Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1841

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

464
Глава 23
фонда и Фонда национального благосостояния
14
. Это оказалось очень кстати. Сред- ства из Резервного фонда дали возможность финансировать дефицит кризисных
2009 и 2010 годов без значительного увеличения государственного долга.
В чем же проблема наращивания государственного долга? В том же, что и лю- бого другого долга, – в том, что за него нужно платить и иногда очень дорого. Обра- тите внимание на то, что государственный долг Индии и Бразилии на графике 23.1 меньше государственного долга многих развитых стран. Причина этого не в том, что их правительства менее заинтересованы в привлечении заемных средств, а в том, что цена привлечения этих средств для них сильно выше, чем для развитых стран, пользующихся большим доверием кредиторов. В силу того, что, так же как
Индия и Бразилия, Россия относится к тем рынкам, инвестиции в которые счита- ются рискованными, финансирование бюджетного дефицита с помощью заимство- ваний может привести к очень быстрому наращиванию государственного долга, и соответственно, значительному росту расходов бюджета по его обслуживанию.
Альтернативой увеличению государственного долга является сокращение бюд- жетных расходов. Это всегда болезненно, но часто спасительно, как нож хирурга.
Дело в том, что увеличение государственного долга прежде всего означает то, что страна живет не по средствам, руководствуясь принципом: потребляем сегодня, платим завтра. К сожалению, эта стратегия больше подходит для студентов, у кото- рых есть основания рассчитывать на то, что завтрашние доходы будут сильно боль- ше сегодняшних, чем для государства, рост доходов которого примерно совпадает с ростом ВВП. Расплачиваться по долгам все равно придется, если не сегодняшнему поколению, так будущему. Для того чтобы не увеличивать налоговую нагрузку бу- дущих поколений, многие страны предпочитают сокращать свои запланированные расходы, нежели наращивать государственный долг.
Самое главное

При отрицательном шоке совокупного спроса в краткосрочном периоде сово- купный выпуск и инфляция снижаются. Экономика оказывается в рецессии.
В долгосрочном периоде происходит адаптация инфляционных ожиданий.
Уровень совокупного выпуска восстанавливается до своего потенциального уровня, уровень инфляции снижается.
14
Резервный фонд служит для финансирования дефицита нефтегазовых доходов бюджета, а Фонд нацио- нального благосостояния для финансирования пенсий. Источником финансирования обоих фондов служат нефтегазовые доходы бюджета.


465
Граница Производственных Возможностей

При положительном шоке совокупного спроса в краткосрочном периоде со- вокупный выпуск растет вместе с уровнем инфляции. В долгосрочном перио- де благодаря адаптации инфляционных ожиданий происходит снижение со- вокупного выпуска до его потенциального уровня. Уровень инфляции растет.

Экономический кризис происходит вследствие накопленных в экономике ошибок. Он же предоставляет возможность их исправить.

Отрицательный шок предложения ведет за собой падение совокупного вы- пуска в краткосрочном периоде, сопровождаемое увеличением инфляции.
В долгосрочном периоде совокупное предложение, а с ним и совокупный вы- пуск возвращаются в исходное положение благодаря адаптации инфляцион- ных ожиданий.

Современные правительства стараются сгладить экономические колебания, чтобы не допустить длительной рецессии. Одни делают это с помощью фи- скальной и денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика может влиять на совокупный спрос через изме- нение ставки процента. В качестве инструментов монетарной политики де- нежные власти используют операции на открытом рынке, изменение ставки рефинансирования и нормы резервирования.

Фискальная политика действует на совокупный спрос путем изменения госу- дарственных расходов и налогов.

Проблемы, связанные со стимулированием совокупного спроса с помощью фискальной и денежной политики, заключаются в том, что стимулирование совокупного спроса не имеет долгосрочного эффекта и не является действен- ной в случае отрицательного шока предложения. В связи с этим экономисты все чаще предлагают правительствам меры направленные на стимулирова- ния совокупного предложения. Суть этих мер заключается в более продук- тивном использовании ресурсов, находящихся в распоряжении общества.

Глава 23 466
Задачи к главе 23
1. Скажите, к каким последствиям должны были привести действия амери-
канского правительства, пытавшегося реанимировать экономику, сокра-
тившуюся из-за роста цен на нефть в 1974 году, путем стимулирования
совокупного спроса? Проиллюстрируйте свой ответ с помощью графика
совокупных спроса и предложения.
2. Представьте себе, что вы являетесь экономическим советником президен-
та некой страны, совокупный спрос которой можно задать следующими
уравнениями.
С = 1000 + 0,5(Y –T)
I = 900
NX = 500
G = 700
T = 700
a.
Чему равен коэффициент склонности потребления в данной стране?
b.
Чему равен мультипликатор автономных расходов?
c.
Чему равен налоговый мультипликатор?
d.
Насколько увеличится совокупное потребление, если государственные расходы увеличатся на 100?
e.
Насколько увеличится совокупное потребление, если при увеличении расходов на 100 правительство увеличит налоги также на 100 для сохра- нения сбалансированного бюджета?
f.
Насколько нужно увеличить государственные расходы и налоги, чтобы уве- личить совокупное потребление на 150 при условии баланса бюджета?
g.
Обобщив полученный результат, выведите формулу для мультипликатора государственных расходов при условии сбалансированного бюджета.


467
Граница Производственных Возможностей
3. Ниже перечислены некоторые события, которые могут повлиять на эко-
номику России. Какое из них может быть отнесено к шоку совокупного
спроса, а какое к шоку совокупного предложения и с каким знаком? a.
Центральный банк увеличивает ставку процента.
b.
Землетрясение разрушает фабрики и заводы.
c.
Рост цены на нефть.
d.
Изобретение нового вида топлива.
e.
Победа над коррупцией.
f.
Обновление и расширение сети автомобильных дорог.
g.
Финансовый кризис в Латинской Америке.
h.
Замедление роста в Китае.
i.
Выход Еврозоны из кризиса.
В каждом из случаев покажите, что будет происходить с уровнем выпуска
и инфляцией.
4. Оказавшись в ситуации сильного спада производства последовавшего
за финансовым кризисом 1929 года, правительство США предприняло сле-
дующие действия.
a.
Сокращение предложения денег в целях сохранения стабильного курса валюты.
b.
Введение ряда мер ограничивающих доступ иностранных товаров на ры- нок США.
c.
Сокращение государственных расходов во избежание дефицита бюджета.
d.
Усиление роли профсоюзов, введение минимальной оплаты труда.
e.
Поддержка внутриотраслевых объединений производителей (картелей).
Как вы думаете, как перечисленные меры сказались на скорости выхода эко-
номики США из кризиса? Прокомментируйте действенность каждой из них.
5. Ситуацию, при которой выпуск находится ниже своего долгосрочного
уровня, экономисты часто называют рецессионным разрывом, а ситуа-
цию, когда он находится выше, – инфляционным разрывом. Как вы думаете
почему?

468
Глава 23
6. Модели, в которых сумма собираемых налогов не зависит от дохода, не-
сколько упрощают действительность. В жизни налог собирается как
часть дохода, где ставка налога – это процент от дохода домохозяйств.
a.
В описанной ситуации сумма собираемых налогов будет равна tY, где t – ставка налога, деленная на 100%. В этом случае располагаемый доход бу- дет равен Y – tY или Y(1–t). Выведите формулу мультипликатора автоном- ных расходов в данной ситуации.
Подсказка: вам нужно решить следующую систему уравнений для Y
Y = C + I + G + NX,
C = A + cY(1-t),
остальные компоненты совокупного спроса фиксированы I=I, G= G, NX = NX
b.
Пусть c = 0,5, t = 0,2. Посчитайте мультипликатор в случае, когда собира- емые налоги зависят от дохода и в случае, когда не зависят (t = 0).
c.
Насколько изменится величина совокупного спроса, если инвестиции упа- дут на 100 в обоих случаях? Прокомментируйте полученный результат.
7. Экономисты считают «индекс несчастья» как уровень инфляции + уровень
безработицы. Как вы думаете, почему этот индекс получил такое название?
8. Покажите действие денежной трансмиссии в случае снижения Централь-
ным банком ставки рефинансирования.
9. Представьте себе две соседние страны А и В. В стране А случился крах фон-
дового рынка.
a.
Что произошло с совокупным спросом и предложением страны А?
b.
Что произошло с выпуском и уровнем инфляции страны А?
c.
Что произошло со ставкой процента страны А?
d.
Что произошло с обменным курсом страны А?
e.
Что произошло с чистым экспортом страны В?
f.
Что произошло с уровнем выпуска и инфляцией в стране В?
g.
На какие еще компоненты совокупного спроса страны В может повлиять финансовый кризис в стране А?


469
Граница Производственных Возможностей h.
Обобщите свои выводы. Каким образом кризис в одной стране может рас- пространиться на другие?
i.
Каким образом оздоровление экономики одной страны может повлиять на другие?
10. К какому виду шока можно отнести перечисленные «великие» кризисы XX
века и как они повлияли на уровень выпуска и инфляции в тех странах, ко-
торые затронули? Какие «лекарства» вы могли бы посоветовать прави-
тельствам стран, оказавшихся в данной ситуации?
a.
Великая Депрессия, начавшаяся как следствие краха на Нью-Йоркской бирже.
b.
Нефтяной кризис 1970-х годов, спровоцированный сокращением добычи нефти странами членами ОПЕК.
c.
Затяжная рецессия в Японии 1990-х годов, начавшаяся с банковского кри- зиса, который стал следствием накопления японскими банками большого количества плохих долгов.