Файл: Тема 5 Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъекты и объекты социальной политики на предприятии
Субъектом социальной политики на предприятии выступают: собственники предприятия, руководители, социальная служба, первичная профсоюзная организация. Собственники и руководители предприятия определяют основные направления социальной политики, решают вопросы ее финансирования. Социальная служба реализует социальную политику и может иметь различный статус. Традиционно в нашей стране подразделения социальной службы подчинены разным заместителям руководителя предприятия. В ведении заместителя руководителя по социальным вопросам и быту могут быть отделы социально-бытового обеспечения, жилищно-коммунальный и административно-хозяйственный отделы, объекты общественного питания. Отдел организации труда и заработной платы находится в подчинении заместителя руководителя по экономике. В ведении главного инженера может находиться отдел охраны труда и техники безопасности. В условиях перехода к рыночной экономике на российских предприятиях стали создавать кадровую службу по аналогии со службой управления персоналом в развитых западных странах. На крупных предприятиях заместителю руководителя по персоналу подчинены отделы труда и заработной платы, социального развития. В каждом из них могут быть секторы. Отдел труда и заработной платы может иметь секторы: разработки систем оплаты труда, тарифов и заработной платы, экономики и психологии труда. Отдел социального развития может включать секторы: планирования социального развития и социальных услуг, медицинского обслуживания персонала и др. Социальные службы могут входить в службу управления персоналом или быть самостоятельными структурными подразделениями предприятия. В качестве подразделения кадровой службы или самостоятельного структурного подразделения социальная служба — субъект социальной политики на предприятии.
В социальной службе работают специалисты по социально-трудовым отношениям, педагоги, психологи, социологи, экономисты, юристы
Субъектом социальной политики может выступать первичная профсоюзная организация, ее выборный орган, являющиеся представителями работников в системе социального партнерства на предприятии. Первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Направления ее деятельности в формировании и реализации социальной политики включают в себя: защиту социально-трудовых прав и законных интересов работников; осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства; участие в согласовании вопросов оплаты труда; содействие занятости; охрану труда; социальную защиту работников; организацию оздоровительных мероприятий, санаторно-курортного лечения, отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Первичная профсоюзная организация — представитель работников в социальном партнерстве — представляет интересы работников предприятия при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, реализации права на участие в управлении предприятием, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем. На уровне предприятия существует комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Несмотря на важность социального партнерства в реализации социальной политики на предприятии, социальное партнерство на этом уровне осуществляется не всегда эффективно, что связано с нежеланием работодателей заключать коллективный договор, участвовать в социальном партнерстве; пассивностью профсоюзной организации и ее выборного органа. На многих предприятиях (особенно в частном секторе экономики) нет первичных профсоюзных организаций, т. е. отсутствует данный субъект социальной политики.
Объектом социальной политики на предприятии выступают работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть физическое либо юридическое лицо — предприятие, вступившее в трудовые отношения с работником, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором2.
В литературе и практической деятельности по управлению персоналом для характеристики работников используются следующие близкие по содержанию понятия: «персонал», «кадры» и «человеческие ресурсы». Между этими понятиями существует определенное различие, но в данном учебном пособии они употребляются как близкие по содержанию, но не одинаковые по объему понятия. К кадрам относят постоянный, штатный состав работников предприятия. Это квалифицированные работники, имеющие профессиональную подготовку, обладающие трудовыми навыками и опытом работы. Три признака, характеризующие кадры:
-
относительно устойчивая профессиональная квалификация работника, как правило, имеющего специальную подготовку; -
постоянный характер служебно-трудовой деятельности, которая является обычно основным источником его существования и жизнеобеспечения; -
социально-должностное положение работника в трудовом коллективе, когда его деятельность фактически реализует или обеспечивает исполнение функций и задач данной организации.
К кадрам не относятся нештатные сотрудники, временные и сезонные работники, совместители, которые являются составной частью персонала. Понятие «человеческие ресурсы» также рассматривается как близкое по содержанию понятию «персонал». Однако в управлении человеческими ресурсами используется другая парадигма, при которой акцент смещается на признание необходимости индивидуального подхода к работнику, привлечения и использования квалифицированных и высококвалифицированных кадров, вложений в привлечение, формирование и развитие персонала организации.
Работники — трудовые ресурсы, рабочая сила, экономически активное население. Эти понятия близкие, но не тождественные по содержанию. Рассмотрим кратко их сущность. К трудовым ресурсам относится часть населения, имеющая физические и умственные способности, необходимые для трудовой деятельности. В нашей стране трудовыми ресурсами являются мужчины и женщины соответственно 16—59 и 16—54 лет. К ним также относятся работающие пенсионеры старшего возраста и работающие подростки моложе 16 лет. Из состава трудовых ресурсов исключены неработающие инвалиды и II группы, пенсионеры, получающие пенсию по старости на льготных условиях.
Под рабочей силой понимаются физические и умственные способности человека к труду, которые он использует в процессе производства материальных и духовных благ. В понимании рабочей силы нет единого мнения. Сторонники одного подхода отождествляют, другого — различают рабочую силу и экономически активное население. Экономически активное население объединяет занятое население и безработных, активно ищущих работу и готовых к ней приступить. Занятое население работает по найму за оплату труда в денежной и натуральной форме; может осуществлять оплачиваемую работу не по найму, работая самостоятельно или у других лиц. Занятыми могут быть работающие люди без оплаты труда на семейном предприятии. Безработные относятся к незанятому населению. Это трудоспособные люди в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного возрасте, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в государственных органах службы занятости в поисках подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. В экономически активном населении выделяют две группы: наемные работники, продающие свои способности к труду за заработную плату; предприниматели, использующие свои способности для организации производства, получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Предпринимателями являются фермеры, люди, занятые индивидуальной трудовой деятельностью и др.
Сторонники другого подхода считают, что к рабочей силе относятся только используемые в конкретном труде способности занятых наемных работников, безработных, ищущих работу, а также трудового резерва, который будет использоваться в качестве наемной рабочей силы.
На предприятии работники имеют разный социальный статус, поскольку занимают различное положение в его социальной структуре. Социальная структура предприятия — это совокупность устойчивых социальных связей между социальными группами, существующими на предприятии, работниками. Основными ее видами являются социально-демографическая, социально-классовая и профессионально-квалификационная структура. Социально-демографическая структура включает следующие элементы: пол, возраст, семейное и брачное положение. На предприятии работают мужчины и женщины. По возрасту персонал предприятия включает работников моложе трудоспособного возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного возраста. На предприятии могут работать подростки в возрасте 14—16 лет и работники старше трудоспособного возраста — пожилые люди. По семейному и брачному положению работники могут состоять в браке, быть холостыми или незамужними, вдовцами или вдовами, разведенными людьми. Владение собственностью — один из основных признаков социально-классовой структуры — дает основание выделить работающих людей по найму и не по найму, собственников предприятия и наемных работников. Профессионально-квалификационная структура объединяет представителей различных профессиональных групп и уровней квалификации. Классифицировать персонал по его месту в профессионально-квалификационной структуре можно по разным основаниям.
В соответствии с рекомендациями МОТ выделяются следующие категории персонала:
-
«белые воротнички» — работники, занятые нефизическим трудом — руководители, технические специалисты и др.; -
«синие воротнички» — рабочие различных профессий и уровней квалификации, занятые преимущественно физическим трудом; -
работники обслуживания — повара, официанты, медицинский обслуживающий персонал, полицейские, пожарники, уборщики, домашняя прислуга и др. Эти работники заняты преимущественно физическим трудом.
Распределяются работники по занятиям. По видам занятий среди работников выделяют: руководители; специалисты; технический и вспомогательный персонал; служащие; работники в сфере услуг и торговле; специалисты в сельском хозяйстве; квалифицированные рабочие; операторы, сборщики машин и оборудования, машинисты; неквалифицированные рабочие.
В зависимости от выполняемых в трудовом процессе функций существуют следующие категории персонала: основные и вспомогательные рабочие; инженерно-технические работники; служащие; младший обслуживающий персонал; ученики; охрана. По степени участия в технологическом процессе среди рабочих выделяют основных и вспомогательных рабочих; среди инженерно-технических работников — руководителей, специалистов и технических исполнителей. В соответствии с существованием управляющей и управляемой подсистем выделяется управленческий и производственный персонал. К работающему по найму управленческому персоналу относятся руководители предприятия, его структурных подразделений, менеджеры, администраторы, специалисты, служащие. Среди специалистов выделяют специалистов-инженеров, функциональных и технических специалистов. Функциональные специалисты выполняют функции, связанные с управленческой информацией, инженеры заняты конструкторско-технологической и проектной деятельностью, технические специалисты выполняют в управлении вспомогательные функции. К производственному персоналу относятся рабочие. Сроки выполнения работы дают возможность различать постоянных, временных и сезонных работников. Постоянные работники приняты для осуществления трудовой деятельности без указания срока ее выполнения; временные работники — с указанием определенного срока работы; сезонные работники — на период сезонных работ. Если в качестве основания классификации принять учет персонала, можно выделить явочный и списочной состав персонала. Явочный состав персонала включает всех работников предприятия, явившихся на работу. К списочному составу персонала относятся работники: явившиеся на работу; находящиеся в отпуске и в командировке; не явившиеся на работу по болезни и другим причинам.
По уровню образования персонал разделяется на работников с высшим профессиональным, неполным высшим профессиональным, средним профессиональным начальным профессиональным, средним (полным) общим, основным общим, начальным общим образованием и не имеющих начального общего образования Факторы, влияющие на социальную политику для персонала предприятия:
-
масштаб бизнеса; -
прибыльность предприятия и конъюнктура рынка; -
уровень конкуренции на рынке труда, потребность удержания и развития персонала; -
экономическая выгодность поддержания и развития социальной инфраструктуры, особенно при условии ее дальнейшей коммерциализации; -
потребности развития и расширения бизнеса; -
следования традициям как наиболее эффективный механизм поддержания управляемости персонала; -
имиджевая политика; -
индивидуальные ценности топ-менеджеров и собственников, их внутренняя мотивация; -
давление со стороны работников предприятия.