационализировать в момент его исполнения.  А вот привычки можно отнести к рефлексам, ведь постоянно повторяющиеся рефлексы создают наши привычки. В данной работе я как раз хочу детально разобрать каждое из данных понятий, найти их отличие и взаимосвязь.

Цель исследования: изучение влияния инстинктов, рефлексов и привычек на человека.

Задачи исследования:

  1. Изучить информацию о рефлексах, инстинктах, привычках;

  2. Узнать, какую роль в жизни человека играют инстинкты, рефлексы и привычки;

  3. Предоставить ознакомительные видеофайлы с информацией об инстинктах, рефлексах и привычках;

  4. Провести опрос среди одноклассников, какие есть школьные рефлесы.

Гипотеза моей работы: рефлексы – это результат определенного опыта и привычек. Я считаю, что школа способствует выработке у учеников особых рефлексов.

Объект исследования: роль рефлексов, инстинктов и привычек в жизни человека.

Предмет исследования:
рефлексы, инстинкты и привычки.

Методы исследования: наблюдение, поиск научной литературы, опрос, анализ, обобщение.

Практическая направленность: данный материал можно использовать для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Глава 1. Раскрытие понятий рефлексы, инстинкты, привычки и их значение в жизни человека

    1. Рефлексы и их виды


Рефлексы – это ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы. Рефлекс – реакция приспособительная, она всегда направлена на восстановление равновесия, нарушенного меняющимися условиями среды. Характер рефлекторного ответа зависит от двух особенностей раздражения: силы стимула и места, на которое он действует. Рефлекторные ответы стереотипны: повторное действие одного и того же раздражителя на один и тот же участок тела сопровождается одним и тем же ответом.

Все рефлексы делятся на две группы:

  • Безусловные (врожденные). Это наследственно передаваемые реакции, свойственные всему биологическому виду (или более крупной таксономической категории).

Примеры безусловных рефлексов: хватательный, мигательный, пищевой, сосательный. Например, человеку свойствен коленный рефлекс — это безусловный рефлекс, относящийся к группе рефлексов растяжения.

Виды:

- Пищевой. Данный рефлекс возникает при возбуждении вкусовых и обонятельных рецепторов химическими веществами, обладающими необходимым вкусом и запахом. Нервный импульс, возникающий в рецепторах, передаётся в нервные структуры пищевого центра. Там формируются ответные реакции, которые приводят к активизации пищеварительной системы.

 - Половой. Половой инстинкт – это сложная модель поведения, включающая брачные игры, образование пары и спаривание.

- Защитный. Это обширная группа безусловных рефлексов, например, одергивание руки от обжигающей поверхности или прищуривание на ярком свету.

- Ориентировочный. Любое животное, в том числе и человек, услышав неожиданный шум, рефлекторно настораживается и поворачивает голову в сторону его источника. Это происходит неосознанно.

  • Условные (приобретенные). Это реакции, формирующиеся в течение жизни под влиянием высшей нервной деятельности, но в дальнейшем действующие без её участия. Условные рефлексы человек приобретает всю жизнь. В основе своей, они приобретаются для сохранения жизни, как приспособляемость к различным ситуациям и для всей жизнедеятельности человека, как умения, навыки, и знания, которые преобразовываются в личный жизненный опыт. Всё это бесценный жизненный багаж каждого человека, с помощью чего он легко приспосабливается к не стандартным жизненным ситуациям.




Примеры:

- Выделение слюны при попадании лимона в рот: выделение слюны при виде лимона;

- сосательный рефлекс новорожденного;

- чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника: реакция кошки/собаки на кличку.

Механизм образования условного рефлекса. Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Присоединившийся безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного), более слабого раздражителя. В итоге между очагами возбуждения коры больших полушарий возникает временная связь, при каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится более прочной. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса.

Чтобы выработать условный рефлекс у человека, применяют секреторную, мигательную или двигательную методики с речевым подкреплением; у животных – секреторную и двигательную методики с пищевым подкреплением.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Классификация условных рефлексов. В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.


Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.
1.2 Инстинкты и свойства
Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение) - сложный комплекс взаимосвязанных рефлексов, включающих двигательные и поведенческие реакции, свойственные животному данного вида, возникающие в ответ на раздражения внешней или внутренней среды (по принципу все или ничего) и протекающий на фоне высокой возбудимости нервных центров, осуществляющих эти акты. Инстинкты являются целесообразной приспособительной деятельностью, обусловленной врожденными механизмами. Реализация инстинктов зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. По сути дела инстинкты - это комплексы простых безусловных рефлексов, включающие целостную реакцию всего организма. В их осуществлении принимают участие многие отделы ЦНС, например: ретикулярная формация, аминоспецифические системы мозга, лимбическая система, кора больших полушарий. Они характеризуются постоянством ответных реакций на действие определённых раздражителей.

Различают следующие свойства инстинктов:

1. Они являются врожденными, т.е. наследуются. Наследуются всеми представителями данного вида животных.

2. Для возникновения безусловнорефлекторной реакции необходимо действие специфического раздражителя (например, механическое раздражение губ вызывает сосательный рефлекс у новорожденного).


3. Имеется постоянное рецептивное поле (зона восприятия специфического раздражителя).

4. Имеют постоянную рефлекторную дугу.

Классификация инстинктов (по П.В. Симонову):

1. Витальные (жизненно важные). Инстинкты данной группы обеспечивают сохранение жизни индивидуума. Для них характерны следующие признаки: а) неудовлетворение соответствующей потребности ведёт к гибели особи; и б) для удовлетворения той или иной потребности не нужна другая особь данного вида. К витальным инстинктам относят: пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна-бодрствования, рефлекс экономии сил. Многочисленные и разношёрстные инстинкты данной группы известны под общим названием "инстинкта самосохранения". Эти инстинкты направлены на текущее личное выживание особи, и могут как включать, так и не включать взаимодействие с другими особями своего вида. Общим для всех этих инстинктов является краткосрочность преследуемых ими целей: обеспечить выживание лично мне (моему телу), здесь и сейчас. Многие другие инстинкты, так или иначе, служат целям, сравнительно более долгосрочным - выживание генофонда (как персонального, так и надперсонального) в более далёкой эволюционной перспективе.

2. Ролевые (зоосоциальные). Обеспечивают соответствующее положение в среде себе подобных. Эти безусловные рефлексы лежат в основе полового, группового или родительского поведения (социальные потребности человека). Рефлексы этой группы способны реализоваться только при участии других особей. При недостаточном удовлетворении зоосоциальных инстинктов индивидуум не погибает, но его поведение нарушается. Например, изоляция ребенка от матери приводит к патологическому поведению первого, изоляция от сверстников ведет к нарушению способности обучаться, памяти, устойчивости к стрессам. К ним относят: половой, родительский, рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания), территориальный, иерархический (рефлексы доминирования или подчинения). Родительский инстинкт, особенно материнский, наиболее тщательно изучен как человеческий рефлекс. Путем многочисленных экспериментов было доказано, что стремление к опеке, заботе, защите потомства “прописано” на генетическом уровне. Существует понятие “детская схема”, под ним понимаются черты внешности, характерные для ребенка. Милое детское личико притягивает человека независимо от пола, возраста и личного отношения к малышам. Оксфордские ученые недавно сделали заявление, что при виде больших глаз, маленького подбородка и других черт младенцев происходит активизация некоторых нейронов в человеческом мозге. Так, требуется всего одна седьмая доля секунды для вызывания чувства умиления при виде детских черт лица. У женской половины Земли при одном виде ребенка заметно увеличивается уровень таких гормонов, как окситоцин и прогестерон. Реакция людей на “детскую схему” – результат действия модуля защиты (практически самого главного модуля родительского рефлекса)