ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА:
«Воспитание
активной
гражданственности
и
истинного
патриотизма на основе системно-деятельностного подхода».
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются
запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями
школы, социума. При составлении плана воспитательной работы учитывались
требования
ФГОС
начальной
и
основной
школы,
программа
по
патриотическому воспитанию, программа духовно-нравственного развития.
ЦЕЛЬ: Создание условий для становления разносторонне развитой
личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в
творчестве и в самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии,
способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей
принимать решения и отвечать за свои поступки.
ЗАДАЧИ:
1. социализация личности школьника через включение воспитанников в
содержательную
деятельность
и
осуществление
педагогического
сопровождения, накопление социального опыта, формирование культурного и
жизненного самоопределения учащегося;
2. воспитание у каждого учащегося гражданских, правовых и нравственных
качеств личности;
3. формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности,
способности к ответственному самоопределению и саморегуляции;
4. расширение сети дополнительного образования за счет включения
объединений
учебно-развивающего
направления,
максимального
воспитательного воздействия, положительной отдачи от каждого внеклассного
мероприятия.
5. развитие способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в
частности, профессии, формирование опыта демократического поведения,
ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности;
6. формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни и
содержательный досуг; сохранение и укрепление здоровья учащихся в
образовательном процессе.
52
Программа воспитания и социализации обучающихся
на ступени начального, основного, среднего общего образования
МБОУ СОШ №12 имени Воинов-интернационалистов
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне начального,
основного, среднего общего образования (далее - Программа) строится на основе базовых
национальных ценностей российского общества (патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии
России, искусство, природа, человечество)
Программа направлена на:
• развитие и воспитание компетентного граж данина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа России.
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил
общественного поведения;
• формирование готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,
индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей
рынка труда;
• формирование и развитие знаний, установок, личност ных ориентиров и норм
здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
•
формирование экологической культуры,
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся
В тексте программы основные термины «воспитание», «социализация» и «духовно
нравственное развитие» человека используются в контексте образования:
• воспитание - составляющая процесса образования, духовно-нравственное
развитие - один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и
духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности;
• духовно-нравственное развит ие - осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности, формирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом;
• воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и
сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация
характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими
людьми,
с социальными общностями (в том числе с
социальными
организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение
обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в
пространстве образовательных организаций и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
53
страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
России.
Задачи
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся:
• освоение обучающимися
ценностно-нормативного
и деятельностно
практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с
Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом,
человека с природой, с искусством и т.д.;
• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания,
содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных
возможностях,
интересах,
ограничениях с запросами
и требованиями
окружающих людей,
общества,
государства,
помощь в
личностном
самоопределении,
проектировании
индивидуальных
образовательных
траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка
деятельности обучающегося по саморазвитию;
•
овладение
обучающимся
социальными,
регулятивными
и
коммуникативными
компетенциями,
обеспечивающими
им
индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в
социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими
и младшими.
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на
уровне основного общего образования - базовые национальные ценности российского
общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС
ООО.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями
Конституции Российской Ф едерации:
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство
с республиканской формой правления» (Гл. I, ст. 1);
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл. I, ст. 2);
«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I,
ст. 7);
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст. 8);
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
настоящей
Конституцией.
Основные
права
и
свободы
человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст. 17).
Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе
образования определены положениями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.):
«.гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
..демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических
работников,
обучающихся,
родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
.недопустим ость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
54
...сочетание
государственного
и
договорного
регулирования
отношений
в
сфере
образования» (Ст. 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
перечисляет базовые
национальные ценности российского
общества:
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования
к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24).
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и
социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей
деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
Определяющим способом
деятельности по духовно-нравственному развитию,
воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
•
обеспечивающего создание социальной среды развит ия обучающихся;
•
включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность,
систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
•
основанного на системе базовых национальных ценностей российского
общества;
•
учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона,
потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Формирование особого нравственного уклада школьной жизни включает в себя
воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.
Его организация и полноценное функционирование требуют согласованные усилия всех
социальных субъектов-участников воспитания: школы, семьи, общественных организаций,
включая и детско-юношеские движения и организации учреждений дополнительного
образования, культуры и спорта учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
•
Учебная / урочная деятельность.
В содержании учебных предметов важное место играют воспитательные задачи. Система
базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама
оказывает существенное влияние на его организацию.
•
Внеурочная деятельность (культурные практики).
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий:
праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков,
секций, клубов и других форм дополнительного образования.
•
Внешкольная
деятельность
(социальные
и
культурные
практики)
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи,
благотворительные,
экологические,
военно-патриотические
мероприятия,
учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах
целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной
педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная
практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно
значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и
55
воспитанников
социальную
компетентность
и
опыт
конструктивного
гражданского поведения.
В формировании уклада школьной жизни определяющую роль играет общность
участников
образовательного
процесса:
обучающиеся,
ученические
коллективы,
педагогический
коллектив
школы,
администрация,
учредитель
образовательной
организации, родительское сообщество, общественность.
Анализ работ ы школы прошлых лет показывает наличие позитивных возможностей
для решения задач воспитания и социализации обучающихся и преодоления негативных
тенденций: постоянное повышение квалификации административного и педагогического
состава в области психологии, педагогических инновационных технологий; ориентация
педагогического коллектива на создание адекватных психолого-педагогических условий для
саморазвития сложных групп учащихся; внедрение здоровьесберегающих технологий;
наличие ресурсов (человеческих, материальных) для развития системы дополнительного
образования;
наличие информационной инфраструктуры,
подкрепленной ресурсами;
демократический характер системы управления образовательным учреждением; внедрение
здоровьесберегающих
технологий,
способствующего
формированию
духовности,
нравственности и гражданственности учащихся на основе целостного подхода к
отечественному историко-культурному наследию; ориентация педагогического коллектива
на инновационные формы деятельности; лидирующие позиции учреждения, реализующего
углубленный уровень образования в системе образования района; вовлечение социальных
партнеров в образовательную и воспитательную деятельность школы; совершенствование
информационной инфраструктуры в школе
Программа опирается на изучение потребностей
обучающихся:
целостное
интеллектуальное, социальное и культурное развитии; освоение фундаментальных основ
современного
гуманитарного,
естественно-научного знания,
достижение требований
государственного образовательного стандарта, формирование социального опыта, осознание
социально-профессиональных
мотиваций,
расширение
возможных
направлений
полноценного созидательного участия в культурной жизни школы и общества в целом; и и х
родит елей(законных представителей): комфортная гуманистическая школьная среда,
обеспечивающая формирование позитивных, познавательных и жизненных мотиваций детей,
качественное образование, развитие способностей учащихся, подготовка их к решению
жизненных и профессиональных проблем.
Основными направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию,
воспитанию
и
социализации,
профессиональной
ориентации
обучающихся,
здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
являются:
•
обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности,
гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности,
гражданской позиции; формирование готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа
партнера по диалогу. формирование мотивов и ценностей обучающегося в
сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к
культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной
группы,
базовым
национальным
ценностям
российского
общества,
общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской
гражданской идентичности);
•
включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации
(приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-
юношеских
организациях
и
движениях,
школьных
и
внешкольных
56
объединениях, в ученическом самоуправлении, участие обучающихся в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; социальная
самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности; приобретение опыта конструктивного
социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в
обществе, социальных ролях человека; формирование у обучающихся
личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и
ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных
российским законодательством);
•
формирование
партнерских
отношений
с
родителями
(законными
представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье,
учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных
и социальных потребностей их семей;
•
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых
отношений
и
выбора
будущей
профессии
(развитие
собственных
представлений о перспективах своего профессионального образования и
будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта,
соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у
обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение
способами
и
приемами
поиска информации,
связанной
с
профессиональным
образованием
и
профессиональной
деятельностью,
поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через
систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество
с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования,
центрами
профориентационной
работы;
совместную
деятельность
обучающихся с родителями (законными представителями); информирование
обучающихся
об
особенностях
различных
сфер
профессиональной
деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий,
особенностях местного, регионального, российского и международного спроса
на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого
педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной
помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику
профессиональных
склонностей
и
профессионального
потенциала
обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения
образования
и
выбора
профессии
(в
том
числе
компьютерного
профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
•
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере
самопознания,
самоопределения,
самореализации,
самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно
нравственному
самосовершенствованию;
формирование
позитивной
самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
•
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере
здорового
образа
жизни
(осознание
обучающимися
ценности
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование
установки на систематические занятия физической культурой и спортом,
готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на
основе
осознания
собственных
возможностей;
осознанное
отношение
обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в
том
числе
экологических
и
транспортных,
готовности
активно
им
противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в
57
«Воспитание
активной
гражданственности
и
истинного
патриотизма на основе системно-деятельностного подхода».
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются
запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями
школы, социума. При составлении плана воспитательной работы учитывались
требования
ФГОС
начальной
и
основной
школы,
программа
по
патриотическому воспитанию, программа духовно-нравственного развития.
ЦЕЛЬ: Создание условий для становления разносторонне развитой
личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в
творчестве и в самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии,
способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей
принимать решения и отвечать за свои поступки.
ЗАДАЧИ:
1. социализация личности школьника через включение воспитанников в
содержательную
деятельность
и
осуществление
педагогического
сопровождения, накопление социального опыта, формирование культурного и
жизненного самоопределения учащегося;
2. воспитание у каждого учащегося гражданских, правовых и нравственных
качеств личности;
3. формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности,
способности к ответственному самоопределению и саморегуляции;
4. расширение сети дополнительного образования за счет включения
объединений
учебно-развивающего
направления,
максимального
воспитательного воздействия, положительной отдачи от каждого внеклассного
мероприятия.
5. развитие способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в
частности, профессии, формирование опыта демократического поведения,
ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности;
6. формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни и
содержательный досуг; сохранение и укрепление здоровья учащихся в
образовательном процессе.
52
Программа воспитания и социализации обучающихся
на ступени начального, основного, среднего общего образования
МБОУ СОШ №12 имени Воинов-интернационалистов
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне начального,
основного, среднего общего образования (далее - Программа) строится на основе базовых
национальных ценностей российского общества (патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии
России, искусство, природа, человечество)
Программа направлена на:
• развитие и воспитание компетентного граж данина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа России.
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил
общественного поведения;
• формирование готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,
индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей
рынка труда;
• формирование и развитие знаний, установок, личност ных ориентиров и норм
здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
•
формирование экологической культуры,
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся
В тексте программы основные термины «воспитание», «социализация» и «духовно
нравственное развитие» человека используются в контексте образования:
• воспитание - составляющая процесса образования, духовно-нравственное
развитие - один из целевых ориентиров образования; в основе и воспитания, и
духовно-нравственного развития находятся духовно-нравственные ценности;
• духовно-нравственное развит ие - осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности, формирование способности человека оценивать и сознательно
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом;
• воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и
сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация
характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими
людьми,
с социальными общностями (в том числе с
социальными
организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение
обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в
пространстве образовательных организаций и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
53
страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
России.
Задачи
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся:
• освоение обучающимися
ценностно-нормативного
и деятельностно
практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с
Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом,
человека с природой, с искусством и т.д.;
• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само-понимания,
содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных
возможностях,
интересах,
ограничениях с запросами
и требованиями
окружающих людей,
общества,
государства,
помощь в
личностном
самоопределении,
проектировании
индивидуальных
образовательных
траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка
деятельности обучающегося по саморазвитию;
•
овладение
обучающимся
социальными,
регулятивными
и
коммуникативными
компетенциями,
обеспечивающими
им
индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в
социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими
и младшими.
Ценностные ориентиры программы воспитания и социализации обучающихся на
уровне основного общего образования - базовые национальные ценности российского
общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС
ООО.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями
Конституции Российской Ф едерации:
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство
с республиканской формой правления» (Гл. I, ст. 1);
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл. I, ст. 2);
«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I,
ст. 7);
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст. 8);
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
настоящей
Конституцией.
Основные
права
и
свободы
человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст. 17).
Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе
образования определены положениями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.):
«.гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
..демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических
работников,
обучающихся,
родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
.недопустим ость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
54
...сочетание
государственного
и
договорного
регулирования
отношений
в
сфере
образования» (Ст. 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
перечисляет базовые
национальные ценности российского
общества:
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества.
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования
к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24).
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и
социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей
деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
Определяющим способом
деятельности по духовно-нравственному развитию,
воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
•
обеспечивающего создание социальной среды развит ия обучающихся;
•
включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность,
систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
•
основанного на системе базовых национальных ценностей российского
общества;
•
учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона,
потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Формирование особого нравственного уклада школьной жизни включает в себя
воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.
Его организация и полноценное функционирование требуют согласованные усилия всех
социальных субъектов-участников воспитания: школы, семьи, общественных организаций,
включая и детско-юношеские движения и организации учреждений дополнительного
образования, культуры и спорта учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
•
Учебная / урочная деятельность.
В содержании учебных предметов важное место играют воспитательные задачи. Система
базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама
оказывает существенное влияние на его организацию.
•
Внеурочная деятельность (культурные практики).
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий:
праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков,
секций, клубов и других форм дополнительного образования.
•
Внешкольная
деятельность
(социальные
и
культурные
практики)
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи,
благотворительные,
экологические,
военно-патриотические
мероприятия,
учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах
целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной
педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная
практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно
значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и
55
воспитанников
социальную
компетентность
и
опыт
конструктивного
гражданского поведения.
В формировании уклада школьной жизни определяющую роль играет общность
участников
образовательного
процесса:
обучающиеся,
ученические
коллективы,
педагогический
коллектив
школы,
администрация,
учредитель
образовательной
организации, родительское сообщество, общественность.
Анализ работ ы школы прошлых лет показывает наличие позитивных возможностей
для решения задач воспитания и социализации обучающихся и преодоления негативных
тенденций: постоянное повышение квалификации административного и педагогического
состава в области психологии, педагогических инновационных технологий; ориентация
педагогического коллектива на создание адекватных психолого-педагогических условий для
саморазвития сложных групп учащихся; внедрение здоровьесберегающих технологий;
наличие ресурсов (человеческих, материальных) для развития системы дополнительного
образования;
наличие информационной инфраструктуры,
подкрепленной ресурсами;
демократический характер системы управления образовательным учреждением; внедрение
здоровьесберегающих
технологий,
способствующего
формированию
духовности,
нравственности и гражданственности учащихся на основе целостного подхода к
отечественному историко-культурному наследию; ориентация педагогического коллектива
на инновационные формы деятельности; лидирующие позиции учреждения, реализующего
углубленный уровень образования в системе образования района; вовлечение социальных
партнеров в образовательную и воспитательную деятельность школы; совершенствование
информационной инфраструктуры в школе
Программа опирается на изучение потребностей
обучающихся:
целостное
интеллектуальное, социальное и культурное развитии; освоение фундаментальных основ
современного
гуманитарного,
естественно-научного знания,
достижение требований
государственного образовательного стандарта, формирование социального опыта, осознание
социально-профессиональных
мотиваций,
расширение
возможных
направлений
полноценного созидательного участия в культурной жизни школы и общества в целом; и и х
родит елей(законных представителей): комфортная гуманистическая школьная среда,
обеспечивающая формирование позитивных, познавательных и жизненных мотиваций детей,
качественное образование, развитие способностей учащихся, подготовка их к решению
жизненных и профессиональных проблем.
Основными направлениями деятельности по духовно-нравственному развитию,
воспитанию
и
социализации,
профессиональной
ориентации
обучающихся,
здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
являются:
•
обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности,
гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности,
гражданской позиции; формирование готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа
партнера по диалогу. формирование мотивов и ценностей обучающегося в
сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к
культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной
группы,
базовым
национальным
ценностям
российского
общества,
общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской
гражданской идентичности);
•
включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации
(приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-
юношеских
организациях
и
движениях,
школьных
и
внешкольных
56
объединениях, в ученическом самоуправлении, участие обучающихся в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; социальная
самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности; приобретение опыта конструктивного
социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в
обществе, социальных ролях человека; формирование у обучающихся
личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и
ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных
российским законодательством);
•
формирование
партнерских
отношений
с
родителями
(законными
представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье,
учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных
и социальных потребностей их семей;
•
формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых
отношений
и
выбора
будущей
профессии
(развитие
собственных
представлений о перспективах своего профессионального образования и
будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта,
соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у
обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение
способами
и
приемами
поиска информации,
связанной
с
профессиональным
образованием
и
профессиональной
деятельностью,
поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через
систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество
с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования,
центрами
профориентационной
работы;
совместную
деятельность
обучающихся с родителями (законными представителями); информирование
обучающихся
об
особенностях
различных
сфер
профессиональной
деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий,
особенностях местного, регионального, российского и международного спроса
на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого
педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной
помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику
профессиональных
склонностей
и
профессионального
потенциала
обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения
образования
и
выбора
профессии
(в
том
числе
компьютерного
профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
•
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере
самопознания,
самоопределения,
самореализации,
самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно
нравственному
самосовершенствованию;
формирование
позитивной
самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
•
формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере
здорового
образа
жизни
(осознание
обучающимися
ценности
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование
установки на систематические занятия физической культурой и спортом,
готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на
основе
осознания
собственных
возможностей;
осознанное
отношение
обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в
том
числе
экологических
и
транспортных,
готовности
активно
им
противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в
57