ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Общий запас прочности по усталости:
.
Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении 3, где концентратором напряжений является поперечное отверстие.
Значение эффективных коэффициентов концентрации напряжений находим по табл.8 [5].
; ;
- коэффициент снижения момента сопротивления.
Масштабный фактор при изгибе и кручении для вала диаметром d=85 по табл.14 [5]: . Коэффициент качества поверхности при чистоте обработки 6 класса согласно табл.16 [5], принимаем .
Момент сопротивления изгибу и кручению:
,
.
Среднее напряжение цикла .
Амплитуда изгибных напряжений:
.
Средние напряжения кручения:
.
Амплитуда цикла при кручении:
.
Коэффициент запаса прочности при изгибе
.
Коэффициент запаса прочности при кручении
.
Общий запас прочности по усталости:
.
В этом сечении можно ввести упрочнение дробеструйным наклепом и тогда запас усталостной прочности будет S=1.44*1.5=2.16>[S].
Проверим запас прочности по пределу выносливости в сечении 4, где концентратором напряжений является галтель r=1мм.
Значение эффективных коэффициентов концентрации напряжений в галтели находим по табл.9 [5].
;
;
; ; .
Масштабный фактор при изгибе и кручении для вала диаметром d=95 по табл.14 [5]: . Коэффициент качества поверхности при чистоте обработки 6 класса согласно табл.16 [5], принимаем .
Моменты сопротивления изгибу и кручению:
,
.
Амплитуда изгибных напряжений:
.
Коэффициент запаса прочности при изгибе
.
Средние напряжения кручения:
.
Амплитуда цикла при кручении:
.
Коэффициент запаса прочности при кручении
.
Общий запас прочности по усталости в сечении 4:
- больше минимально допустимого.
Проверим запас прочности по пределу выносливости в сечении 5.
Моменты сопротивления изгибу и кручению:
,
.
Амплитуда изгибных напряжений:
.
Коэффициент запаса прочности при изгибе
.
Средние напряжения кручения:
.
Амплитуда цикла при кручении:
.
Коэффициент запаса прочности при кручении
.
Общий запас прочности по усталости в сечении 5:
- больше минимально допустимого.
4.5 Расчет подшипников качения на долговечность
Роликовый подшипник входного вала (№2209: d=45мм, D=65мм, B=19мм, C=44кН)
воспринимает радиальную нагрузку
.
Рассчитываю подшипник на долговечность. Динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле
.
Здесь - коэффициент безопасности, для редуктора двигателя ; - температурный коэффициент, при температуре подшипника не выше 1200 ;V- коэффициент вращения, V=1,2 при вращении относительно вектора радиальной нагрузки наружного кольца, в противном случае V=1.
;
- ресурс.
Здесь kКАЧ- коэффициент, зависящий от класса точности, kКАЧ=1,0..1,1; а1- коэффициент, зависящий от смазки, а1=1,0..1,2.
Шариковый подшипник входного вала (№126209: d=45мм, D=85мм, B=19мм, C=38,7кН, ) воспринимает радиальную нагрузку R и осевую A:
;
А=1983,7Н.
Рассчитываю подшипник на долговечность. По [3] находим е=1,5tg(260)=0,73. Т.к. , то динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле:
.
-не проходит по ресурсу.
Принимаем шариковый подшипник №176310: d=50мм, D=110мм, B=27мм, C=71,8кН, ):
Шариковый подшипник промежуточного вала (№12212: d=60мм, D=110мм, B=22мм, C=53,7кН) воспринимает радиальную нагрузку R и осевую A:
;
А=4722,9Н.
Рассчитываю подшипник на долговечность. По [3] находим е=0,38. Т.к.
, то динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле:
.
.
Роликовый подшипник промежуточного вала (№2211: d=55мм, D=100мм, B=21мм, C=56,1кН) воспринимает радиальную нагрузку:
;
Рассчитываю подшипник на долговечность. Динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле:
.
.
На выходном валу установлены роликовые конические подшипники №7220А: d=100мм, D=180мм, B=37мм, C=233кН. Реакции в опорах равны (см. рис.4):
RA=2975.3H, RB=4975.3H.
Рассчитаю подшипники на долговечность:
Принимаю .
, где ;
.
Рассчитываю наиболее нагруженный первый подшипник (опора «А» см. рис.4):
;
.
Роликовый подшипник сателлита (№12207, d=35мм, D=72мм, B=17мм, C=31,9кН) воспринимает радиальную нагрузку FR=10303,2Н. Рассчитаю подшипник на долговечность.
.
.
Долговечность всех подшипников обеспечена.
4. РАСЧЁТ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Боковые поверхности зубьев шлицевого соединения работают на смятие , а основание их - на изгиб и срез . Решающее значение имеет расчёт на смятие. При расчете на смятие должно выполняться условие:
.
Здесь ; - коэффициент неравномерности нагрузки, .
По ГОСТ 21425 .
Произведем расчет на прочность шлиц входного вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц промежуточного внешнего вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц промежуточного внутреннего вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц выходного вала (соединение вала с водилом, , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц выходного вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Работоспособность шлицевых соединений обеспечена.
5. РАСЧЁТ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Расчет болтов крепления редуктора к раме рассмотрен в приложении. Расчет произведен на ЭВМ с использованием данных по болтам, их расположению, а также данным по корпусу редуктора.
Расчетное напряжение не превышает допускаемое.
6. ВЫБОР, РАСЧЁТ И ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ И УПЛОТНЕНИЯ.
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты детали редуктора должны иметь смазку.
В спроектированном редукторе система смазки проточная, рециркуляционная. В рамках курсового проекта рассмотрен подвод масла через корпус. Используем масло марки ИМП-10. Масло подается через форсунки под давлением 4 атм. Смазываются все пары редуктора:
Общий запас прочности по усталости:
.
Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении 3, где концентратором напряжений является поперечное отверстие.
Значение эффективных коэффициентов концентрации напряжений находим по табл.8 [5].
; ;
- коэффициент снижения момента сопротивления.
Масштабный фактор при изгибе и кручении для вала диаметром d=85 по табл.14 [5]: . Коэффициент качества поверхности при чистоте обработки 6 класса согласно табл.16 [5], принимаем .
Момент сопротивления изгибу и кручению:
,
.
Среднее напряжение цикла .
Амплитуда изгибных напряжений:
.
Средние напряжения кручения:
.
Амплитуда цикла при кручении:
.
Коэффициент запаса прочности при изгибе
.
Коэффициент запаса прочности при кручении
.
Общий запас прочности по усталости:
.
В этом сечении можно ввести упрочнение дробеструйным наклепом и тогда запас усталостной прочности будет S=1.44*1.5=2.16>[S].
Проверим запас прочности по пределу выносливости в сечении 4, где концентратором напряжений является галтель r=1мм.
Значение эффективных коэффициентов концентрации напряжений в галтели находим по табл.9 [5].
;
;
; ; .
Масштабный фактор при изгибе и кручении для вала диаметром d=95 по табл.14 [5]: . Коэффициент качества поверхности при чистоте обработки 6 класса согласно табл.16 [5], принимаем .
Моменты сопротивления изгибу и кручению:
,
.
Амплитуда изгибных напряжений:
.
Коэффициент запаса прочности при изгибе
.
Средние напряжения кручения:
.
Амплитуда цикла при кручении:
.
Коэффициент запаса прочности при кручении
.
Общий запас прочности по усталости в сечении 4:
- больше минимально допустимого.
Проверим запас прочности по пределу выносливости в сечении 5.
Моменты сопротивления изгибу и кручению:
,
.
Амплитуда изгибных напряжений:
.
Коэффициент запаса прочности при изгибе
.
Средние напряжения кручения:
.
Амплитуда цикла при кручении:
.
Коэффициент запаса прочности при кручении
.
Общий запас прочности по усталости в сечении 5:
- больше минимально допустимого.
4.5 Расчет подшипников качения на долговечность
Роликовый подшипник входного вала (№2209: d=45мм, D=65мм, B=19мм, C=44кН)
воспринимает радиальную нагрузку
.
Рассчитываю подшипник на долговечность. Динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле
.
Здесь - коэффициент безопасности, для редуктора двигателя ; - температурный коэффициент, при температуре подшипника не выше 1200 ;V- коэффициент вращения, V=1,2 при вращении относительно вектора радиальной нагрузки наружного кольца, в противном случае V=1.
;
- ресурс.
Здесь kКАЧ- коэффициент, зависящий от класса точности, kКАЧ=1,0..1,1; а1- коэффициент, зависящий от смазки, а1=1,0..1,2.
Шариковый подшипник входного вала (№126209: d=45мм, D=85мм, B=19мм, C=38,7кН, ) воспринимает радиальную нагрузку R и осевую A:
;
А=1983,7Н.
Рассчитываю подшипник на долговечность. По [3] находим е=1,5tg(260)=0,73. Т.к. , то динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле:
.
-не проходит по ресурсу.
Принимаем шариковый подшипник №176310: d=50мм, D=110мм, B=27мм, C=71,8кН, ):
Шариковый подшипник промежуточного вала (№12212: d=60мм, D=110мм, B=22мм, C=53,7кН) воспринимает радиальную нагрузку R и осевую A:
;
А=4722,9Н.
Рассчитываю подшипник на долговечность. По [3] находим е=0,38. Т.к.
, то динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле:
.
.
Роликовый подшипник промежуточного вала (№2211: d=55мм, D=100мм, B=21мм, C=56,1кН) воспринимает радиальную нагрузку:
;
Рассчитываю подшипник на долговечность. Динамическую приведенную нагрузку определяем по формуле:
.
.
На выходном валу установлены роликовые конические подшипники №7220А: d=100мм, D=180мм, B=37мм, C=233кН. Реакции в опорах равны (см. рис.4):
RA=2975.3H, RB=4975.3H.
Рассчитаю подшипники на долговечность:
Принимаю .
, где ;
.
Рассчитываю наиболее нагруженный первый подшипник (опора «А» см. рис.4):
;
.
Роликовый подшипник сателлита (№12207, d=35мм, D=72мм, B=17мм, C=31,9кН) воспринимает радиальную нагрузку FR=10303,2Н. Рассчитаю подшипник на долговечность.
.
.
Долговечность всех подшипников обеспечена.
4. РАСЧЁТ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Боковые поверхности зубьев шлицевого соединения работают на смятие , а основание их - на изгиб и срез . Решающее значение имеет расчёт на смятие. При расчете на смятие должно выполняться условие:
.
Здесь ; - коэффициент неравномерности нагрузки, .
По ГОСТ 21425 .
Произведем расчет на прочность шлиц входного вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц промежуточного внешнего вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц промежуточного внутреннего вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц выходного вала (соединение вала с водилом, , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Произведем расчет на прочность шлиц выходного вала ( , ):
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Работоспособность шлицевых соединений обеспечена.
5. РАСЧЁТ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Расчет болтов крепления редуктора к раме рассмотрен в приложении. Расчет произведен на ЭВМ с использованием данных по болтам, их расположению, а также данным по корпусу редуктора.
Расчетное напряжение не превышает допускаемое.
6. ВЫБОР, РАСЧЁТ И ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ И УПЛОТНЕНИЯ.
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты детали редуктора должны иметь смазку.
В спроектированном редукторе система смазки проточная, рециркуляционная. В рамках курсового проекта рассмотрен подвод масла через корпус. Используем масло марки ИМП-10. Масло подается через форсунки под давлением 4 атм. Смазываются все пары редуктора: