ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
-
.Психологические особенности ораторской речи: монологичность, произвольность, организованность. -
Психологические особенности ораторской речи: основные приемы установления контакта с аудиторией. Речь перед толпой и коллективом. -
Психологические особенности ораторской речи: типы отношений «оратор–речь–аудитория», типы ораторов.
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: СРС (самостоятельная работа студента)
Цель: овладение учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы, которые оцениваются по шкале «отлично» - «неудовлетворительно». Ответы представляются в письменной / устной форме, в зависимости от вида задания и представляются на практических занятиях.
-
Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Риторика как наука и искусство. Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики. Раздел 3. Логика ораторской речи. Раздел 4. Публичные выступления. -
Проверяемые компетенции (код): ОК-5, ОПК-1 -
Пример оценочного средства
Тема/задание |
Раздел 1. Риторика как наука и искусство Тема: «Роды и виды красноречия» Задание Проанализируйте отрывок из стенограммы выступления Президента РФ В.В. Путина, определите характерные особенности социально-политического красноречия. «Уважаемые граждане России! Дорогие друзья! 16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача – обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперёд. А значит, не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров. Именно для достижения этих целей законопроектом наряду с другими мерами предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными. Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90‑е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались. В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста. Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020‑х годов мы неизбежно столкнёмся с серьёзными демографическими проблемами. Чем они вызваны? Каждые 25–27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы. Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришёлся и на середину 90‑х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась ещё и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось ещё меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90‑х оказался сопоставим с 1943‑м и 1944‑м военными годами. И сейчас именно это, крайне малочисленное, поколение родившихся в 90‑е входит в трудоспособный возраст. В связи с этим ещё больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов. Вывод понятен: сокращается трудоспособное население – автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения…» Тема: «Особенности классической риторики» Задание Составьте конспект по теме «Особенности классической риторики», опираясь на основную и дополнительную литературу курса. Тема: «Типы речи согласно общим целевым установкам» Задание Подготовьте повествовательную, описательную речи и речь-рассуждение на произвольную тематику. Тема: «Виды речевой деятельности» Задание Составьте конспект по теме «Виды речевой деятельности», опираясь на основную и дополнительную литературу курса. |
Раздел 2. Этические и психологические аспекты риторики Тема: «Эго-состояния и речевое общение (модель Э. Берна). Виды трансактов» Задание Подготовьте интерактивную презентацию по темам: «Эго-состояния и речевое общение (модель Э. Берна», «Виды трансактов». Тема: «Нравственные постулаты общения» Задание Составьте конспект по теме «Нравственные постулаты общения», опираясь на основную и дополнительную литературу курса. Тема: «Речевой этикет: приветствие, обращение, представление, служебная субординация» Задание 1 Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые. Задание 2 Опишите ситуации, в которых будут уместными выражения: а) благодарности: - Не знаю, как и благодарить тебя! Ты меня здорово выручил! - У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас за вашу отзывчивость! б) пожелания: - Ну, Нина, ни пуха ни пера! - Позвольте пожелать вам всего наилучшего! Задание 3 Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к: а) пожилому человеку, чтобы узнать, который час; б) милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку; в) секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание; г) приятелю, чтобы попросить у него учебник; д) преподавателю, чтобы попросить его принять экзамен досрочно? Тема: «Вербальные и невербальные средства достижения контакта с аудиторией.» Задание Проанализируйте публичное выступление известного человека на выбор (политика, лидера мнений, общественного деятеля, ученого, представителя шоу-бизнеса и т.д.). Определите, какие вербальные и невербальные средства достижения контакта с аудиторией были использованы в ходе выступления. |
Раздел 3. Логика ораторской речи Тема: «Особенности аргументации» Задание Проанализируйте СМИ. Определите актуальную на ваш взгляд проблему, активно развиваемую средствами массовой информации. Сформируйте собственное мнение по вопросу. Подготовьте по 10 аргументов для подтверждения и опровержения собственной позиции. Тема: «Основы полемического мастерства» Задание Назовите полемические приемы и уловки (позволительные и непозволительные), используемые участниками следующих диалогов (фрагменты из романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные»): 1. – И распорядителями этого миллиона, верно, будут Левинька и Боринька и их вся компания? – спросил князь. – Неправда, неправда; стыдно, отец, так говорить! – с жаром вскричал Алеша, – я подозреваю твою мысль! А об этом миллионе действительно был у нас разговор, и долго решали: как его употребить? Решили наконец, что прежде всего на общественное просвещение… – Да, я действительно не совсем знал до сих пор Катерину Федоровну, – заметил князь как бы про себя, все с той же насмешливой улыбкой. – Я, впрочем, многого от нее ожидал, но этого… – Чего этого! – прервал Алеша, – что тебе так странно? Что это выходит несколько из вашего порядка? Что никто до сих пор не жертвовал миллиона, а она пожертвует? Это, что ли! Она хочет быть полезна отечеству и всем и принесть на общую пользу свою лепту. Про лепту-то еще мы в прописях читали, а как эта лепта запахла миллионом, так уж тут и не то? И на чем держится все это хваленое благоразумие, в которое я так верил! Что ты так смотришь на меня, отец? 2. – Что за галиматья! – вскричал князь с беспокойством, – и кто этот Безмыгин? Нет, это так оставить нельзя… – Чего нельзя оставить? – подхватил Алеша, – слушай, отец, почему я говорю все это теперь, при тебе? 3. – Ничего, ничего не понимаю! – повторил князь с видом величайшего изумления обращаясь ко мне, точно брал меня в свидетели. Он был раздражен и разгорячился. – Вы мнительны, вы в тревоге, – продолжал он, обращаясь к ней, – просто-запросто вы ревнуете к Катерине Федоровне и потому готовы обвинить весь свет и меня первого, и… и позвольте уж все сказать: странное мнение можно получить о вашем характере… Тема: «Подготовка к публичному выступлению» Задание Подготовьте речь публичного выступления на произвольную тему. |
Раздел 4. Публичные выступления Тема: «Виды публичных выступлений» Задание Проанализируйте СМИ. Подготовьте видеопримеры на каждый вид публичных выступлений. Свою позицию аргументируйте. |
-
Критерии оценивания выполнения заданий по СРС (самостоятельной работе студента):
4-балльная шкала (уровень освоения) | Показатели | Критерии |
Отлично (повышенный уровень) |
| Студентом задание выполнено самостоятельно и своевременно; материал изложен последовательно и рационально. Даны полные ответы на все поставленные вопросы, сформулированы и полностью обоснованы собственные оценки, выводы и комментарии. |
Хорошо (базовый уровень) | Студентом задание выполнено своевременно, но недостаточно самостоятельно, с подсказкой преподавателя. Материал изложен последовательно и рационально; даны ответы на все поставленные вопросы, сформулированы собственные оценки, выводы и комментарии, но их обоснование неполно. | |
Удовлетворительно (пороговый уровень) | Студентом задание решено несвоевременно, недостаточно самостоятельно, с подсказками преподавателя; материал изложен недостаточно последовательно и рационально. Даны ответы не на все поставленные вопросы, слабо сформулированы собственные оценки, выводы и комментарии. | |
Неудовлетвори-тельно (уровень не сформирован) | Студентом задание не выполнено. |
-
Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
-
Теоретическая аргументация: законы логики и ошибки, связанные с их нарушением. -
Тезис и требования, предъявляемые к нему. -
Аргумент и требования, предъявляемые к нему.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
-
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет. -
Процедура проведения: на зачетном собеседовании студенту задается один вопрос из приведенного списка и типовое практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 0,25 академического часа. По итогам ответа на теоретический вопрос и решение типового практического задания студент получает зачет/незачет.
-
Проверяемые компетенции (код): ОК-5, ОПК-1 -
Пример оценочного средства:
Перечень вопросов/заданий |
1.Представление о триединой сущности риторики. Предмет и задачи риторики. 2.Роды и виды красноречия. 3.Позиция автора, возбуждение интереса слушателей. 4.Взаимодействие оратора и аудитории. Лексические и психологические средства контакта. 5.Аудитория. Виды аудиторий. 6.Нравственность речи оратора. 7.Разделы классической риторики. Инвенция: тема и ее выбор, общая и конкретная цель. 8.Источники материала и его накопление. Топика. «Общие места». 9.Разделы классической риторики. Диспозиция: план, работа над конспектом, виды конспектов. 10.Композиция речи. Виды композиций. 11.Разделы классической риторики. Элокуция: языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи. 12.Словесная наглядность. Тропы как средство создания наглядности речи. 13.Индивидуальные особенности личности в общении. Основные типы коммуникабельности людей. 14.Эго-состояния и речевое общение. 15.Доказательство как процесс. 16.Эмпирическая аргументация: обращение к опыту, примеры и иллюстрации. 17.Теоретическая аргументация: законы логики и ошибки, связанные с их нарушением. 18.Тезис и требования, предъявляемые к нему. 19.Аргумент и требования, предъявляемые к нему. 20.Основные способы демонстрации аргументов: дедукция, индукция, аналогия. 21.Неуниверсальные способы убеждения: традиция, авторитет, вера, интуиция, здравый смысл. 22.Некорректные способы убеждения: софизмы. Ловушки языка. 23.Спор и его виды. Основные правила ведения спора. 24.Полемические приемы. Уловки в споре. 25.Психологические особенности ораторской речи: монологичность, произвольность, организованность. 26.Психологические особенности ораторской речи: основные приемы установления контакта с аудиторией. Речь перед толпой и коллективом. 27.Психологические особенности ораторской речи: типы отношений «оратор–речь–аудитория», типы ораторов. 28.Слушание публичного выступления. Принципы эффективного слушания. 29.Спор. Разновидности спора. Общие требования к спору. 30.Корректные и некорректные способы ведения спора. Типовое практическое задание: Подготовьте речь публичного выступления в ходе избирательной кампании от лица кандидата в президенты Российской Федерации. |
-
Критерии оценивания:
Бинарная шкала (уровень освоения) | Показатели | Критерии |
Зачтено (уровень сформирован) |
| Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает в достаточной степени аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практического задания. |
Незачтено (уровень не сформирован) | Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. |
- 1 2 3