Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.

Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы види­те? Прочитайте название и предположите, о чем оно может быть.

Прочитаем и проверим наши предположения.

Какие слова непонятны?

От чьего имени написано стихотворение? (От имени девочки.)

Кого угощала девочка?

С какой интонацией надо читать слова благодарности друзей?

Перечитайте заключительные строки.

Что вы можете сказать об этой девочке?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Материал для учителя

Зяблик — певчая птица размером с воробья (длина около 17 см). Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато- серая, спина коричневатая с зеленым, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна; окраска самки более тусклая. Рас­пространен в Европе, Западной Азии и Северной Африке; расселяется на Востоке. Один из самых многочисленных видов птиц в России. Оби­тает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Гнезда вьет на деревьях, маскируя их мхом и лишайниками. Питается семенами и зелеными частями растений, летом также насекомыми и другими бес­позвоночными, которыми выкармливает и птенцов. Зяблики прилетают в первых числах апреля. Гнездование и кладку начинают в начале мая. Насиживание и время выкармливания в гнезде — две недели. Вылет мо­лодых птиц — в июне. Зяблики могут делать две кладки за сезон. В кладке 3—6 голубоватых с крапинками яиц. Второе выведение — с июня по ав­густ. Отлет — с сентября до середины октября. Часть птиц зимует в Цен­тральной Европе, остальные улетают в Средиземноморье. Зимой может наблюдаться на Кавказе, в предгорных лесах.

Прочитайте в учебнике на с. 15 название стихотворения. («Зяблик».) Кто из вас знает, кто такие зяблики?

(Чтение стихотворения и вопросы и задания после прочтения.)

Как у мальчика появился зяблик?

Прочитайте, как жилось птичке у мальчика сначала.

Как зяблик остался один?

Каким мальчик застал зяблика?

Как понимаете выражение выходил его? {Вылечил.)

Почему мальчик отказался от щенка? Прочитайте его слова. Как вы их понимаете?

Подумайте, с одинаковым ли настроением надо читать на­чало и конец стихотворения?


Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Мартышки

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Продолжение работы по теме урока

Какие книги Николая Сладкова вы читали?

Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.И. Сладкова.)

Материал для учителя

Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор книг о природе. Родился в семье рабочего-металлиста в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых раз­ных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, ему не терпелось узнать его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в «тетрадь наблюдений». Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.

«Природа волновала и влекла меня всю жизнь, — писал он, — ее кра­сота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неис­черпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней. Никто меня специально не “вводил” в природу, никто не “приучал” и “не открывал глаза”. Я родился уже готовым ее поклонником. Книги только объяснили мне то, чего я еще не знал. А Ви­талий Валентинович Бианки — мой старший товарищ — научил разби­раться в писательской технике. Я его легко понимал, души наши были родственными».

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 72.)

Подумайте, что может рассказать автор в произведении с названием «Без слов»?



(Чтение рассказа в учебнике на с. 18 и вопросы и задания по­сле прочтения.)

Какой вопрос задала автору Люся?

О чем девочка заставила задуматься взрослого человека?

Как он объяснил Люсе, кто же в этом виноват?

Как птицы поняли Люсю?

В чем главная мысль рассказа?

Почему он так назван?

(Чтение по ролям.)

Рефлексия

Все ли вам на уроке было понятно?

Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?

В чем трудности?

Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке? Какие произведения изучали?

Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание

Найти в библиотеке книги, которые советуют прочитать ав­торы учебника на с. 21.

Урок 19. Книги о природе и животных.

Л. Толстой «Обходиться добром со всяким»,

«Не мучить животных». С. Маршак «В зоопарке»

Цели: познакомить с произведениями Л. Толстого и С. Мар­шака, с жизнью и творчеством Л. Толстого; прививать интерес и любовь к книгам о животных; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев произведения, его главную мысль; развивать память, речь, мышление, вообра­жение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать вырази­тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в произведении; отвечать на вопросы по содержанию; называть героев и оценивать их по­ступки; ориентироваться в прочитанных произведениях; анали­зировать и сравнивать произведения больших и малых жанров;' отгадывать загадки.

Оборудование: портреты и книги Л. Толстого и С. Маршака, текст речевой разминки, карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Если ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко,

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять И в лес отнести опять.

Ю. Щербаков

Прочитайте стихотворение медленно.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.

Прочитайте с интонацией раздражения.

Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивле­ния; с интонацией сожаления; с интонацией восхищения.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Вспомните название раздела, произведения которого мы изучаем. {«Люблю все живое».)

Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?


Сегодня мы познакомимся с произведениями Л. Толстого, узнаем о жизни и творчестве писателя, прочитаем новое произведение С. Маршака.

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 22. Чей портрет вы видите? (Льва Николаевича Толстого.)

Что вы знаете об этом писателе?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого.)


Материал для учителя Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - русский писатель. Родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Потомок старинных дворян­ских родов — графов Толстых со стороны отца и князей Волконских со сто­роны матери. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался у своей тетки, сестры отца, которая жила в Казани. Он получил домашнее образо­вание, позволившее ему овладеть несколькими иностранными языками.

В 1844 г. юноша поступает в Казанский университет. Учится снача­ла на восточном, а затем на юридическом факультете. Однако занятия в университете не удовлетворяют любознательного и оригинально мыс­лящего студента. Он прекращает учебу и в 1847 г. возвращается в Ясную Поляну, решив перейти на самообразование — учиться самостоятельно

по собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и ме­дицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания.

Поселившись в усадьбе Ясная Поляна под Тулой, он отпускает кре­стьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для кре­стьянских детей. Для них были написаны сказки и истории, среди них «Три медведя», «Филипок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка». Сам Толстой преподавал историю в Яснополянской школе.

Для самых маленьких он написал учебную книжку. Назвал ее «Аз­бука», но это была скорее энциклопедия в четырех томах. Огромную ра­боту проделал писатель, добиваясь, чтобы, как он сам говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Первое издание «Азбуки» вышло в 1872 г., и писатель отмечал, что она «печатается с одного конца, а с другого все пишется и прибавляется...».

В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может на­зываться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 81.)

(Учитель читает произведение JI. Толстого «Обходиться доб­ром со всяким».)

Какие чувства возникли у вас при чтении? Почему?

Перечитайте текст так, чтобы голосом показать характер героев.

(Выразительное чтение сказки детьми.)

Подумайте и скажите, какую важную мысль автор сообщает читателям. (Надо поступать так, как хочешь, чтобы люди поступали с тобой. Делай добро, и самому будет хорошо.)

Прочитайте название следующего произведения.