Файл: Фонд оценочных средств по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Алтайский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью


ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине
Общая и профессиональная риторика в рекламной и PR деятельности
42.03.01 Реклама и связи с общественностью

(код и наименование направления)
«Реклама и связи с общественностью»

(профиль)

Разработчик:

к. филол.н., доцент

____________/Е.В. Валюлина


Барнаул 2021
Визирование ФОС для исполнения в текущем учебном году
ФОС обсуждены для исполнения в 2021 - 2022 учебном году на заседании кафедры медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

протокол № 7 от «8» июня 2021г.
Директор института _____________________ Нехвядович Л.И.

Визирование ФОС для исполнения в текущем учебном году
ФОС обсуждены для исполнения в 20___ - 20___ учебном году на заседании кафедры _____________________________________________________________________

протокол № _____ от «___» __________ 20___г.
Директор института / филиала _____________________ (ФИО)

Визирование ФОС для исполнения в текущем учебном году
ФОС обсуждены для исполнения в 20___ - 20___ учебном году на заседании кафедры _____________________________________________________________________

протокол № _____ от «___» __________ 20___г.
Директор института / филиала _____________________ (ФИО)

Визирование ФОС для исполнения в текущем учебном году
ФОС обсуждены для исполнения в 20___ - 20___ учебном году на заседании кафедры _____________________________________________________________________

протокол № _____ от «___» __________ 20___г.
Директор института / филиала _____________________ (ФИО)


ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1. Перечень формируемых компетенций:

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

ОПК-1: способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах.
2. Планируемые результаты освоения дисциплины:


п/п

Контролируемые разделы дисциплины

Код контролируемой компетенции (или её части)

Наименование оценочного средства

1

2

3

5



Раздел 1. Риторика как наука и

искусство

ОК-5, ОПК-1

Вопросы к практическим занятиям, практические задания, СРС.



Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики

ОК-5, ОПК-1

Вопросы к практическим занятиям, практические задания, СРС.



Раздел 3. Логика ораторской речи

ОК-5, ОПК-1

Вопросы к практическим занятиям, практические задания, СРС.



Раздел 4. Публичные выступления

ОК-5, ОПК-1

Вопросы к практическим занятиям, практические задания, СРС.



Промежуточная аттестация по дисциплине – 1 семестр – зачет, 2 семестр – экзамен.

ОК-5, ОПК-1

Вопросы к зачету, вопросы к экзамену, типовое практическое задание.


3. Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине:
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Вопросы к практическим занятиям

Цель: систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала. В рамках проведения практических занятий студентам предоставляется список обсуждаемых вопросов по соответствующей теме. Для подготовки к ответу студент должен использовать обязательную и дополнительную литературу, электронные источники. Максимальная оценка ответа студента – «отлично».

  1. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Риторика как наука и искусство. Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики. Раздел 3. Логика ораторской речи. Раздел 4. Публичные выступления

  2. Проверяемые компетенции (код): ОК-5, ОПК-1

  3. Пример оценочного средства


Раздел/тема

Список вопросов

Раздел 1. Риторика как наука и искусство

Тема 1: Понятие риторики. Предмет и задачи риторики. История красноречия.

  1. Введение в риторику. Структура и задачи курса. Основные понятия. История становления и развития риторики. История возникновения понятий риторика, красноречие и ораторское искусство.

  2. Современное понимание риторики как теории (науки) и мастерства (искусства) эффективного речевого воздействия и взаимодействия.

Тема 2: Роды и виды красноречия.

  1. Понятие эффективной речи как целесообразной (соответствующей коммуникативному намерению говорящего), воздействующей (не оставляющей равнодушной) и гармонизирующей (обеспечивающей наилучшее взаимопонимание между субъектами общения).

  2. Понятия об общей и частной, теоретической и прикладной риториках. Предмет современной общей риторики и ее разделы: риторический канон как центральный раздел; особые разделы: оратория (мастерство публичного выступления); теория и практика ведения спора; речевое поведение в диалогическом и полилогическом общении. Частные риторики, изучающие законы и правила эффективной речи, действующие в специфических областях речевой деятельности – профессиональной и непрофессиональной (судебная, академическая, военная, политическая, педагогическая, журналистская, управленческая, врачебная, семейная и др.).

Тема 3: Разделы классической риторики.

  1. Основные этапы становления и развития риторики: древнегреческая риторика; древнеримская риторика; средневековая европейская риторика; новые европейские риторики (ХVI-ХIХ вв.), написанные на национальных языках; новейшая риторика, или неориторика (рубеж ХХ - ХХI вв).

Тема 4: Особенности классической риторики

  1. Основные категории классической риторики. Особенностями современной риторики, риторики конца XХ века.

Тема 5: Целевые установки речи. Общая и частная целевые установки. Типы речи согласно общим целевым установкам.

  1. Социальные и речевые роли. Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).

Тема 6: Типы речи согласно общим целевым установкам.

  1. Речевой акт как основная единица речевого поведения. Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего (информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т.д.).

  2. Понятие о стратегиях и тактиках общения: целеполагание и предвидение (планирование) возможного хода речевых событий; линия речевого поведения, обусловливающая выбор речевых тактик и средств. Стратегии конструктивные и деструктивные. Речевые тактики как речевые приемы, речевые ходы, определяемые избранной стратегией общения.




Тема 7: Особенности целевых установок

  1. Речь как сфера общения. Коммуникативный, информативный и психологический аспекты речи. Сферы функционирования риторики в обществе. Устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации. Журналистика, рекламная деятельность, система паблик-рилейшнз и речевая коммуникация. Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач.

Тема 8: Ритуальная, провокационная,

императивная и убеждающая речь.

  1. Особенности ритуальной, провокационной, императивной и убеждающей речи. Требования, предъявляемые к формулировке тезиса, аргументации. Особенности гомилетической и ораторической речи.

Тема 9: Виды речевой деятельности

  1. Сущность речевой деятельности. Специфика видов речевой деятельности. Устная и письменная форма речи. Структура речевой деятельности. Текст как продукт речевой деятельности.

Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики

Тема 10: Основные типы коммуникабельности людей.

Тренинг

Тема 11: Эго-состояния и речевое общение (модель Э. Берна). Виды трансактов.

Тренинг

Тема 12: Нравственность и нравственные барьеры личности. Нравственные постулаты общения. Ложь как одна из коммуникативных функций.

  1. Условия эффективного речевого общения: коммуникативная заинтересованность, близость мировосприятия субъектов общения, умение слушающего проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность говорящего варьировать способ языкового представления, внешние обстоятельства (присутствие посторонних, канал общения и др.), знание норм этикетного речевого общения.

  2. Соблюдение принципов и правил речевого общения.

Тема 13: Нравственные постулаты общения.

Деловая игра

Тема 14: Принципы делового этикета.

Деловая игра

Тема 15: Речевой этикет: приветствие, обращение, представление, служебная субординация.

Дискуссия на тему «Особенности речевого этикета специалиста по коммуникациям»

Тема 16: Оратор и аудитория. Типы

аудиторий. Взаимодействие оратора и аудитории.

  1. Внешний облик оратора. Учет аудитории (зависимость содержания и произнесения речи от типа аудитории). Принципы и средства управления вниманием аудитории (начальная пауза; интригующее начало, вопросно-ответный ход рассуждения, экспрессивное заключение и др.); речевые средства: использование литературных образов, цитат, крылатых выражений, риторических приемов, интонационная выразительность; методические средства: зрительный контакт с аудиторией, использование наглядности и технических средств, создание проблемных ситауиций и др.). Национальные особенности общения.

  2. Образ оратора как система свойств личности (обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность). «Открытая аудитория», ее особенности и коммуникативные возможности. Групповое внушение. Эффект подражательства. Клакерство.

  3. Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории. Выбор темы и ее уместность. Варианты установок публичной речи. Определение цели и характера выступления.

Тема 17: Вербальные и невербальные

средства достижения контакта с аудиторией.

  1. Взаимодействие с аудиторией. Убеждение и демонстрация убежденности. Приемы концентрации внимания и его поддержания. Приемы эмоционального восприятия.

  2. Демонстрация потребности поделиться мыслями. Соотнесение темы с личным опытом оратора и слушателей. Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки.

  3. Поведение в трудных ситуациях. Преодоление критических установок аудитории. Искусство попутной реплики. Юмор в публичной речи. Тональность выступления.

Раздел 3. Логика ораторской речи

Тема 18: Теория аргументации. Логические основы убеждения.

  1. Законы логики в речи. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

  2. Доказательство и аргументация. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тема 19: Коммуникативные особенности

выдвижения тезиса. Аргументация.

  1. Требования к тезису: определенность, ясность, точность смысла и формулировки.

  2. Понятие риторической аргументации и риторического аргумента (довода).

  3. Требования к аргументу: истинность, непротиворечивость, достаточность.

Тема 20: Особенности аргументации.

Устные доклады.

Тема 21: Виды демонстрации аргументов.

  1. Классификации аргументов: аргументы рациональные и иррациональные; доводы «к вещи» (естественные и логические), и доводы «к человеку» (доводы к пафосу и доводы к этосу) и др.

  2. Соблюдение законов логики при связи тезиса и аргументов как основное требование к демонстрации.

Тема 22: Основы полемического мастерства.

Выступление в полемике.

Понятие о диалогических формах общения. Спор и его разновидности (дискуссия, полемика, дебаты, диспут). Конфликтная и конструктивная стратегии спора. Ошибки и психологические уловки в споре. Оптимальная организация спора. Речевое поведение спорящих. Контроль участников спора за своим поведением и речью. Понятие стратегии и тактики речевого поведения в споре. Выбор коммуникативной стратегии и факторы, обусловливающие этот выбор. Правильный выбор тактики для достижения различных коммуникативных целей.

Тема 23: Особенности публичного выступления

Примеры устного выступления

Тема 24: Подготовка к публичному выступлению

  1. Основные этапы в подготовке к публичному выступлению.

  2. Подготовка плана выступления

Раздел 4. Публичные выступления

Тема 25: Виды публичных выступлений.

  1. Основные виды публичных выступлений.

  2. Устное публичное выступление по теме.

Тема 26: Виды планов публичных выступлений.

  1. План публичного выступление.

  2. Устное публичное выступление





  1. Критерии оценивания ответов на вопросы к практическому занятию:

4-балльная шкала

(уровень освоения)

Показатели

Критерии

Отлично

(повышенный уровень)

  1. Полнота выполнения всех пунктов задания.

  2. Наличие самостоятельных комментариев и выводов.

  3. Аргументированность выводов.

  4. Умение перевести теоретические знания в практическую плоскость.

  5. Оценка вопроса с позиций профессиональной коммуникативной деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью.




Оценка «Отлично» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части темы, умение проиллюстрировать изложенное примерами, полно и подробно ответившим на вопросы практического занятия, способным самостоятельно формулировать вопросы по темам практического занятия.

Хорошо

(базовый уровень)

Оценка «Хорошо» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, полностью ответившим на вопросы практического занятия, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.

Удовлетворительно

(пороговый уровень)

Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы практического занятия, но показавшим знание структуры основного учебно-программного материала.

Неудовлетвори-тельно

(уровень не сформирован)

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не владеет терминологией, знанием основных методик, не способен формулировать свои мысли, применять на практике теоретические положения, ответить на вопросы практического занятия.






  1. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:

  • Словесная наглядность. Тропы как средство создания наглядности речи.

  • Индивидуальные особенности личности в общении. Основные типы коммуникабельности людей.



ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Практические задания

Цель: оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Практические задания выполняются в письменной форме и оцениваются по шкале «отлично» - «неудовлетворительно».

  1. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Риторика как наука и искусство. Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики. Раздел 3. Логика ораторской речи. Раздел 4. Публичные выступления

  2. Проверяемые компетенции (код): ОК-5, ОПК-1

  3. Пример оценочного средства

Перечень примерных заданий

  1. Какое из перечисленных определений соответствует современному представлению о классической риторике.

а) теория аргументации;

б) наука, формирующая практические навыки убеждения;

в) раздел лингвистики, изучающий направленную на слушателя речь;

г) искусство убеждать с помощью слов, наука об искусстве убеждать с помощью слов и процесс убеждения, основанный на моральных принципах.

2.Возникновение риторики в Древней Греции объясняется:

а) появлением платных учителей красноречия и составителей речей

софистов;

б) стремлением людей к образованности и желанием красиво говорить;

в) потребностью в убеждении посредством речи, а не путем принуждения, насилия, угроз (развитие рабовладельческой демократии);

г) возникновение философского учения Платона.

3.Воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок поверить, что истинность тезиса доказана.

а) умозаключение;

б) убеждение;

в) аргументация;

г) доказательство.

4.В числе разделов (канонов) классической риторики этот включает в себя процесс изобретения мысли.

а) инвенция;

б) диспозиция;

в) элокуция;

г) акция.

5.Раздел (канон) классической риторики, связанный с аспектами культуры речи и языковой выразительности, в процессе которого мысль обретает словесное выражение.

а) инвенция;

б) диспозиция;

в) элокуция;

г) акция.

6.Речь, самоцель которой – интерес и развлечение. В ней юмор, много личного,

ирония, карикатурность, преувеличение.

а) информационная;

б) воодушевляющая;

в) убеждающая;

г) развлекательная.

7.Побуждающая речь – это ...

а) Речь, задача которой пробудить любопытство, дать новые представления о предмете речи. Она может быть построена в виде повествования, рассуждения, описания, объяснения.

б) Речь, которая должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чѐм просит оратор.

в) Речь, стремящаяся определить образ мышления и поведения адресата (реципиента) с помощью логических доводов, доказать или опровергнуть какое

-либо положение.

г) Речь, содержащая прямой призыв к чувствам.

8.К какому из видов выступления можно отнести следующее высказывание.

Г.г. судьи и присяжные заседатели! Настоящее дело я должен начать одним приемом, собственно моей натуре неприятным, но вызываемым необходимостью, - банальным приемом, напоминающим тех певиц, которые перед тем, как открывается занавес, высылают кого-нибудь предуведомить публику, что они не в голосе. Три дня я борюсь не с обвинением (это вы могли видеть), а с самим собою. В то время, когда мне следовало лежать в постели, я исполняю одну из труднейших обязанностей, не имея возможности ни передать ее, ни отказаться от нее, что было бы тягостно для подсудимых, потому что им пришлось бы целых полгода еще дожидаться разрешения своей участи. (Плевако Ф.Н.)

а) внезапное вступление;

б) полемическое вступление;

в) тонкий подход;

г) прямое начало.

9.Вид заключительной части, эффективная концовка речи, несущая особую смысловую нагрузку –это ...

а) обобщение;

б) рекапитуляция;

в) полемическое заключение;

г) клаузула.

10.Стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально смысловой значимости.

а) градация;

б) период;

в) инверсия;

г) антитеза
Текущий контроль знаний: демонстрационный вариант теста

1.Способ владения доказательства, при котором истинность мысли (тезиса) обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения (антитезиса).

а) прямое доказательство;

б) косвенное доказательство;

в) прогрессивное доказательство;

г) регрессивное доказательство.

2.Какая из перечисленных формулировок является определением умозаключения?

а) Мыслительная операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений получается новое утверждение.

б) Форма мысли, в которой реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанная с убеждением или сомнением в ее стинности или ложности.

в) Эмоциональное воздействие на собеседника с целью заставить его отказаться от своей точки зрения в споре; при этом собеседник обычно не меняет своих взглядов, а лишь уступает под эмоциональным натиском противника.

г) Воздействие оратора на эмоции, чувства слушателей с целью заставить с помощью психологических уловок, а не аргументов, поверить, что истинность тезиса доказана.

3.1) Положение, истинность которого должна быть доказана.

2) Основополагающее утверждение какой-либо концепции, теории.

а) доказательство;

б) аргумент;

в) тезис;

г) суждение.

4.Закон логики, согласно которому каждая мысль, которая приводит в речи, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание.

а) закон тождества;

б) закон достаточного осн6ования;

в) закон противоречия;

г) закон исключенного третьего.

5.Какой из законов логики нарушен в данном высказывании?

Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны, и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску,

а карканье вороны с левой стороны дает ему победу.

а) закон тождества;

б) закон достаточного осн6ования;

в) закон противоречия;

г) закон исключенного третьего.

6.Анализ, синтез, сравнение, обобщение являются

а) составными частями композиции речи;

б) логическими формами изложения;

в) законами логики;

г) приемами изложения.

7.Логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

а) аналогия;

б) индукция;

в) дедукция;

г) силлогизм.

8.Определите вид умозаключения.

И. Кеплер писал о том, что Земля, подобно человеку, имеет внутреннюю теплоту –в этом убеждает нас вулканическая деятельность. Соответственно,сосудами живого тела на Земле являются реки. Существует еще ряд соответствий. Но человек одушевлен. Следовательно, по мнению Кеплера, Земля тоже имеет душу.

а) аналогия;

б) индукция;

в) дедукция;

г) силлогизм.

9.Определите вид аргументации в предложенном высказывании.

Уже по неправильности его речи вы поняли, что Формион – варвар, который по справедливости достоин презрения, но он тем более варвар, что ненавидит тех, кого ему надлежало бы почитать.(Демосфен)

а) доказательства логические;

Ð
  1   2   3