Файл: Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Персонал — основной объект социальной политики на предприятии. Объектом социальной политики предприятия, кроме работников, являются также местные сообщества. Предприятие может проводить социальную политику в отношении людей, проживающих в местных сообществах, являющихся внешней для него средой.
Цели и средства социальной политики на предприятии
Цель — предвосхищение результатов деятельности и путей ее достижения с помощью определенных средств. Соответственно под целью социальной политики понимается предвосхищаемый социальный результат, на достижение которого направлена деятельность предприятия. Социальная политика на предприятии имеет целевую ориентацию на персонал. Работник выступает высшей целью и ценностью при формировании и реализации социальной политики. Если исходить из признания человека высшей ценностью, важнейшая цель социальной политики на предприятии — обеспечение работникам достойного уровня и качества жизни, социальных прав, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность, социальной защиты.
Цели связаны со средствами, поскольку они нуждаются в средствах для их достижения. Средствами осуществления социальной политики выступают инструменты, с помощью которых формируется и реализуется социальная политика.
Социальная политика на предприятии является рациональной, если она целесообразна. Поэтому для рациональной социальной политики нужна выработка целей, определение средств их реализации, получение социального результата. Социальная политика может быть рациональной, если поставленные цели достигнуты, и она нерациональна, если цели, ради которых она реализуется, не достижимы в имеющихся условиях. Достижимость или недостижимость целей социальной политики зависит от наличия или отсутствия необходимых средств. Следовательно, цели не только доминируют над средствами, но и подчинены им. Поэтому нельзя определять рациональность целей и средств осуществления социальной политики независимо друг от друга. Рациональность социальной политики необходимо определять в единстве целей и средств ее реализации.
К средствам осуществления социальной политики относятся: финансовые средства, социальные выплаты, льготы, гарантии и компенсации работникам, объекты социальной инфраструктуры, социальные программы, социальное партнерство и коллективный договор, трудовой договор. Рассмотрим вышеназванные средства.
Социальная политика зависит от имеющихся финансовых ресурсов, готовности и желания собственника, акционеров, работодателя и менеджмента выделять финансовые средства на ее реализацию. Финансовые средства — составная часть социальных инвестиций. В докладе о социальных инвестициях в России на Международной конференции «В поисках новой социальной роли бизнеса» отмечается, что «социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические,
управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект».
При реализации социальной политики предприятие может производить социальные выплаты работникам, являющиеся средством ее осуществления. К таким выплатам на предприятии относятся:
-
выплаты за неотработанное время — выплаты в связи с собственной свадьбой и свадьбой детей, рождением или болезнью детей, смертью близких родственников; -
пенсии предприятия, надбавки к пенсиям, единовременное пособие уходящим на пенсию работникам; -
взносы на страхование жизни работника, добровольное медицинское и пенсионное страхование, страховые платежи по другим договорам страхования; -
оплата медицинских услуг; -
оплата путевок на санаторно-курортное лечение, отдых, экскурсии, путешествия.
Качество трудовой жизни как фактор развития системы социально-ответственных трудовых отношений в корпорации
Категория корпоративной социальной ответственности - это феномен, присущий только рыночной экономике. Безусловно, трудовая жизнь работника, ее уровень и качество оказывают определенное влияние на его социально- ответственное поведение в корпорации. Социально- трудовые отношения - это сложная система отношений, возникающих между работниками, работниками и работодателями в процессе их совместной производственно- трудовой и хозяйственно- экономической деятельности, имеющих цель повышения необходимого уровня и качества трудовой жизни людей. Качество трудовой жизни является важнейшим показателем социально- ответственных трудовых отношений, которое определяет характеристику условий труда и разрешающих учесть степень выполнения интересов работника и использования его возможностей. Сама концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. В соответствующих условиях трудовой потенциал получает максимальное развитие, а компания (организация) - высокий уровень производительности труда, что ведет к высокой прибыли.
Нужно отметить, что улучшение качества трудовой жизни предусматривает повышение уровня социально-экономического содержания труда, развития внутренних социально-психологических характеристик трудового потенциала, что позволяет полнее использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, морально-нравственные способности человека.
Формирование концепции качества трудовой жизни началось в западных странах, что было обусловлено повышением уровня индустриализации в них, а также являлось осознанной необходимостью коренных изменений в условиях труда, его мотивации в целом в социально-трудовых отношениях. Теоретические подходы методологии качества трудовой жизни начали формироваться 1930-1970-е гг. Изначально понятие «качество трудовой жизни» взаимосвязано с теориями мотиваций. В этот период основные теории мотивации разделились на две группы:
-
содержательные; -
процессуальные.
Например, содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних потребностей, которые определяют повение и деятельность людей. Сторонниками этой теории являются А. Маслоу, Ф.Херцберг, Д.Мак-Клелланд и др. Наиболее известной является теория иерархии потребностей человека, разработанная в 1940- е А.Маслоу, которая выстроена по мере возрастания потребностей и их важности для человека. В этой теории потребность следующего уровня начнет влиять на поведение человека после удовлетворения потребности более низкого уровня.
Процессуальные теории несколько по другому трактуют мотивацию, основываясь на поведенческом критерии жизнедеятельности людей с учетом возможностей личного восприятия и познания. В соответствии с этими теориями человек действует не только руководствуясь своими потребностями , но из ожидания возможных последствий или I •• 1ультата выбранного им поведения. При этом для человека является м икиым соответствие потраченных им усилий и полученного результата, поэтому человек рационально подходит к выбору места работы или занятия.
На Международной конференции в 1972 г., посвященной проблемам социально- трудовых отношений, было введено в оборот понятие «качество трудовой жизни», признанное мировым сообществом. При этом отмечается, что базовым положением в концепции качества трудовой жизни является признание творческого характера личности человека. Главной задачей при разработке этой концепции авторы ставили создание таких условий труда, при которых работник мог бы полностью раскрыть свой личностный потенциал, реализовать все свои профессиональные навыки и творческие возможности, но при этом не нарушая культурные, национальные, нравственные и бытовые аспекты жизнедеятельности.
Методология качества трудовой жизни особо предполагает создание необходимых условий труда, его охраны и безопасности (в том числе и пожарной безопасности). Этому аспекту уделяет постоянное внимание Международная Организация Труда (МОТ), которая является мировым центром социально- трудового законодательства. В рамках этого аспекта проблемы качества трудовой жизни МОТ разрабатывает широкий круг проблем по организации и охране труда, пожарной безопасности, техники безопасности, разрабатываются механизмы социальной защиты и системы социально- трудовых гарантий.3 В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37) каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда. Это право конкретизировано в ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Основные принципы организации охраны труда определены этим законом в ст. 14, 13, 12 в которых изложены вопросы управления охраной труда в объединениях и на предприятиях. При этом ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателей. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ст. 219) работодатель, для реализации своих обязательств по созданию безопасных условий труда, соблюдения прав работников на охрану из здоровья и жизни, обязан выполнить такой комплекс мероприятий:
-
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в соответствии с нормативными актами, утвержденных Миниирства здравоохранения России; -
обязательное информирование работников при заключении трутного договора (контракта) о состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также принятых мерах по защите от воздействия вредных и опасных произ- мицггвенных факторов; -
обеспечение безопасности зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, а также соответствующих требований законодательства об охране труда условий на рабочем месте (ст.14 Федеральнoro закона№ 181-ФЗ); -
обучение и инструктаж, проверку знаний по охране труда (ст. 18 Федерального закона № 181-ФЗ); -
обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты (ст.17 Федерального закона № 181-ФЗ); -
расследование несчастных случаев на производстве (ст. 229 Трутного Кодекса РФ); -
возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; -
обязательное страхование работников по временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 210 Трудового Ко- и кса РФ); -
организация надлежащего санитарно-бытового и лечебно- профилактического обслуживания работников.