Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозиро­вать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложе­ния; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозаписи песен С. Михалкова «Песенка друзей», М. Танича «Когда мои друзья со мной», текст речевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Петушок

Отправляла мама-квочка В школу милого сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера!

В. Орлов

Прочитайте медленно жужжащим чтением.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией.

Прочитайте с сердитой интонацией.

Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивле­ния; с интонацией сожаления.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Подумайте и скажите, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)

Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется.

Составьте фразу.

ДРУЗЬЯ, ХОРОШИЕ, СОСЕДИ, СЧАСТЛИВЫЕ (Хорошие соседи, счастливые друзья!)

Работа по теме урока

Произведения на какую тему вы поместили бы в этот раз­дел? (Предположения детей.)

В учебнике на с. 38 прочитайте, какие понятия узнаем, изу­чая этот раздел. (Рассказ, герой рассказа.)

Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

Согласны ли вы с ними?

Как вы считаете, без чего невозможно быть счастливым? Что вам нужно для счастья?

Объясните смысл пословицы.

Хорошее братство лучше богатства.

Прочитайте в учебнике на с. 39 стихотворение С. Михалко­ва «Песенка друзей» самостоятельно.

В каком темпе, с каким настроением следует его читать?

Прочитайте строчки, в которых говорится о том, как друзь­ям хорошо.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Послушайте эту песенку.

(Учитель включает аудиозапись.)

Попробуем ее спеть.

Рассмотрите в учебнике на с. 40 фотографии детей. Что вы видите?
(Все дети разные.)

Прочитайте диалог Ани и Вани. Сможете ли вы определить по фотографиям, о ком говорили ребята?

Расскажите одноклассникам о своих друзьях.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Продолжение работы по теме урока

В учебнике на с. 41 прочитайте заголовок. («Когда мои друзья со мной».)

Слышали ли вы такую песню? А может быть, вы ее знаете?

Прочитаем слова этой песни.

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

С чего начинается стихотворение?

Как вы понимаете строчки:

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много!

Объясните слова припева.

Как лучше справляться с трудностями?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Послушайте песню.

Споем ее вместе.


Материал для учителя

Михаил Исаевич Танич (1923—2008) — поэт-песенник. Родился в Та­ганроге. Отец Михаила Танича в конце 1930-х гг. был объявлен врагом народа, расстрелян в лагерях.

22 июня 1941 г. Танич заканчивает школу. Семья эвакуируется на Се­верный Кавказ. Михаил поступает в военное училище.

Танич проходит всю войну артиллеристом и заканчивает ее в Берли­не. Неоднократно ранен и контужен. Вернувшись с войны, Танич посту­пает на архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону.

В 1947 г. Михаил Танич был осужден по статье 58, пункт 10 («анти­советская агитация»; по этой статье в лагеря отправлялись большинство репрессированных). С этого времени до 1953 г. Танич работает на лесо­повале в Соликамске. В этом же лагере в 1938 г. был расстрелян его отец.

После смерти Сталина, в 1953 г., объявлена амнистия, и Танич осво­божден. Он приезжает в Москву и устраивается работать на радио. Его стихи печатаются в московских изданиях, причем первое из них — в «Ли­тературной газете».

В 1959 г. выходит первый сборник стихов Михаила Танича. В этом же году в соавторстве с композитором Яном Френкелем написана песня «Текстильный городок», прославившая поэта.

В последующие десятилетия написано огромное количество песен, ставших популярными. Песни Михаила Танича в разные годы исполня­ли Майя Кристалинская, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Алена Апина и другие. Известность получила также созданная им группа «Лесоповал».

Поэт Танич на протяжении жизни выпустил 15 книг.

Прочитайте пословицы и поговорки на с. 42 о дружбе и друзьях. Объясните их смысл.

(Учитель читает стихотворение А. Барто «Сонечка» в учебнике на с. 43.)

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Почему А. Барто назвала это стихотворение «Сонечка», а не «Соня»?

Какое это стихотворение: веселое, грустное, поучительное?

Чьи слова вы прочитаете с жалобной, плаксивой интонацией?

А как будут звучать слова мальчиков: решительно, угрожаю­ще или насмешливо, с юмором?

Нравятся ли вам такие плаксивые девочки?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Подведение итогов урока

Как называется новый раздел учебника?


Какие произведения мы читали на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Трудно ли вам было на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений.

Урок 2 3. Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное».

В. Осеева «Хорошее»

Цели: познакомить с произведениями Е. Пермяка и В. Осее­вой, с их творчеством; учить давать характеристику героев произ­ведений; сравнивать произведения по теме, содержанию и глав­ной мысли; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произве­дений; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми слова­ми, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по со­держанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты Е. Пер­мяка и В. Осеевой, текст речевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений.)

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Такая дружба

Я свою соседку Олю

За косичку дернул в школе:

Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.

Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.

Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же — как горох об стену,

А веселую Катюшку

Обозвал я хохотушкой.

В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору,

Вот потеха будет скоро!

На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу —

Ей лишь кнопку подложу...

В. Можная

Прочитайте стихотворение шепотом.

Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с замедлением.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Объясните смысл стихотворения. Что хотел сказать нам автор?

Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано? (Вы­сказывания детей.)

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 44. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать.


Знакомы ли вы с его произведениями?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством ЕЛ. Пермяка.)

Материал для учителя

Евгений Андреевич Пермяк (1902-1982) - русский писатель, ска­зочник. Он родился в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочел псевдоним Пермяк.

Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Ев­гению было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

В Воткинске Женя учился в церковно-приходской школе, прогим­назии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремесел: столярное, сле­сарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом — писательским. В Воткинске молодой человек взял­ся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом «мастер Непряхин».

Прочитайте название произведения. («Самое страшное».)

Как вы думаете, что на свете может быть самым страшным? (Высказывания детей.)

(Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».)

Какие чувства вы испытали при чтении?

Ответьте на вопросы с помощью текста.

(Выборочное чтение.)

Каким рос Вова?

Что он испытывал от того, что никого не боялся?

Какой день настал однажды?

Докажите предложениями текста, что все от него отвернулись.

В каких строчках заключена главная мысль рассказа? Про­читайте их.

(Дети читают последний абзац.)

Физкультминутка

Ветер сильно вдруг подул.

(Руки вверхнаклоны.)

Листья с дерева смахнул.

(Руки вниз.)

Закружились листья все.

(Дети кружатся.)

Прилетели все к земле.

(Присели.)

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте в учебнике на с. 46 название рассказа, рассмотри­те иллюстрации к нему, предположите, о чем этот рассказ.

Что вы помните о жизни и творчестве автора — Валентины Александровны Осеевой?

Прочитаем ее рассказ, узнаем, что же такое «хорошее». (Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)