Файл: Курсовая по дисциплине Экономика государственного и муниципального сектора на тему Теории мотивации и их применение в управлении.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно закону, недобросовестная конкуренция со стороны компаний, занимающих монопольное положение на рынке, включает в себя искусственное повышение цен (в том числе путем вывоза товаров с рынка и искусственно вызывающий дефицит) и искусственное снижение цен на товары, иногда снижение цен до низких из-за уровня себестоимости продукции - это называется демпингом. Целью мониторинга деятельности монопольных предприятий и предприятий естественных монополий является защита прав потребителей, развитие конкурентной среды и стимулирование этих предприятий к экономии ресурсов и снижению собственных затрат.
При косвенном ценовом регулировании корректируются основные факторы, а не сама цена. Косвенные корректировки цен осуществляются с использованием процентных ставок, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.
Можно выделить следующие методы косвенного регулирования цен;
1) проведение государственных закупок;
2) политика государственных инвестиций;
3) установление норм амортизации;
4) регулирование государственных расходов;
5) установление налогов и налоговых ставок;
6) регулирование денежного обращения и кредита
7) регулирование валютного курса,
Используя эти методы, государственные органы пытаются установить баланс между спросом и предложением, тем самым способствовать более равномерному росту цен в масштабах всей экономики.
Метод косвенной корректировки влияет не на саму цену, а на факторы, влияющие на цену и носящие макроэкономический характер.
Техника косвенного государственного регулирования цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета.
Различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами, являются косвенными методами регулирования цен.
1) создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
2) разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению;
3) увеличение жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
4) государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;
5) эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или она предназначена для социально незащищенных групп населения.
Можно сделать вывод, что, если страна не участвует в корректировке цен, экономическая основа может быть разрушена. В результате государство может потерять один из важнейших способов борьбы с монополией, при котором рыночные отношения и финансовое положение многих компаний становятся довольно нестабильными. Из-за чрезмерного регулирования цен государством рыночный механизм явно ослаб. В результате он может потерять рыночные ориентиры.
2.2. Роль государства в ценообразовании.
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. В условиях рыночной экономики оно может оказывать прямое или косвенное взаимодействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.
Важный инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействия на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирований цен.
Рассмотрим, с помощью каких мер и какими методами осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах с рыночной экономикой.
В США заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах прошлого века, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости внедрения методов прямого регулирования цен. Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент США Никсон в августе 1971 г. был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы. В краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая повышение импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали. Однако, замораживание цен на энергоносители негативно отразились на экономике. Недостаток инвестиций в энергохозяйство, отсутствие заинтересованности в разработке новых месторождений привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал увеличиваться вплоть до 1981 года высокими темпами.
В последние годы американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно было бы выделить следующие:
- рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;
- сокращение дефицита государственного бюджета;
- федеральные закупки товаров и услуг;
- налоговая политика.
Прямое государственное регулирование цен применялось лишь в высокомонополизированных отраслях (электроэнергия, некоторые коммуникационные услуги).
Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. Особого внимания заслуживают методы государственного регулирования цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства с/х США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если же рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных Конгрессом, фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Точно так же регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс установил «разумный» уровень контроля цен на молоко, масло и сыр. Если рыночная цена падает ниже этого уровня, страна покупает товар. Они предоставляют бесплатный завтрак для школьников, помогают бедным, оказывают продовольственную помощь слаборазвитым странам и продают ее другим странам.
Правительство Соединённых Штатов Америки стремиться поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемые фермерами.
Государство оказывает влияние на цены через стандарты, экономические требования. Под его контролем находятся процентные ставки на кредит, оказывающие воздействие на издержки производства и цены.
В целом контроль за ценами в Соединённых Штатах осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции Федеральная торговая комиссия.
Во Франции, несмотря на принцип свободного контроля над ценами в рыночной экономике, роль государства была уменьшена, чтобы непосредственно контролировать цены на сельскохозяйственную продукцию, природный газ, электроэнергию, транспортные услуги и контролировать цены в конкурентной среде.
Здесь регулированием цен занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и бюджета. Примерно 20% цен в этой стране регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время (почти 30 лет - 1947-1986 гг.) существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен.
Французские экономисты установили, что основными недостатками механизма ограничения цен являются трудности в инвестиционном процессе и расширение сферы бюрократизации экономической деятельности. Они также обратили внимание на неэффективность контроля над ценами в борьбе с инфляцией, которая показала, что уровень инфляции в середине 1970-х годов (9-10% в год) был значительно выше, чем те, которые не подлежали административному контролю над ценами. Но косвенные экономические методы.
Тем не менее, жесткий контроль над ценами способствовал на этапе инфляционного развития экономики и низкой общемировой конъюнктуры стабилизации экономики страны.
Процесс либерализации цен продолжался в течении первой половины 80-х годов, и к 1986 году из-под государственного контроля было высвобождено около 90% цен на промышленную продукцию.
Наряду с указом о либерализации цен был принят еще один указ - о конкуренции в области промышленных цен, запрещающий создание профсоюзов различных производителей, импортеров, оптовиков и розничных торговцев. В то же время предпринимателям запрещено заключать какие-либо соглашения о «минимальных ценах» или «рекомендуемых ценах» на промышленные товары, товары народного потребления и услуги.
В настоящее время во Франции насчитывается около трех тысяч национальных контроллеров по ценам. Их основная задача - контролировать государственную ценовую дисциплину. Они имеют право составить проект нарушения правил ценообразования, а затем передать эти действия в финансовый суд.
Датская система ценообразования формируется в основном под влиянием рыночных факторов. Влияние правительства на ценообразование очень ограничено. Функция государства в этом отношении заключается, главным образом, в том, чтобы снизить наиболее благоприятные условия для формирования свободной конкуренции частных производителей, которые основаны на себестоимости продукции, соотношении спроса и предложения и других стандартах для независимого определения цен на продукцию.
Гибкое использование системы потребительских налогов может позволить правительству влиять на уровень цен на определенные товары и влиять на их потребление в определенных целях (например, ограничивать потребление алкогольных напитков и т.д.).