Файл: Книга для учителя (Электронный ресурс). Учебные проекты WeDo Комплект заданий Lego (2009585) Рабочая программа Lego WeDo. Основы робототехники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.
Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, - это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.
Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила.
К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества
(новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя.
Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих

сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации
(книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.
Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.
К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы.
Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.
К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать

комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.
Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно
– практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно
- ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.
Алгоритм организации совместной деятельности
.
Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.

Тематический план

Тема
Количество
компонентов
непосредственно
образовательной
деятельности
В т.ч.
практических
1
Наши помощники - роботы
1 1
2
Знакомство с компонентами конструктора.
1 1
3
Знакомство со средой программирования
1 1
4
Знакомство со средой программирования
1 1
5
Волшебные превращения
1 1
6
Умная вертушка
1 1
7
Умная вертушка (рефлексия и развитие).
1 1
8
Спасение самолета
1 1
9
Спасение самолета
1 1

10 Непотопляемый парусник.
Конструирование модели
1 1
11 Непотопляемый парусник
1 1
12 Танцующие птицы
1 1
13 Танцующие птицы
1 1
14 Обезьянка-барабанщица
1 1
15 Обезьянка-барабанщица
1 1
16 Веселый концерт
1 1
17 Веселый концерт
1 1
18 Голодный аллигатор
1 1
19 Голодный аллигатор
1 1
20 Рычащий лев
1 1
21 Рычащий лев
1 1
22 Порхающая птица
1 1
23 Порхающая птица
1 1
24 Творческий проект «Веселый зоопарк»
1 1
25 презентация творческого проекта
«Веселый зоопарк»
1 1
26 Нападающий
1 1
27 Нападающий
1 1
28 Вратарь
1 1
29 Вратарь
1 1
30 Необыкновенный матч
(конструирование 2-х разных моделей)
1 1
31 Ликующие болельщики
1 1
32 Ликующие болельщики
1 1
33 Ликующие болельщики - создание
«волны»
1 1
34 Спасение от великана
1 1
35 Творческий проект «ВЕДО-робот»
1 1
36 Итоговое занятие: презентации творческих проектов
1 1
Итого
36
36
Требования к результатам освоения программы
К концу года воспитанники должны знать:

названия деталей LEGO –конструктора, их назначение, особенности;

виды конструкций - плоские, объемные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;

основы программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
К концу года воспитанники должны уметь:


самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

выстраивать конструкцию по образцу, схеме либо инструкции педагога, правильно размещая её элементы относительно друг друга;

под руководством педагога создавать программы для робототехнических средств, при помощи специализированных визуальных конструкторов;

осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно демонстрировать технические возможности роботов;

рассказать о своём замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования;

обыграть постройку или конструкцию;

с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

проявлять самостоятельность в разработке и реализации замысла в разных его звеньях;

выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

работать в команде: договариваться, выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
Содержание учебного предмета

Тема
Содержание учебного материала
1
Наши помощники
- роботы
Познакомить с историей робототехники, применением роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок.
Определить понятие «робот».
Заинтересовать воспитанников конструированием программируемых роботов.
Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.
2
Знакомство с компонентами конструктора.
Познакомить с основными компонентами конструктора; правилами безопасной работы
Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.
3
Знакомство со средой программирования
Закрепить знание основных деталей конструктора.
Познакомить с программным обеспечением.
Формировать умение различать пиктограммы, устанавливать соответствие между пиктограммой и процессом, который она запускает.
Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
4
Знакомство со
Продемонстрировать возможности программы на примере

средой программирования модели «Лягушка».
Развивать зрительное восприятия, внимание, умения формулироватьвыводы на основании сравнения.
Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.
5
Волшебные превращения
Развивать умение быстро отвечать на вопросы,
сообразительность, быстроту реакции.
Развивать зрительно-пространственное восприятие на плоскости, наглядно – образного мышление.
Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры по заданным свойствам.
Развивать творческое воображение, умение производить синтез при восприятии отдельных частей целого.
Развивать объем внимания, его концентрацию и распределение.
Развивать умение заканчивать узор по образцу, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к мыслительной деятельности.
6
Умная вертушка
Познакомить с зубчатой передачей и установить взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка.
Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.
Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику.
Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.
7
Умная вертушка
(рефлексия и развитие).
Закрепить знания о зубчатой передаче и основных взаимосвязях между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка.
Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.
Формировать навыки работы с программой.
Развивать логическое мышление, Развивать умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям.
Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.
8
Спасение самолета
Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.
Развивать логическое мышление, Развивать умение устанавливать ПСС, работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику.
Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений.