Файл: Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономическая мощь компаний может быть определена двумя спо­собами: по объему доходов и по их рыночной стоимости. Постсоциалистические страны по этим параметрам выглядят неэффективными по сравнению с компаниями наиболее развитых стран мира. Например, по данным журнала
Fortune за 2008 г. из списка 500 самых крупных компа­ний мира: 153 базировались в США, 64 - в Японии. Значительное число компаний было зарегистрировано во Франции и Германии. В Китае та­ких компаний 29. Из российских компаний в списке было представлено только 5, четыре из которых относятся к энергетической сфере (Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз) и только одна - к банковскому сек­тору (Сбербанк). Безусловно, отсутствие в этом списке обрабатывающих компаний не способствует повышению мирового рейтинга России и развитию института КСО. Низкий мировой рейтинг отечественных компа ний также не способствует становлению этого института в среднем н малом бизнесе. Значительная часть российских компаний пока не имеет своей стабильной внутренней политики по социальному инвестированию, которое полезно в долгосрочной перспективе и быстрый успех не принесет.

К сожалению, пока в России не сложилось понимание того, что следование принципам КСО создает устойчивый положительный имидж компании, учитывается при заключении деловых контрактов, получении кредитов, страхования, при взаимодействии с органами власти. Кроме того, в отечественной бизнес практике пока не доминирует мнение о том, что капитализация и рыночная стоимость акций оценивают и во многих случаях на основании социально ответственного характера деятельности компаний.

Таким образом, сложившаяся современная мировая практика корпоративной социальной ответственности способствует формированию имджа компаний, который в конечном счете приводит к их экономическому процветанию. В современной России становление философии корпоративной социальной ответственности находится в начальной стадии и пока не получила повсеместного распространения.

В настоящее время принят международный стандарт в области корпоративной ответственности бизнеса - IC CSR- 08260008000. Требования этого стандарта, по аналогии со стандартом ISO 2007 «Социальная ответственность организации. Требования», приведены в семь основных модулей, охватывающих все стороны деятельности организации в области социальной ответственности:

А. Социальные права персонала.

Б. Социальные гарантии персонала.

В. Качество продукции, услуг и работ.

Г. Охрана окружающей среды.

Д. Экономное расходование ресурсов.



Е. Поддержка местного сообщества.

Ж. Менеджмент социальной деятельности.

Следует отметить, что модули «А» и «Ж» стандарта ВОК-КСО-2007 гармонизированы с международным стандартом SA 8000. Этот стандарт может быть применим к любой организации, которая способна скоординировать свои усилия в социальной деятельности, использовать современный инструментарий менеджмента на основе программы действий.

Имеющийся некоторый опыт отечественного применения этого стандарта за последние годы показывает, что существуют реальные возможности практического его использования фирмами, предприятиями, адмистрациями регионов и профсоюзами при планировании и органи­зации мероприятий в социальной сфере. Этот стандарт может быть также хорошим инструментом в организации взаимодействия власти и бизнеса.

В декабре 2008 г. Украинская ассоциация качества, на основе стандарта ВОК-КСО-2007, обратилась к национальным организациям по качеству России, Украины, Казахстана и Сербии для принятия совместного стандарта. В результате был принят международный стандарт CSK КСО- 2008. Контакты ВОК также направлены к Совету по аккредитацш СЕРАА при МОТ, Ассоциации IQNet, Международному институту ки чества CQI и некоторым другим международным организациям.

Появление стандарта ВОК- КСО- 2007 предоставило возможность сертификации по основным компонентам КСО, т.к. этот стандарт со держит требования, которые могут быть подвергнуты объективной экспертизе и проверке. В связи с этим бизнес получает весьма эффективный инструмент для демонстрирования успешности своей социально деятельности. До появления этого стандарта наиболее часто применяс мой формой этой демонстрации использовался годовой социальный отчет (нефинансовый отчет), который может составляться в соответствш с руководствами GRI и АА1001 или стандартом ТПП РФ. Крупные ком пании ежегодно размещают на своих сайтах такие отчеты. Безусловно эти компании действуют на глобальном рынке и очень озабочены со стоянием своего социального имиджа. К таким компаниям относятся ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Норильски никель», ОАО «Северсталь». Подготовка такого отчета требует особой квалификации персонала и значительных материальных затрат.

  • Экономическая мощь компаний может быть определена двумя способами: по объему доходов и по их рыночной стоимости. Постсоциали стические страны по этим параметрам выглядят неэффективными по сравнению с компаниями наиболее развитых стран мира. Например, по данным журнала Fortune за 2008 г. из списка 500 самых крупных компа ний мира: 153 базировались в США, 64 - в Японии. Значительное число компаний было зарегистрировано во Франции и Германии. В Китае та ких компаний 29. Из российских компаний в списке было представлено только 5, четыре из которых относятся к энергетической сфере (Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз) и только одна - к банковскому сектору (Сбербанк). Безусловно, отсутствие в этом списке обрабатывающие компаний не способствует повышению мирового рейтинга России и раз­витию института КСО. Низкий мировой рейтинг отечественных компаний также не способствует становлению этого института в среднем и малом бизнесе. Значительная часть российских компаний пока не имеют своей стабильной внутренней политики по социальному инвестировав нию, которое полезно в долгосрочной перспективе и быстрый успех не принесет.


К сожалению, пока в России не сложилось понимание того, что следование принципам КСО создает устойчивый положительный имидж компании, учитывается при заключении деловых контрактов, получении кредитов, страхования, при взаимодействии с органами власти. Кроме того, в отечественной бизнес- практике пока не доминирует мнение о том , что капитализация и рыночная стоимость акций оценинивается во многих случаях на основании социально ответственного ха­рактера деятельности компаний.

Культурологические исследования позволили выявить специфические черты российского работника, которые при определенных условиях могут рассматриваться как факторы (а в некоторых случаях и как ограничители) модернизационных процессов в стране:

  • значимость призвания;

  • интерес к работе;

  • творческое начало в работе;

  • индивидуализм.

Таким образом, сложившаяся современная мировая практика корпоративной социальной ответственности способствует формированию имиджа компаний, который в конечном счете приводит к их экономическому процветанию. В современной России становление философии корпоративной социальной ответственности находится в начальной стадии и пока не получила повсеместного распространения. Качество тру­дной жизни - это существенная составляющая социально- ориентированного поведения членов корпораций в современной экономической практике. Этот важный аспект должен быть определяющим в стратегическом планировании корпораций. Тем самым осуществляется важная составляющая взаимодействия бизнеса и общества.


1 См.: Обзор глобального договора // http://www.un.org.

2Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3; № 30. Ст. 3014, 3033; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 18. Ст. 1690; № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 27; № 19. Ст. 1752; 2006. № 27. Ст. 2878.

3Конвенции МОТ, содействующие охране, гигиене труда, пожарной безопасности на предприятиях: Конвенция № 81 (1947 г.) об инспекции труда; № 115 (1960 г.) о защите от радиации; № 120 (1964 г.) о гигиене труда в торговле и учреждениях; № 129 (1969 г.) об инспекции труда в сельском хозяйстве; № 148 (1977 г.) о произ­водственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация; № 152 (1979 г.) о техни­ке безопасности и гигиене труда; № 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда; № 162 (1986 г.) об асбесте; № 167 (1988 г.) о безопасности и гигиене труда в строи­тельстве; № 170 (1990 г.) о химических веществах; № 174 (1993 г.) о предот­вращении крупных промышленных аварий; № 176 (1995 г.) о безопасности и ги­гиене труда на шахтах; № 81 (1995 г.) Протокол к Конвенции 1947 г. об инспекции труда.