Файл: Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с отечественным законодательством определено, что «пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров». Поэтому работник корпорации должен постоянно пребывать в условиях защищенности от возможного воздействия на него опасных факторов пожаров.

Например, в западных странах на предприятиях и в организациях создаются специализированные службы для контроля производственной среды, которая может неблагоприятно влиять на здоровье работников. Эти службы участвуют в разрабатываемых руководством фирмы программах по совершенствованию производственных операций, в ис­пытании и санитарно- гигиенической оценке нового оборудования. На наших отечественных предприятиях существуют службы охраны труда и техники безопасности, которые несут ответственность за здоровье и безопасность работника во время производственного процесса, прово­дят обязательные инструктажи и обучение технике безопасности. Кро­ме того, эти службы тесно взаимодействуют с технологами предпри­ятий по вопросам безопасности и воздействия технологического обору­дования на здоровье работников. При этом обязательным условием для функционирования предприятий считается наличие здравпунктов или отделений медицинской помощи на территории предприятия. Пред­приятия (организации), в рамках программы охраны труда и здоровья работников, систематически проводят профилактические осмотры со­трудников, с дальнейшей диспансеризацией при необходимости.

Качество трудовой жизни работника зависит также от его эмо­ционально-психологического состояния. Учитывая опыт западных стран в этой области социально-трудовых отношений, многие отечест­венные корпорации стали организовывать психологические службы, или иметь в штате менеджеров профессионального психолога. Экс­пертные оценки показывают, что влияние психологического климата на эффективность работы коллектива имеет важное значение. Качество трудовой жизни является многоаспектным понятием и его невозможно определить только одним каким-либо показателем, для анализа качест­ва трудовой жизни используются статистические данные, результаты социологических опросов и другие данные. Как известно, в производ­ственных условиях взаимодействуют два субъекта отношений: работо­датель и работник.
Работодатель по отношению к работнику выстраи­вает такие приоритеты: эффективность труда, профессиональная адап­тация, текучесть кадров, трудовая дисциплина, совпадение целей ра­ботника с целями предприятия, минимальное число конфликтов, отсут­ствие забастовок.

Работнику наиболее значимы такие условия, как содержатель­ность и удовлетворенность трудом, условия труда, уровень заработной платы, возможность профессионального роста и самореализация, пси­хологический климат в коллективе, отсутствие стрессовых ситуаций.

Основоположник теории научного менеджмента Ф.Тейлор в своей книге «Научная организация труда» определил два концептуальных момента: «достигающий работодатель» и «достигающий работник», т.е. работодатель и работник в своих предпочтениях должны двигаться на­встречу друг другу, учитывать интересы друг друга. Он особо отмечал справедливое отношение по отношению именно к каждому работнику. По мнению Ф.Тейлора, если рабочие предприятия оплачиваются по различным ставкам в соответствии со своими индивидуальными досто­инствами (причем одни оказываются ниже, а другие выше среднего уровня), то в интересы высокооплачиваемых рабочих не может входить в союз с низкооплачиваемыми. Безусловно, качество трудовой жизни работника складывается из таких нюансов производственной жизни как личные отношения с руководителем. Основоположник научного ме­неджмента отмечал, что никакую благотворительность (как бы широка она ни была) работник не ценит так, как мелкие проявления личного доброжелательства и симпатии, устанавливающие дружелюбное чувство между ним и начальством.

Социальная ответственность в системе регулирования социально- трудовых отношений.

Эволюцию социальной ответственности необходимо рассматривать в общем контексте основных тенденций происходящих в современной экономике. Процесс интеграции многих чементов «социального» и «экономического» привел к появлению но­ши о научного направления - социальная экономика. Появились новые социально- экономические категории:

  • человеческий капитал;

  • социальные инвестиции;

  • социальное государство;

  • социальное партнерство;

  • социальная ответственность.


В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всеобщая Декларация Прав человека, а в ноябре 1950 г., в Риме, Советом Европы была принята Европейская конвенция о защите прав человека, а на ее ос­пине в 1961 г. принята Европейская Социальная Хартия, которая уже в 1996 г. трансформировалась в развернутый документ, подробно устанавливающий цели деятельности для защиты прав работников разных категорий.

В 1998 г. была принята совместная Декларация ООН и Междуна­родной Организации Труда «Об основополагающих принципах и права в сфере труда». При этом определено понятие: «Достойный труд». В контексте стандартов качества было принято «Руководство по социальной ответственности» (Guidance on Social Responsibility - стандарт ИСО ММО). Оно определяет социальную ответственность любого хозяйствующего субъекта:

  • принцип подотчетности (предприятие должно принимать на себя и обязательство выслушивать соответствующую критику за свое воздействие на общество и окружающую среду и отвечать за нее);

  • принцип прозрачности (решения и деятельность предприятия должны быть ясными в вопросах воздействия на общество и окружаю­щую среду);

  • принцип этического поведения (он обязывает предприятия в своей деятельности основываться на таких этических нормах, как чест­ность, равенство, добросовестность, проявление заботы о людях, жи­вотных, окружающей среде, а также реагировать на интересы заинтере­сованных сторон);

  • принцип уважения интересов заинтересованных сторон (предприятию, помимо интересов владельцев или клиентов, следует уважать, учитывать, соблюдать интересы всех других заинтересован­ных сторон, у которых имеются свои права, требования и конкретные интересы);

  • принцип соблюдения верховенства закона (в качестве обяза­тельного условия своей деятельности предприятие должно считать со­блюдение законов и всех нормативных актов);

  • принцип соблюдения международных норм поведения (пред­приятие обязано учитывать и соблюдать принятые международные нормы поведения);

  • принцип соблюдения прав человека (предприятие должно при­знавать важность прав человека и их всеобщность, где в качестве кри­терия принимаются права человека, изложенные во Всеобщей Деклара­ции прав человека - 10.12. 1948 г.).


На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г. Генеральный секретарь ООН обратился с предложением Гло­бального договора в области социальных отношений , а в июле 2000 г. он обратился к лидерам крупнейших компаний мира с призывом при­соединиться к этому документу. На основании упомянутых выше до­кументов было сформулировано десять принципов Глобального дого­вора ООН, которые декларируют, что предприниматели должны:

  1. Оказывать поддержку соблюдению прав человека, провозгла­шенных международным сообществом.

  2. Обеспечить свою непричастность к нарушениям прав человека.

  3. Поддерживать свободу ассоциаций и признавать право персо­нала на заключение коллективных договоров.

  4. Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда.

  5. Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и за­нятости.

  6. Выступать за полное искоренение детского труда.

  7. Способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду.

  8. Проявлять инициативы, направленные на повышение ответст- |и м1К)сти за состояние окружающей среды.

  9. Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.

  10. Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая мммогательство и взяточничество.

Многие отечественные компании присоединились к Глобальному договору ООН (к этому договору также присоединилась Всероссийская организация качества). В 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей одобрена Социальная хартия российского бизнеса. Этот документ установил общие мораль­но этические принципы социальной деятельности отечественного предпринимательства, соответствующие Глобальному договору ООН.

В настоящее время принят международный стандарт SA 8000: «Социальная отчетность» (Social Accountability), который подготовлен на основе деклараций МОТ и определяет только требования к соблюдению бизнес-структурами права работников на труд (в том числе на охрану труда), и к менеджменту в этой области. Этот стандарт не включает вопросы охраны окружающей среды и экономии природных ресурсов, помощи муниципальным образованиям и этические нормы деловой практики.

Российская торгово-промышленная палата (ТПП) приняла доку­мент «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ». Он направлен на рассмотрение социальных проблем, которые наиболее актуальны для современной России:


  • полная уплата налогов;

  • справедливая оплата труда работников;

  • помощь беспризорным детям;

  • финансирование социальной сферы.

Этот документ не охватывает всех аспектов корпоративной соци­ум.ной ответственности, т.к. в нем идет речь об отчетности, а не об ответвенности.

Однако, в современной России пока нет полного документа, который смог бы в доступной, простой и понятной форме определять требования к реализации корпоративной социальной ответственности. В современной России существует Всероссийская организаця качества (ВОК), которая разрабатывает стратегические подходы к нимышению качества жизни. Философия ВОК построена на том, что переход от дискуссий и призывов к реальной качественной практике возможен только на основе стандарта. В этой связи, в 2007 г. был разработан и введен в действие стандарт ВОК - КСО - 2007 «Социальная ответственность организации. Требования». Этот стандарт не имеет аналогов за рубежом и в России, т.к. охватывает основные составляю­щие социальной ответственности, но кроме добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности.

Имеющийся некоторый опыт отечественного применения этого стандарта за последние годы показывает, что существуют реальные воз­можности практического его использования фирмами, предприятиями, администрациями регионов и профсоюзами при планировании и органи­зации мероприятий в социальной сфере. Этот стандарт может быть также хорошим инструментом в организации взаимодействия власти и бизнеса.

Появление стандарта БЮК-КСО-2007 предоставило возможность сертификации по основным компонентам КСО, т.к. этот стандарт со­держит требования, которые могут быть подвергнуты объективной экс­пертизе и проверке. В связи с этим бизнес получает весьма эффектив­ный инструмент для демонстрирования успешности своей социальной деятельности. До появления этого стандарта наиболее часто применяе­мой формой этой демонстрации использовался годовой социальный от­чет (нефинансовый отчет), который может составляться в соответствии с руководствами GRI и АА1001 или стандартом ТПП РФ. Крупные ком­пании ежегодно размещают на своих сайтах такие отчеты. Безусловно, эти компании действуют на глобальном рынке и очень озабочены со­стоянием своего социального имиджа. К таким компаниям относятся ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Норильский никель», ОАО «Северсталь». Подготовка такого отчета требует особой квалификации персонала и значительных материальных затрат.