ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о том, как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное.
Урок 3. С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А.С. Пушкин
Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, А.С. Пушкина; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; бережно относиться к книгам; различать понятия «книга», «писатель», «читатель», «библиотека», «каталог алфавитный и систематический», «формуляр».
Оборудование: портреты С. Михалкова и А.С. Пушкина, презентация путешествия по библиотеке (по возможности).
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное? (Ответы детей.)
Речевая разминка
(Дети читают скороговорки на с. 14 учебника. Учитель распределяет, кто какую скороговорку будет читать. Сначала дети
работают самостоятельно, затем в парах, а потом, по указанию учителя, читают группами.)
Прочитайте скороговорку медленно.
Прочитайте ее шепотом, громко.
А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
Прочитайте скороговорку быстро друг другу.
А сейчас прочитайте хором те, кто готовил первую скороговорку.
(Дети читают хором группами вторую, третью скороговорки, шутку-минутку.)
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Ребята, пока вы читали скороговорки, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.
АМЛХИОВК
(Михалков.)
Верно, Михалков. Кто из вас знает, как его зовут? (Сергеи Владимирович.)
Какие произведения этого автора вы знаете?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. В. Михалкова.)
Материал для учителя
Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) — русский поэт, драматург. Родился в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства».
Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось па детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.
Школьные годы провел в Пятигорске, в 1930 г. окончил среднюю школу.
Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928 г. В этом же году он был начислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто стали печатать на страницах пятигорской газеты «Терек».
В 1930 г. Михалков переезжает в Москву и в течение трех лет работает чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимает участие в геолого-разведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще стали публиковать в столичной печати, передавали по радио. С 1933 г. у Михалкова появилась возможность жить только на литературный заработок.
С.В. Михалков стал членом объединения молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935-1937 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
В 1935 г. в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов (1936).
Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем же номере. Но нужны были иллюстрации к поэме.
За такой короткий срок художнику рисунков не сделать,,— вздохнул редактор. - Придется, видимо, выпуск журнала задержать, а не хотелось бы...
Он внимательно посмотрел на стоявшего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнес:
Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы самый настоящий дядя Степа!
И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 49.)
Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.
Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотворения. («Как бы жили мы без книг?..»)
Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей.) Прочитаем его и узнаем, верны ли наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)
Так о чем это стихотворение? Докажите строчками стихотворения.
Прочитайте его друг другу.
Кто готов прочитать выразительно всему классу?
Физкультминутка
Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы...
Угощайтесь, молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)
Продолжение работы по теме урока
Как вы думаете, когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?
Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Библиотекарь.)
Знаете ли вы происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: «биб- лион» — книга и «тека» — хранилище.
Теперь вам понятно значение этого слова?
-- Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Подготовьтесь к выразительному чтению. Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
Откройте учебник на с. 15. Прочитайте, что говорит Ваня.
Переверните страницу и прочитайте, что ответила Аня.
Какие указатели вы видите? Что такое каталог? (Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т. п., составленный в определенном порядке.)
Обратите внимание на то, какие бывают каталоги в библиотеке (с. 17). (Алфавитный и систематический.)
Попробуйте объяснить, чем они различаются.
Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за ней, много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.
У этой поэмы Пушкина есть вступление. Сегодня мы будем его читать.
(Чтение текста вступления учителем или воспроизведение аудио- или видеозаписи. Словарная работа.)
У лукоморья — у морского залива.
Дол — то же, что и долина.
Пленяет — берет в плен.
Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет — сохнет.
Прочитайте вступление самостоятельно, найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.
(Дети читают, делая пометки карандашом. Проверка само- 1 и штельной работы.)
Рефлексия
Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко. А что не получалось? Почему?
Подведение итогов урока
Какие произведения читали на уроке?
Назовите их авторов. Что вы о них узнали?
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике на с. 22—23.
Урок 4. Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Цели: познакомить с произведениями В. Осеевой, К. Ушинского, К. Чуковского; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; описывать характер героев, распределять роли; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оборудование: портреты и книги по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение.
Как бы жизнь ни летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле, —
Делай доброе дело,
Тем живем на земле.
А. Лесных
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Как вы поняли его смысл?
Прочитайте стихотворение медленно.
А сейчас, начиная медленно, постепенно ускоряйте темп.
Прочитайте, начиная тихим голосом, заканчивая громко. А теперь наоборот.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Какие черты характера вы цените в людях? (Ответы детей.) Да, люди ценят те качества, которые вы назвали.
На с. 23 прочитаем, названия каких качеств встречаются is книгах Константина Дмитриевича Ушинского, обсудим, что они означают.
Прочитайте название рассказа К. Ушинского. («Худо тому, кто добра не делает никому».)
Как вы его понимаете?
Прочитайте текст.
Любили ли Гришу товарищи? Почему?
Чему учит нас автор?
Прочитайте текст по ролям.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Книги — мои друзья» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 22. Кто автор рассказа?
Что вы о ней знаете? Какие произведения этого автора вы читали?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В.А. Осеевой.)
Материал для учителя
Валентина Александровна Осеева (1902-1969) - русская писательница. Родилась в Киеве. Отец работал инспектором на элеваторе, мать — корректором в газете. Оба принимали активное участие в революционной борьбе. В 1905 г. отец возглавлял железнодорожный забастовочный комитет, затем ушел в подполье, но был арестован. Из-за преследований иолиции мать с тремя дочерьми часто переезжала. Учебу Осеева начала и Киеве, а закончила в Житомире. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем — в Солнечногорск.
Придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, юная Паля Осеева поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».