Файл: Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий
Социальная политика на предприятии означает деятельность работодателей, менеджмента и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала. Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, тем самым представляется больше возможностей для реализации работниками способностей и их эффективной работы.
Социальная составляющая в деятельности предприятия — важный элемент его кадрового, производственного, экономического потенциала. Основное назначение социальной политики: способствовать обеспечению роста производительности, эффективности и качества труда работников; стимулировать работников к повышению квалификации, способствовать решению управленческих задач — закрепление наиболее квалифицированных работников, обеспечение их ротации и лояльного отношения к предприятию. Социальная политика может быть эффективнее, если предоставляемые социальные услуги отражают специфику деятельности предприятия, режим и охрану труда, транспортную доступность рабочего места. Формы и виды социальных услуг целесообразно дифференцировать по категориям персонала. Желательно предоставлять только такие виды социальных услуг, которые пользуются спросом у персонала.
Эффективная социальная политика предполагает предоставление персоналу всех обязательных социальных услуг, которые предприятие должно оказывать в соответствии с законодательством. Вместе с тем она не может быть ограничена только обязательными социальными услугами. Конкуренция на рынке труда предполагает наличие социальных услуг, могущих привлечь новых работников на работу на предприятие или удерживать работающих здесь людей. Чем выше потребность в высококвалифицированных работниках, тем больше требуется дополнительных социальных услуг для привлечения и закрепления персонала. Уровень развития социальных услуг на предприятии влияет на определение его положения на рынке труда. Если предприятие предоставляет своему персоналу значительный объем социальных услуг, необходимых работникам, оно будет выгодно отличаться от других предприятий. Это хорошая основа для привлечения новых работников и сохранения существующего персонала.
Правительство Российской Федерации придает особое значение проведению социальной политики на предприятии. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что при его участии проводится Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». Организаторы конкурса — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Конкурс позволяет выявить организации в различных отраслях экономики, добившихся высокой социальной эффективности, изучить и распространить опыт решения социальных вопросов, совершенствовать формы социального партнерства.
Собственники и руководители предприятия при формировании и реализации социальной политики ориентируются на национальное законодательство. Наша страна — член различных международных организаций; подписала и ратифицировала многие международные документы, содержащие социальные права человека. В этой связи представляется важным обеспечение социальных прав при реализации социальной политики на предприятии. Существует большое количество международных актов, воззваний, деклараций, заявлений, итоговых документов, кодексов, конвенций, мандатов, пактов, правил, принципов, положений, протоколов, резолюций, рекомендаций, решений, соглашений, статутов, уставов, хартий, в которых определены социальные права человека. Среди них выделим Международный билль о правах человека, включающий пять документов: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. К международным документам универсального характера также относятся Декларация социального прогресса и развития, конвенции Международной организации труда. К международным документам о правах человека регионального характера относятся документы Совета Европы: Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней; Европейская социальная хартия (пересмотренная); Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
В международных документах определены следующие социальные права человека, которые можно реализовать при проведении социальной политики на предприятии:
-
право на труд, свободный выбор работы и защиту от безработицы; -
равные возможности и равное обращение в занятости и выборе рода занятий без дискриминации по признаку пола; -
упразднение и запрещение принудительного или обязательного труда; -
запрещение дискриминации в области труда и занятий; справедливые и благоприятные условия труда; -
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; -
участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды; -
справедливое вознаграждение; равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности; -
охрану заработной платы; оплачиваемый отпуск; -
создание и вступление в организации, в том числе в профсоюзы для защиты собственных экономических и социальных интересов; -
заключение коллективных договоров; профессиональную ориентацию; -
социальное обеспечение и социальное страхование; образование и профессиональную подготовку; охрану здоровья; -
защита при окончании найма; -
защита законных претензий трудящихся в случае неплатежеспособности работодателя; -
защита работником своего достоинства по месту работы; -
информация и консультации; -
жилье; -
информация и консультации с трудящимися при коллективных увольнениях по сокращению штата; -
защита требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя; -
равные возможности и равное обращение трудящихся с семейными обязанностями; -
защита и льготы на предприятиях представителей трудящихся; -
защита детей и молодежи в области социально-трудовых отношений; работающих женщин на охрану материнства; -
защиту трудящихся-мигрантов и их семей.
В нашей стране положение с экономическими и социальными правами человека остается сложным. В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 г. отмечается, что собственники предприятий в большинстве случаев игнорируют нормы трудового законодательства во имя достижения своей главной цели — получения максимальной прибыли в предельно короткие сроки. Сфера трудовых отношений — остроконфликтная. Имеют место многочисленные факты незаконных увольнений. Массовые масштабы принимают в некоторых регионах задержки выплаты заработной платы. Частные компании уклоняются от перечисления по установленным нормам средств в социальные фонды и на накопительные пенсионные счета граждан. Охрана труда находится на низком уровне. Из-за несоответствия установленным требованиям условий и организации труда имеют место многочисленные факты профессиональных заболеваний, травматизма и гибели людей. В то же время на практике работники и профсоюзы не обладают возможностями для эффективной защиты своих прав и интересов.
ООН выступила с международной инициативой создать Глобальное соглашение об общих ценностях и принципах или Глобальный договор, чтобы объединить деловые круги, компании, организации с учреждениями ООН, трудящимися и гражданским обществом в поддержку девяти универсальных принципов в области прав человека, труда и окружающей среды. Принципы таковы:
-
к деловым кругам обращена просьба поддерживать и уважать защиту международных прав человека в их сферах влияния; -
обеспечивать, чтобы их собственные корпорации не участвовали в нарушениях прав человека; -
к деловым кругам обращена просьба поддерживать свободу ассоциации и эффективное признание права на коллективный договор; -
ликвидация всех форм принудительного и обязательного труда; -
эффективная ликвидация детского труда; -
ликвидация дискриминации в отношении труда и занятости; -
к деловым кругам обращена просьба поддерживать осторожный подход к экологическим задачам; -
предпринимать инициативы по поощрению большей экологической ответственности; -
поощрять разработку и распространение экологически безопасных технологий.
Глобальное соглашение — это добровольная инициатива, основанная на гражданской позиции организаций, с двумя целями: сделать Глобальный договор и его принципы частью стратегии и операций деловых кругов; содействовать сотрудничеству между основными заинтересованными сторонами и поощрять налаживание партнерских связей в поддержку целей ООН. Для достижения этих целей Глобальное соглашение предлагает посредничество и вовлечение с помощью таких механизмов, как политические диалоги, обучение, местные структуры и проекты. Компании, международные организации трудящихся и организации гражданского общества участвуют в Глобальном соглашении1. Некоторые российские компании и Российский союз промышленников и предпринимателей подписали Глобальное соглашение.
Социальная политика на предприятии может быть отражена в документах, например, в Социальном кодексе. Так, ОАО «Нефтяная компания “ЛУКойл”» добровольно приняла социальные и этические обязательства, изложенные в Социальном кодексе и являющиеся преимущественно дополнительными обязательствами по отношению к российскому законодательству и международным стандартам. Компания будет выполнять принятые экономически оправданные социальные и этические обязательства независимо от складывающейся экономической ситуации в стране и мире. Социальный кодекс состоит их трех частей. В
первой части представлены корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам предприятий компании, ее дочерних обществ и контролируемых ею некоммерческих организаций. Эти гарантии определены в следующих областях:
-
социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений: социально ответственное реструктурирование; политика оплаты и мотивация труда; промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды; социальная политика в отношении молодых работников; -
качество условий труда и жизни работников и их семей: охрана здоровья; оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха; жилищная политика; -
гармоничное сочетание трудовых и семейных обязанностей: дополнительные дни отдыха и отпуска; социальная поддержка семей с детьми и инвалидами; -
корпоративное социальное обеспечение и страхование: добровольное медицинское страхование; негосударственное пенсионное обеспечение; корпоративная система личного страхования; -
социальная поддержка инвалидов и неработающих пенсионеров, социальная поддержка пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Во второй части Кодекса отражено социально ответственное участие компании в жизни общества, включающее в себя: развитие монепроизводственных населенных пунктов; природоохранную деятельность; развитие науки, образования, технологии и инноваций; сохранение национально-культурной самобытности; поддержка культуры и спорта; содействие социальным группам и общественным объединениям, нуждающимся в поддержке; благотворительную деятельность компании и работников.
В третьей части Кодекса указана экономическая основа социальных инициатив. Определены следующие экономические источники и механизмы:
-
осуществление непрерывного контроля над социальными расходами: механизмы контроля над корпоративными пенсионными расходами; контроль над потреблением медицинских услуг в корпоративной системе охраны здоровья; -
оптимизация содержания социальной инфраструктуры: формы участия в содержании социальных объектов; -
повышение эффективности производства социальных услуг: аутсорсинг производителей социальных услуг на конкурсной основе. Аутсоринг означает передачу отдельных видов работ и производственных операций сторонним организациям; -
реализация принципов совместного финансирования: долевое участие работников в корпоративном социальном страховании и обеспечении; совместные платежи работников, членов их семей и местного населения за пользование социальной инфраструктурой организаций компании; долгосрочное жилищное кредитование (ипотека); долевое участие в программах социально-экономического развития, предусмотренных муниципальными, региональными и федеральным бюджетами; -
умножение нематериальных активов: социально ответственное инвестирование; социальные аспекты деловой репутации; социально ответственные отношения с подрядчиками и поставщиками.