Файл: Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Персонал — основной объект социальной политики на предпри­ятии. Объектом социальной политики предприятия, кроме работни­ков, являются также местные сообщества. Предприятие может про­водить социальную политику в отношении людей, проживающих в местных сообществах, являющихся внешней для него средой.

Цели и средства социальной политики на предприятии

Цель — предвосхищение результатов деятельности и путей ее до­стижения с помощью определенных средств. Соответственно под целью социальной политики понимается предвосхищае­мый социальный результат, на достижение которого направлена дея­тельность предприятия. Социальная политика на предприятии име­ет целевую ориентацию на персонал. Работник выступает высшей целью и ценностью при формировании и реализации социальной политики. Если исходить из признания человека высшей ценностью, важнейшая цель социальной политики на предприятии — обеспече­ние работникам достойного уровня и качества жизни, социальных прав, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность, со­циальной защиты.

Цели связаны со средствами, поскольку они нуждаются в средст­вах для их достижения. Средствами осуществления социальной по­литики выступают инструменты, с помощью которых формируется и реализуется социальная политика.

Социальная политика на предприятии является рациональной, если она целесообразна. Поэтому для рациональной социальной по­литики нужна выработка целей, определение средств их реализации, получение социального результата. Социальная политика может быть рациональной, если поставленные цели достигнуты, и она не­рациональна, если цели, ради которых она реализуется, не достижи­мы в имеющихся условиях. Достижимость или недостижимость це­лей социальной политики зависит от наличия или отсутствия необходимых средств. Следовательно, цели не только доминируют над средствами, но и подчинены им. Поэтому нельзя определять ра­циональность целей и средств осуществления социальной политики независимо друг от друга. Рациональность социальной политики не­обходимо определять в единстве целей и средств ее реализации.

К средствам осуществления социальной политики относятся: финансовые средства, социальные выплаты, льготы, гарантии и компенсации работникам, объекты социальной инфраструкту­ры, социальные программы, социальное партнерство и коллектив­ный договор, трудовой договор. Рассмотрим вышеназванные сред­ства.

Социальная политика зависит от имеющихся финансовых ресур­сов, готовности и желания собственника, акционеров, работодателя и менеджмента выделять финансовые средства на ее реализацию. Финансовые средства — составная часть социальных инвестиций. В докладе о социальных инвестициях в России на Международной конференции «В поисках новой социальной роли бизнеса» отмеча­ется, что «социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические,

управленческие и иные ресурсы, а также финан­совые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом ин­тересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией бу­дет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряе­мый) социальный и экономический эффект».

При реализации социальной политики предприятие может про­изводить социальные выплаты работникам, являющиеся средством ее осуществления. К таким выплатам на предприятии относятся:

  • выплаты за неотработанное время — выплаты в связи с собст­венной свадьбой и свадьбой детей, рождением или болезнью детей, смертью близких родственников;

  • пенсии предприятия, надбавки к пенсиям, единовременное по­собие уходящим на пенсию работникам;

  • взносы на страхование жизни работника, добровольное меди­цинское и пенсионное страхование, страховые платежи по другим договорам страхования;

  • оплата медицинских услуг;

  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение, отдых, экс­курсии, путешествия.

Качество трудовой жизни как фактор развития системы социально-ответственных трудовых отношений в корпорации

Категория корпоративной социальной ответственности - это фено­мен, присущий только рыночной экономике. Безусловно, трудовая жизнь работника, ее уровень и качество оказывают определенное влияние на его социально- ответственное поведение в корпорации. Социально- тру­довые отношения - это сложная система отношений, возникающих меж­ду работниками, работниками и работодателями в процессе их совмест­ной производственно- трудовой и хозяйственно- экономической деятель­ности, имеющих цель повышения необходимого уровня и качества тру­довой жизни людей. Качество трудовой жизни является важнейшим по­казателем социально- ответственных трудовых отношений, которое оп­ределяет характеристику условий труда и разрешающих учесть степень выполнения интересов работника и использования его возможностей. Сама концепция качества трудовой жизни основывается на создании ус­ловий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потен­циала человека. В соответствующих условиях трудовой потенциал полу­чает максимальное развитие, а компания (организация) - высокий уро­вень производительности труда, что ведет к высокой прибыли.


Нужно отметить, что улучшение качества трудовой жизни преду­сматривает повышение уровня социально-экономического содержания труда, развития внутренних социально-психологических характеристик трудового потенциала, что позволяет полнее использовать интеллекту­альные, творческие, организаторские, морально-нравственные способ­ности человека.

Формирование концепции качества трудовой жизни началось в западных странах, что было обусловлено повышением уровня индустриализации в них, а также являлось осоз­нанной необходимостью коренных изменений в условиях труда, его мотивации в целом в социально-трудовых отношениях. Теоретические подходы методологии качества трудовой жизни начали формироваться 1930-1970-е гг. Изначально понятие «качество трудовой жизни» взаи­мосвязано с теориями мотиваций. В этот период основные теории мотивации разделились на две группы:

  • содержательные;

  • процессуальные.

Например, содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних потребностей, которые определяют повение и деятельность людей. Сторонниками этой теории являются А. Маслоу, Ф.Херцберг, Д.Мак-Клелланд и др. Наиболее известной является теория иерархии потребностей человека, разработанная в 1940- е А.Маслоу, которая выстроена по мере возрастания потребностей и их важности для человека. В этой теории потребность следующего уровня начнет влиять на поведение человека после удовлетворения потребности более низкого уровня.

Процессуальные теории несколько по другому трактуют мотива­цию, основываясь на поведенческом критерии жизнедеятельности людей с учетом возможностей личного восприятия и познания. В соответствии с этими теориями человек действует не только руководствуясь своими потребностями , но из ожидания возможных последствий или I •• 1ультата выбранного им поведения. При этом для человека является м икиым соответствие потраченных им усилий и полученного результата, поэтому человек рационально подходит к выбору места работы или занятия.

На Международной конференции в 1972 г., посвященной пробле­мам социально- трудовых отношений, было введено в оборот понятие «качество трудовой жизни», признанное мировым сообществом. При этом отмечается, что базовым положением в концепции качества тру­довой жизни является признание творческого характера личности чело­века. Главной задачей при разработке этой концепции авторы ставили создание таких условий труда, при которых работник мог бы полно­стью раскрыть свой личностный потенциал, реализовать все свои про­фессиональные навыки и творческие возможности, но при этом не на­рушая культурные, национальные, нравственные и бытовые аспекты жизнедеятельности.


Методология качества трудовой жизни особо предполагает созда­ние необходимых условий труда, его охраны и безопасности (в том чис­ле и пожарной безопасности). Этому аспекту уделяет постоянное вни­мание Международная Организация Труда (МОТ), которая является мировым центром социально- трудового законодательства. В рамках этого аспекта проблемы качества трудовой жизни МОТ разрабатывает широкий круг проблем по организации и охране труда, пожарной безо­пасности, техники безопасности, разрабатываются механизмы социаль­ной защиты и системы социально- трудовых гарантий.3 В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37) каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда. Это право конкретизировано в ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Основные прин­ципы организации охраны труда определены этим законом в ст. 14, 13, 12 в которых изложены вопросы управления охраной труда в объеди­нениях и на предприятиях. При этом ответственность за состояние ус­ловий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателей. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ст. 219) работодатель, для реа­лизации своих обязательств по созданию безопасных условий труда, соблюдения прав работников на охрану из здоровья и жизни, обязан выполнить такой комплекс мероприятий:

  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в соответствии с нормативными актами, утвержденных Миниирства здравоохранения России;

  • обязательное информирование работников при заключении тру­тного договора (контракта) о состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также принятых мерах по защите от воздействия вредных и опасных произ- мицггвенных факторов;

  • обеспечение безопасности зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, а также соответствующих требований законодательства об охране труда условий на рабочем месте (ст.14 Федеральнoro закона№ 181-ФЗ);

  • обучение и инструктаж, проверку знаний по охране труда (ст. 18 Федерального закона № 181-ФЗ);

  • обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты (ст.17 Федерального закона № 181-ФЗ);

  • расследование несчастных случаев на производстве (ст. 229 Тру­тного Кодекса РФ);

  • возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связан­ным с исполнением ими трудовых обязанностей;

  • обязательное страхование работников по временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 210 Трудового Ко- и кса РФ);

  • организация надлежащего санитарно-бытового и лечебно- профилактического обслуживания работников.